Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:19, реферат
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально - гуманитарный колледж»
(БУ «НСГК»)
(реферат
по дисциплине «Социальная психология»)
Работа выполнена:
Студенткой 309Я группы
Специальность 0303
Иностранный
язык
Работа проверена:
Преподавателем дисциплины
Козловой
С.В.
Нижневартовск
2010
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Другие определения религии:
Одной из религий является конфуцианство. Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
По определению Л. С. Васильева: “Не будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия, конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации”. По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека (“цивилизованного” , а не “варвара”) в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.
Возникновение конфуцианства всегда ассоциируется с Древним Китаем. В чем же состоит специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае?
Трезво мыслящий китаец конечно не задумывается над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, однако он всегда видит перед собой эталон доброчести и считает своим долгом ему следовать. Китаец выше всего ценит материальную оболочку, то есть собственную материальную жизнь. Значительными и общепризнанными пророками тут считались, прежде всего, те, кто учил жить достойно в соответствии с принятой нормой - жить ради жизни, а не ради благополучия в том мире или спасения от страданий.
Все эти специфические
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .
Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.
К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте ( по представлениям китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского - "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из братьев , Ни - глина ) .Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни . Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ , ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина вернулась в свой родной город .
Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила , выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех . Жили они очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками . Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием несправедливости , чувством особой любви к родителям , знанием многих религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены , каждый день читала молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на бедность , мать растила его достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие . Узнав об опыте своих предков , среди которых были талантливые люди , проявившие себя во многих областях человеческой деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого , нужны и другие достоинства . Когда Конфуцию было семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .
С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.
Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу , которой раньше занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному , но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные отношения с представителями низших слоев аристократии и давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то время Конфуций усиленно занимается самообразованием . Судьба , словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой , природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них рождается сын , названный Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи , сначала управляющим складов , затем домашним слугой и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности .
Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я освободился от сомнений.
В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном касающиеся управления государством и обществом . Более четко сформулировав эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые ученики , некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни . Желая использовать свои учения в практической деятельности , Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление . Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и ,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний , смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает свои рекомендации по управлению государством .
Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком . По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником . Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и , продвигаясь по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя ) . На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями . Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост . После этого для Конфуция наступает пора странствий .
Долгие
четырнадцать лет он в окружении
учеников путешествует по Китаю , прославившись
еще больше . Однако его желание
вернуться на родину усиливается , и
вскоре при содействии одного из бывших
учеников Конфуций с большими почестями
возвращается домой как очень уважаемый
человек . К его помощи прибегают цари
, многие из которых зовут его к себе на
службу . Но Конфуций прекращает поиски
"идеального" государства и все больше
внимания уделяет своим ученикам . Вскоре
он открывает частную школу . С целью сделать
ее более доступной Учитель назначает
минимальную плату за обучение . После
нескольких лет преподавания в своей школе
на семьдесят четвертом году жизни Конфуций
умирает . Произошло это в 478 году до нашей
эры .
Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все возвращается к своему истоку.
Кульминация конфуцианского культа прошлого – “исправление имен” (“чжэн мин”). Конфуций признавал, что “все течет” и что “время бежит, не останавливаясь”. Поэтому конфуцианское “исправление имен” означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому Конфуций учил, что государь должен быть государем, сановник – сановником, отец - отцом и сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности - конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как “взаимность”, “золотая середина”, “человеколюбие”, составляющие в целом “правильный путь” - дао.
В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, “ци” ) делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.
В своей основе конфуцианство занято вопросами стабильности и целостности общества. Конфуций огромное внимание уделяет поведению людей. Он сконструировал некий эталон, объект для подражания (цзюнь-цзы). Этот высокоморальный эталон должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувство долга. Понятие гуманности (жень) трактовалось Конфуцием весьма широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Жень – это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние, по мнению философа. Однако и одной гуманности недостаточно для настоящего цзюнь-цзы. Он должен был обладать чувством долга (и), продиктованным внутренней убеждённостью, что следует поступать так, а не иначе. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Обусловлено чувство долга никак не может быть расчётом. Здесь очень важны знания, и потому в понятие «и» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).