Католическая и православная реформация:перестройка хозяйственной этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:02, реферат

Описание работы

Реформация - 1) преобразование, улучшение,-2) Историческое, церковное и общественное движение в Западной Европе в XVI в., направленное против злоупотреблений католической иерархии с папой во главе, стремившееся к очищению церковного строя и христиа

Содержание

Введение. 3
Реформация в Германии 5
Реформация в Швейцарии 7
Реформация в Англии. 9
Реформация во Франции. 10
Вестфальский мир. Окончание Реформации. 11
Основные причины Реформации в странах Западной Европы. 11
Контрреформация в Западной Европе. 11
Православная реформация. 12
Перестройка хозяйственной этики. 13
Подходы к изучению последствий Реформации. 14
Заключение. 16
Список литературы……………………………………………………... ……17

Работа содержит 1 файл

История экономикиреферат.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

  Контрреформация в Западной Европе.

   Реформация  вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая  получило название Контрреформации. В  итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Франция оказалась государством, где государственной религией был  католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.

  Православная  реформация.

   В наше время, когда люди слышат слова  протестантизм, реформация, то прежде всего вспоминают Средневековую Европу и таких людей как Мартин Лютер, Кальвин, Цвингли, Гус. Однако мало кто знает, что на Руси задолго до этого была осуществлена попытка церковной реформы. Зародилась эта реформа в лоне православной церкви и была возглавлена самим Московским митрополитом, первосвятителем русской православной церкви (до 1589 года во главе православия на Руси стоял не патриарх, а митрополит), более того, великий князь Всея Руси Иван Третий Великий (1462—1505) также поддержал реформу. На мой взгляд, Реформация  на Руси носила теологический характер, и направлена была большей частью на изменения церковных укладов. Особых последствий для экономического состояния государства православная Реформация не принесла. Последствием же Реформации на территории Западной Европы для Руси стало переселение достаточно большого количества европейцев, приверженцев лютеранской и протестантской церкви. Именно в этот период в торговых городах Русского Царства появилась так называемая «немецкая слобода», где жили в основном протестанты. Переселение, влияло на развитие и совершенствования в России ремесленных промыслов и обогащая населения знаниями, посредством заимствования. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).  Во времена Петра церковь окончательно была подчинена государству. Одним из высших государственных органов был организованный в 1721 году синод, который ведал делами православной церкви (в частности толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками). Возглавлял его обер-прокурор, назначенный царем. В 1917—1918 гг. синод переименовывается в Священный синод.

        Перестройка хозяйственной этики.

   Концепцию протестантской этики сформировал  немецкий политический философ и  социолог Макс Вебер. Он исследовал воздействие  религии на экономическую жизнь, утверждая также, что не менее  важны и обратные влияния. Англоязычное обществоведение добавляет сюда и английского историка Ричарда  Х. Таунли. Оба ученых увидели сильную  зависимость между протестантской этикой и возникновением и развитием  капитализма.  
М. Вебер обнаружил факт, что современный капитализм развился главным образом в тех областях Европы, где в ходе протестантской реформации раньше укоренился протестантизм; это произвело на него очень сильное впечатление. В книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.) Вебер доказывал, что между религиозной реформацией и становлением капитализма существовала  причинная связь.

   Новыми нормами экономического поведения людей и характер отношений между ними стали честность, умеренность, бережливость, предусмотрительность; хорошо выполнять свою работу и за счет этого богатеть, расходы никогда не должны превышать доходы; деньги всегда должны быть в обороте и приносить доход; избегать сомнительных сделок и неоправданного риска, основывая дело на трезвом расчете. Формируется новый тип делового человека - активного, предприимчивого, бережливого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового идти на разумный риск.

        Подходы к изучению последствий Реформации.

   В XVI в., когда религиозные вопросы  и церковные споры выдвинулись  на первый план, термин реформация получил  более узкий смысл. То же самое  случилось и с изучением реформационного  движения. Современники, писавшие об этом событии в разных странах, были всегда сторонниками того или другого из боровшихся между собой вероисповеданий  и смотрели на события главным  образом с церковной точки  зрения, которая и утвердилась  в последующей историографии  реформационного движения.

   Лишь  в середине XIX в. религиозная Реформация стала изучаться еще и с другой точки зрения. Почин в этом отношении был сделан немецкими учеными, обратившими особенное внимание на политическую, культурную и социальную сторону немецкой реформации первой половины XVI в. В своей "Немецкой истории в эпоху реформации" (1839—1847) Ранке выдвинул на первый план политическое значение немецкой реформации. Одновременно с ним Гаген, в своих "Литературных и религиозных отношениях Германии в эпоху реформации" (1841—1844), изобразил культурную сторону реформации, в связи с другим движением эпохи — гуманистическим. Наконец, тогда же Циммерман положил начало изучению реформации с социальной точки зрения, написав "Историю великой крестьянской войны".

   В последствии, в исторической литературе начались попытки определения значения реформации с экономической точки зрения: не только пытаются свести реформации к экономическим причинам, но и вывести из неё экономические следствия. Особый интерес имеет вопрос о связи религиозной Реформации с экономической историей по отношению к классовым различиям западноевропейского общества XVI в. Причины недовольства католическим духовенством и церковными порядками, имевшие очень часто экономический характер (обеднение дворянства, тяжесть десятины, обременение крестьян поборами), были далеко неодинаковы в отдельных сословиях и классах, на которые распадалось тогдашнее общество. Если не классовые интересы сами по себе заставляли ту или другую часть населения становиться под знамя той или иной формулы, как это часто наблюдается в реформационную эпоху, то во всяком случае классовые различия оказывали влияние, хотя бы косвенное, на образование религиозных партий. В руках духовенства и монастырей сосредоточено было громадное количество населенных имений. Там, где происходила секуляризация церковной собственности, совершался, поэтому, целый аграрный переворот, имевший важные экономические последствия. За счет духовенства и монастырей обогатилось преимущественно дворянство, с которым государственная власть, производившая секуляризацию, большей частью делилась своей добычей. Секуляризация церковной собственности совпала по времени с двумя важными процессами в социальной истории Западной Европы. Во-первых, повсеместно происходило обеднение дворянского сословия, которое, ища способов поправить свои дела, с одной стороны налегло на крестьянскую массу, как это мы видим, например, в Германии, в эпоху великой крестьянской войны, а с другой — стало усиленно стремиться к овладению поземельной собственностью клира и монастырей. Во-вторых, в это время начался переход от прежней, средневековой формы хозяйства к новой, рассчитанной на более обширное производство. Старые способы извлечения доходов из земли легче всего могли удерживаться там, где собственность сохраняла прежних владельцев — а нигде до такой степени не господствовал хозяйственный консерватизм, как на церковных землях. Переход последних к новым владельцам неизбежно должен был содействовать переменам хозяйственного характера. Церковная Реформация помогала здесь процессу, коренившемуся в экономической сфере.

  Заключение.

   Ф. Энгельс определил революционизирующее  протекание реформаторского движения как первую решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта  характеристика относится к немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные  революционные черты содержатся в каждом антифеодальном ориентированном  реформаторском движении, ибо в нем  отражаются освободительные интересы наступающего мещанства, зародыша будущей  буржуазии. Реформация была международным  движением, она не закончилась с  поражением Крестьянской войны в  Германии, но продолжалась в дальнейшем революционном цикле.3

     Реформация, одно из крупнейших  событий всемирной истории. Хотя  весьма часто событие это называется  более определенно религиозной  (или церковной) реформацией, но  в действительности оно имело  гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как  в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории  и экономической жизни Западной Европы да и всего мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы.

  1. Малый энциклопедический словарь Брокгауза  и Ефрона.
  1. Большая Советская  энциклопедия.
  2. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш И. И. Богута.— М.: Мысль, 1994.— 590.
  3. Иванова Т. Б. , Гончарова Л. И.  История экономики 2006
  4. Кузнецова О. Д. История экономики. Учебник 2002
  5. М. Ю. Смирнов Реформация и протестантизм 2006
  6. Порозовская Б. Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 1997
  7. Карева В. В. История Средних веков 2004

Информация о работе Католическая и православная реформация:перестройка хозяйственной этики