Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:15, реферат
Ритуальная практика иудаизма является темой данной работы и будет освещена на примерах календарного цикла благочестия, включающего еженедельные и ежедневные молитвы и обряды, а также ежегодные празднества и святые дни жизненного цикла благочестия, протекающего от рождения до смерти человека, и выполнения над ним «кризисных» обрядов.
Иудаизм является важнейшим элементом еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность. Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь.
Ритуальная практика любой религии неотделима от ее истории и структуры, поскольку все религиозные обряды укоренены в истории и являются практическим отражением структуры. Каждая религия реализует себя на практике по-своему, при помощи коллективных богослужений и празднеств или индивидуальных молитв и медитаций. Тем не менее, три категории религиозных действий можно обнаружить практически в любом уголке мира: обряды, привязанные к годовому кругу; ритуалы, сопровождающие события жизненного цикла; и действия, удовлетворяющие индивидуальным потребностям каждого отдельного человека. Годовой круг характеризуется набором ритуалов и празднеств, отмечающих движение календарного года и обычно повторяющихся без изменений из года в год. Ритуалы жизненного цикла связаны с определенными этапами человеческой жизни и сопровождают человека от рождения до самой смерти[1].
Ритуальная практика иудаизма является темой данной работы и будет освещена на примерах календарного цикла благочестия, включающего еженедельные и ежедневные молитвы и обряды, а также ежегодные празднества и святые дни жизненного цикла благочестия, протекающего от рождения до смерти человека, и выполнения над ним «кризисных» обрядов.
«В традиционном иудаизме все аспекты жизни ритуализованы галахическими предписаниями, начиная с пробуждения и первой утренней молитвы и заканчивая последней молитвой перед отходом ко сну. Пища, занятия, поступки — все это разделено на разрешенное и неразрешенное, «мутар» и «асур». Другими основными понятиями иудаизма являются «хаййав» и «патур» — обязательное и необязательное, «кодеш» и «хол» — священное и мирское. Иудей, соблюдающий традиции, крайне скрупулезен в выполнении своих галахических обязанностей, т.е. точен в том, что касается положенного времени и способа соблюдения заповедей.
Галахические обряды личного и общественного порядка облекают идеологию иудаизма в конкретные формы. Каждый ритуальный акт, которыми наполнен день иудея, должен вызывать ассоциации с определенными историческими событиями и с моральными ценностями, составившими основу иудаизма. Характерно, что верующего иудея называют не «верующим», а «шомер мицвот», т.е. «соблюдающим заповеди», так как вера, в понимании иудаизма, должна выражаться в соблюдении галахических обязанностей[2].
Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Молитва должна твориться в глубокой сосредоточенности, погруженности в себя. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна.
Все мужчины после 30 лет должны трижды в день молиться и во время утренней молитвы надевать филактерии (тфеллины), представляющие собой ритуальные коробочки, в которых помещаются цитаты из Библии; во время утренней молитвы их укрепляют с помощью кожаных тесемок на лбу и на левой руке. Эта древняя традиция связана с тем местом из Библии, где Бог говорит, что его поучения должны быть «знаком на руке твоей и отметиной между глаз твоих». Таким образом, тфеллин на лбу символизирует обязанность служить Господу через ум, а на левой руке, возле сердца, — через эмоции. Только после утренней молитвы иудей может завтракать. Этому предшествуют ритуальное, с молитвой, омовение рук и благословение пищи: «Благословен Ты, Господь наш Бог, царь Вселенной, который дает земную пищу». После еды произносятся благодарственные молитвы Богу, «который поддерживает все живое». В течение дня любое событие в природе, нечто удивительное или простое чудо захода солнца, любое событие в жизни людей: приход или уход гостя, зрелище человеческого величия или несчастья — все это может служить поводом для особой молитвы. В этом проявляется отношение религиозного иудея к жизни как к божественному дару. Старое раввинистическое речение говорит, что человек, получающий блага земные и не воздающий за них благодарность Богу, поступает как вор.
Суббота (шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его". (Быт.,2:3). Во-вторых, это напоминание об исходе из Египта, где евреи находились на положении рабов и по своей воле не могли ни работать, ни отдыхать.
К субботе у верующих евреев особое отношение. В литургии она именуется "невестой" - как воплощение чистоты и красоты; "царицей" - как символ величия. Это не просто день отдыха, освобождение от будничных забот и тягот, день не работы; это святой день, когда "тело отдыхает, а душа освежается и возвышается".
С древности у верующих евреев существует тщательно разработанный ритуал отмечания субботы, ставший важной частью жизненного уклада, материального и духовного быта евреев. Он проявляется в уборке квартиры, в одежде и еде, в характере трапезы, в особом общении людей между собой - в семье, в синагоге, на улице. Традиционное субботнее приветствие: "шаббат шалом".
В жизни иудея нет другого такого случая, когда бы так четко были выражены императивы веселья, связанного с возможностью служения Господу, и галахическое противопоставление «разрешено—запрещено», «сакральный—светский», как это происходит в Шаббат, который начинается в пятницу вечером с момента захода солнца и заканчивается поздним вечером в субботу. По этому поводу существует поговорка: «Всякий торопится начать Шаббат и медлит его завершить».
Шаббат — это центральное событие недели, ее кульминация. Заранее приготовляются традиционные для этого дня блюда, приглашаются гости, которым может стать даже малознакомый человек, все дела и работы прерываются. С классических времен повелось, что в Шаббат каждый иудей — царь, его жена — царица, и народ по-царски встречает Царицу-Субботу в радости от ожидания рая и спасения. Еще в древних источниках суббота-Шаббат называется чудом Господа, особым выражением Божьей милости к народу Израиля.
Начинается суббота в пятницу вечером. Вечернее богослужение в пятницу называется "кабалат шаббат" - "встреча субботы". Вернувшись, домой из синагоги (или, помолившись дома), семья собирается за субботним столом. Зажигаются субботние свечи; поют традиционный гимн "Шалом алейхем" (Мир всем, ивр.); глава семьи благословляет детей, затем произносит благословение над вином - "Кидуш" - "освящение субботы"; если вина нет - над субботними халами. Далее следует трапеза (по особому ритуалу).
Утренняя субботняя молитва - самая торжественная и длинная из всех богослужений недели. Одно из главных занятий в субботу - изучение Торы, других религиозных книг, сочинений по еврейской истории и философии.
Заканчивается суббота с появлением вечером первых звезд. Ритуально завершает субботу обряд "Гавдала", что значит "отделение", "разделение", который проводят после вечерней молитвы в синагоге или дома: над вином и над ароматными травами при свете многофитильной свечи, произносят особое благословение.
Кроме системы обрядов суточного и годичного циклов, существует система обрядов, определяющих личную жизнь иудея. Эти церемонии знаменуют начало нового жизненного этапа или изменение социального статуса человека. Смысл этих обрядов заключается в том, что они выражают идею о постоянстве общества, обладающего непреходящими ценностями, хотя отдельный человек смертен, а его жизнь представляет собой постоянное движение от одной стадии к другой. Кроме того, обряды жизненного цикла выражают иерархию принятых в обществе ценностей, которым должен соответствовать человек на каждой своей жизненной стадии.
Когда рождается младенец мужского пола, ему обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществляется на тридцатый день после рождения. Девочек нарекают именем в синагоге.
В связи с началом обучения детей совершают посвятительные обряды. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторых реформистских общинах также девочки) участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки. В 19 в. в консервативных и реформистских общинах для юношей и девушек была введена церемония конфирмации, совершаемая обычно в день праздника Шавуот.
Когда мальчик впервые призывается к Торе, отец дает ему благословение в ознаменование того, что мальчик теперь стал взрослым.
«У девочек совершеннолетие наступает в возрасте двенадцати лет и одного дня, т.е. тогда, когда у нее должны начаться менструации. Она получает специальную подготовку для правильного содержания дома и соблюдения всех подобающих обрядов, она знает специальные правила о соблюдении чистоты во время месячных, ознакомлена с некоторыми сакральными текстами. В последнее время некоторые из евреев стали давать девочкам академическое образование, включающее в себя более полное знакомство и изучение традиционной литературы иудаизма.
Строгие приверженцы традиции стоят за обязательное разделение полов и исключительно второстепенную роль женщины в ритуалах. Другие отвергают традиционные правила — разделение мужчин и женщин во время молитвы, формальное удаление женщин из молитвенного собрания, меньшая строгость, предъявляемая к женщинам в исполнении заповедей.
Сейчас этот вопрос решает каждая община внутри себя, так или иначе трактуя галахические предписания[3].
Сначала происходит торжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно не практикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой – балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистов одно). В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительное благословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемонии также зачитывается брачный контракт (кетубба)[4]
Перед
смертью умирающий
Формирование национальных праздников - это сложный многоуровневый процесс, на который влияют культура, религия народа и его история. В праздниках наиболее ярко проявляются национальные особенности и связь с коллективной памятью народа. Большая часть праздников тесно связана с событиями реальной или мифологической истории этнической группы, и, по сути, является воспроизведением в настоящем какого-то священного события, происходившего в мифическом прошлом. Можно сказать, что посредством участия в праздничном действе люди погружаются в священную историю, в так называемое время мифа, противостоящее повседневной реальности.
Информация о работе Иудаизм, обряды, праздники, богослужение