Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:20, реферат
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии.
1.
Возникновение христианства.
1.
1 Исторические условия
История
христианской религии насчитывает
уже более двух тысяч лет, само
христианство насчитывает наибольшее
число сторонников в мире и
является ныне едва ли не наиболее распространенной
мировой религией, доминирующей в Европе
и Америке, имеющей весомые позиции в Африке
и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию),
а также в ряде регионов Азии. [2, с. 164]
Однако
человечество перед тем, как отдать
предпочтение этой мировой религии, проделало
большой исторический путь, на протяжении
которого формировались и шлифовались
религиозные представления и верования.
[1, с. 43-47]
История
религиозных представлений и
верований, со времени их возникновения
в условиях первобытнообщинного строя,
его разложения и перехода в рабовладельческое
общество, свидетельствует, что ранние
религиозные представления имели тенденцию
к убыванию фантастичности мифологических
образов и все более приобретали человеческую,
антропоморфную форму. Большой конкретности
и достаточной степени выразительности
антропоморфизм божеств достигает на
политеистической стадии развития религиозно-мифологических
представлений, классические образы которых
дает мифология древних греков и римлян.
Высший
этап развития религиозных представлений
и верований в обществе тех далеких времен
наступает, когда из многочисленного пантеона
божеств на передний план выдвигается
один. При этом часть существенных свойств
и качеств различных богов переносится
на одно, главное божество. Постепенно
культ и поклонение одному богу вытесняет
верования в других богов.
Эта
тенденция или этап в развитии
религиозных верований и
Христианство
возникло в первом веке в восточной
части Римской империи. В этот период
Римская империя являлась классическим
рабовладельческим государством, включающим
десятки стран Средиземноморья. Однако
к первому веку мощь мирового государства
была подорвана, и оно находилось в стадии
упадка и распада. На его территории установились
достаточно сложные религиозные отношения
между носителями разных верований.
Это
было вызвано рядом факторов: во-первых,
шел процесс разложения национальных
религий, начавшийся еще в эллинистическую
и завершившийся в римскую
эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного
взаимодействия различных национальных
и племенных верований и обычаев - синкретизм.
Религиозный синкретизм сводился тогда
прежде всего к проникновению ближневосточных
представлений и образов, имеющих тысячелетнюю
историю, в сознание и религиозную жизнь
античного общества.
На
основе взаимопроникновения и слияния
различных сторон вероучений и культов
происходило образование
Христианство
возникло на перекрестке эпох, культур,
смогло объединить достижения духовно-практической
деятельности человечества и приспособить
их для нужд новой цивилизации, оставив
за порогом дряхлые одежды родоплеменных
и национальных религиозных представлений
и верований. Сила христианства проявилась
в том, что оно смогло дистанцироваться
от узких рамок территориальной обособленности
этносов.
1.
2. Социокультурные предпосылки
христианства.
К
середине I века настало время, когда
уверенность римлян в том, что
их мир наилучший из возможных миров,
осталась в прошлом, на смену этой уверенности
пришло ощущение неминуемой катастрофы,
крушения вековых устоев, близкого конца
света. В социальных низах возрастает
недовольство властвующими, которое периодически
принимает форму бунтов, восстаний. Эти
бунты, восстания жестоко подавляются.
Настроения недовольства не исчезают,
но ищут иные формы своего удовлетворения.
[3, с. 148-149]
Христианство
в Римской империи
Обличение
испорченности мира, его греховности,
обещание спасения и установление царства
мира и справедливости - таковы социальные
идеи, которые привлекли на сторону христианства
сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей.
Они давали надежду на утешение всех страждущих.
Именно этим людям, как следует из Нагорной
проповеди Иисуса и Откровения Иоанна
Богослова, прежде всего было обещано
Царство Божие. Те, которые здесь первые,
там станут последними, а последние здесь
- там будут первыми. Зло будет наказано,
а добродетель вознаграждена. Страшный
суд свершится и всем воздастся по их делам.
Значительная
роль в объяснении процесса социокультурного
и естественного механизма
2.
Распространение христианства.
Христианство
возникло как религия униженных
и оскорбленных, угнетенных рабством,
воплотив в себе протест против существующих
в обществе отношений, против социального
гнета.
Широко
распространившись, эта религия стала
казаться опасной официальным властям
и не могла не вызвать чувства тревоги,
а в известной степени встретила и враждебное
отношение к себе со стороны государства.
Как свидетельствуют исторические источники,
христианство в первые три века своего
существования было гонимой религией.
Христиан первоначально отождествляли
с иудеями. Вначале враждебность местного
населения разных провинций к христианам
определялась не сущностью их учения,
а их положением чужаков, отрицавших традиционные
культы и верованию Примерно таким же
образом к ним относились и римские власти.
Под
своим именем христиане появляются
в сознании римлян в связи с
пожаром города Рима при императоре
Нероне. Нерон обвинил в поджоге
христиан и в связи с этим многие
христиане повергались жестоким пыткам
и казням. Одной из главных причин преследования
христиан служил их отказ приносить жертвы
перед статуями императора или Юпитера.
Отказ означал неповиновение властям
и, по сути дела, непризнание этих властей.
Христиане первых веков, следуя заповеди
«не убий», отказывались служить в армии.
В
то время против христиан велась активная
идеологическая борьба. В общественном
сознании распространялись слухи о
христианах как безбожниках, святотатцах,
аморальных людях, совершавших каннибальские
обряды.
Подстрекаемый
такими слухами, римский плебс неоднократно
устраивал массовые избиения христиан.
Из исторических источников известны
случаи мученической казни отдельных
христианских проповедников: Юстина-Мученика,
Киприана и других. В этих условиях
раннехристианские авторитеты стремились
ободрить своих приверженцев, внушить
им идею их особого положения, богоизбранничества.
Фанатичное самопожертвование, страдания
за веру они представляли как наиболее
богоугодное дело.
Однако
эти гонения привели лишь к
отпаданию от христиан части колеблющихся
элементов, сама же церковь и ее организация
укрепилась и закалилась в борьбе с государством.
Отдельные
императоры и правители провинций
в своей деятельности иногда пытались,
и небезуспешно, опереться на христианские
общины. Сначала это происходило от случая
к случаю, в 311 году римский император Галерий
приказал отменить гонения христиан. Через
два года Миланским эдиктом Константина
и Лициния христианство было признано
терпимой религией. Согласно этому эдикту,
христиане имели право открыто совершать
свой культ, общины получили право владеть
имуществом, в том числе и недвижимым.
А в 324 году христианство было признано
государственной религией Римской империи.
После
этого христианство уже окончательно
перестало быть религией рабов и угнетенных:
оно превратилось в господствующую религию,
поддерживаемую государством.
Основные
положения христианского
В
период с IV по VIII вв. происходило укрепление
христианской церкви, с ее централизацией
и строгим выполнением
Множество
различных народов объединяла Римская
империя, и это позволило христианству
проникнуть во все ее отдаленные уголки.
Однако различия в уровне культуры, жизненных
укладах разных народов государства вызвали
разную интерпретацию противоречивых
мест в вероучении христиан, что явилось
базой возникновения ересей среди вновь
обращенных. А распад Римской империи
на ряд государств с различным социально-политическим
устройством возвел противоречия в богословии
и культовой политике в ранг непримиримых.
[1, с. 58]
3.
Разделение христианских
3.
1. Причины и условия
Угроза
схизмы, что в переводе с греческого
означает «раскол, разделение, распри»,
стала реальной для христианства
уже в середине IX в. Обычно причины
схизмы ищут в экономике, политике,
в личных симпатиях и антипатиях
римских пап и
А
между тем, католицизм и православие
имели такие особенности, которые
существенным образом повлияли на сознание,
быт, поведение, культуру, искусство, науку,
философию Западной и Восточной Европы.
Между католическим и православным миром
сложилась не только конфессиональная,
но и цивилизованная граница. Христианство
не представляло собой единого религиозного
течения. Распространяясь по многочисленным
провинциям Римской империи, оно приспосабливалось
к условиям каждой страны, к сложившимся
социальным отношениям и местным традициям.
Следствием децентрализации Римского
государства было возникновение первых
четырех автокефальных (самостоятельных)
церквей: Константинопольской, Александрийской,
Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от
антиохийской церкви отделилась Кипрская,
а затем Грузинская православная церковь.
Однако дело не ограничивалось только
разделением христианских церквей. Некоторые
отказывались признавать решения вселенских
соборов и утвержденную ими догматику.
В середине V в. армянское духовенство
не согласилось с осуждением монофизитов
Халкидонским собором. Тем самым армянская
церковь поставила себя в особое положение,
приняв догмат, противоречащий догматике
ортодоксального христианства.
Одним
из самых крупных разделений христианства
было появление двух основных направлений
- православия и католицизма. Этот
раскол назревал в течение нескольких
столетий. Он определялся особенностями
развития феодальных отношений в восточных
и западных частях Римской империи и конкурентной
борьбой между ними.
Предпосылки
раскола возникли еще в конце
IV начале - V в. Став государственной
религией, христианство было уже неотделимо
от экономических и политических
потрясений, переживаемых этой огромной
державой. Во время Никейского и I Константинопольского
соборов оно выглядело относительно единым,
несмотря на внутренние распри и богословские
споры. Однако это единство зиждилось
не на признании всеми авторитета римских
епископов, а на власти императоров, которая
распространялась и на религиозную область.
Так, Никейский собор проходил под руководством
императора Константина, а римский епископат
на нем представляли пресвитеры Витус
и Винцент.