История христианства до разделения церквей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Апостольский этап в развитии христианской церкви (I в.). Церковь во II – начале IV вв. Катакомбный период
Церковь в IV – середине ХI вв. на Западе и Востоке.

Работа содержит 1 файл

Религиоведение.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

843 г. – в столице империи  был совершен торжественный крестный  ход с иконами (в честь этого  в первое воскресенье Великого  Поста ежегодно отмечается праздник День Торжества Православия).

С IV в. в Церкви появляется институт монашества, его истоки – в движении пустынников III в. в Египте (именно отсюда идет традиция Прощенного Воскресенья – перед Великим постом отцы-пустынники расходились в разные стороны пустыни держать пост, зная, что могут умереть от диких зверей или разбойников, а потому просили прощения друг у друга).

Основоположником монашества считается Св.Антоний Великий – он выработал двуединую формулу-правило монашеской жизни «трудись и молись». Св.Антоний стал основателем скитской (отшельнической) формы христианского монашества – т.е., это были общины отдельно живущих монахов, которых время от времени посещал духовный настоятель.

Св. Пахомий Великий – создатель второй формы монашества – киновии (монашеского общежития в монастырях).

Св. Симеон Столпник – основал особый род монашеского подвижничества – столпничество (несколько лет он простоял на столпе, не сходя с него).

Св. Иоанн Лествичник – автор знаменитой нравоучительного руководства «Лествицы».

На Западе организатором монашеского движения был Бенедикт – основатель Ордена бенедиктинцев – заложил традиции большего упора западного монашества на внешнюю дисциплину.

С IV в. начинается сооружение христианских храмов (император Константин и его  мать Елена построили храм в Иерусалиме на месте Гроба Господня, храм Св. Софии в Константинополе – «жемчужина православия», Латеранский собор в Риме и т.д.). Первоначально церкви строили в форме базилик – четырехугольные, затем стали создавать восьмиугольные храмы со сводом.

В VII в. в Церквах появляются колокола (до этого на службы созывали деревянные била, потом появляются маленькие  колокольчики, первые литые колокола появились на Западе).

Литургия (служба с причастием) первоначально  служилась в полночь, затем она  была перенесена на утреннее время.

Как литургия называется по латыни?

Постепенно накапливались различия между западной и восточной частями  православной Церкви

- на Западе исторически сложилась как строго централизованная система (глава всей Западной Церкви – Папа, на Востоке – принцип автокефалии – каждая поместная Церковь самостоятельна).

- папство стало предъявлять  претензии на верховенство в  управлении всей православной  Церкви, в то время, как на  Востоке сложился Диптих чести – главы крупнейших поместных Церквей там были расположены в следующем порядке: 1.Папа Римский; 2.Константинопольский патриарх; 3.Александрийский патриарх; 4.Антиохийский патриарх; 5.Иерусалимский патриарх. Но это мыслилось только как первенство по чести, не более.

- догматические различия (филиокве)

Когда и где впервые  на Западе в Символ Веры было внесено  филиокве?

- канонические различия: введение опресноков вместо квасного хлеба в евхаристии (началось с V в. в Италии, к Х в. утверждено по всей Западной Церкви), дни поста: на Востоке – среда и пятница, как и у ранних христиан, на Западе – суббота и т.д..

- литургия на Западе стала  вестись строго на латыни, латынь стала выпячиваться как единственный боговдухновенный язык, латинский перевод Библии, созданный Иеронимом Блаженным, стал единственным официальным текстом Библии на Западе, в то время, как на Востоке использовали различные национальные языки.

- два разных идеала взаимоотношений  церкви и государства: западное  христианство выработало идеальную  модель папоцезаризма («Папа и есть цезарь, царь») – т.е., Папа Римский выше королей, восточное христианство выработало идеал симфонии («созвучия») – власть церкви и власть государства на равных. С IХ в. для подкрепления своей позиции Папство стало использовать т.наз. Лже-Исидоровы декреталы (позднее было доказано, что это - фальшивки).

Вспомните, какой документ был центральным в Лже-исидоровых декреталах?

Нужно отметить, что христианство приносит совершенно новое понимание власти. Лучше всего его иллюстрирует мысль из Библии: «Нет власти на земле, кроме как от Бога».  Далекие от церкви люди иногда понимают эту мысль очень плоско – якобы христианство повелевает пассивно подчиняться любой, даже самой тиранической власти. Ничего подобного христианство никогда не заявляло. Согласно христианской доктрине, любая власть от Бога, но либо в виде награды, либо в виде наказания за грехи. Очень хорошо это демонстрирует одно предание. Однажды в Византийской империи к власти пришел кровавейший император Фока, который истребил огромное количество людей, казнил многих своих родственников. Один благочестивый монах взмолился богу, вопрошая: «Неужели и эта власть от Тебя?». Предание говорит, что он получил такой ответ от Бога: «Я долго искал для византийцев, погрязших во всевозможных грехах  самого худшего правителя. Но не нашел никого, хуже Фоки».

Вспомните основные этапы  российской истории. Как Вы думаете, когда, по мнению церковных авторов, была наиболее близка к идеалу симфонии Россия?

Нынешний Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из первых своих публичных выступлений перед Президентом РФ и политической элитой страны отметил: «Церковь заботится о небесном, государство - о земном. Как нельзя небо оторвать от земли, так нельзя Церковь оторвать от государства». О какой модели взаимоотношений Церкви и государства говорит Патриарх?

 

Основные христианские праздники

Пасха – «Праздник Праздников» - самый главный праздник, стоящий над всеми остальными. В первые века н.э. христиане в разных местах праздновали Пасху по-разному. С IV в. празднование Пасхи стало осуществляться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (в разные годы это приходится на промежуток от 22 марта по 25 апреля по старому стилю) – существует 19 летний пасхальный круг. Католическая церковь в ХVI в. перешла на Григорианские пасхалии, в результате чаще всего католическая Пасха празднуется раньше православной (иногда на месяц раньше).

Когда православные в  России в этом году будут праздновать  Пасху?

Двунадесятые праздники. 12 праздников особо выделяемых в христианстве. Они делятся на переходящие и непереходящие. Три переходящих праздника привязаны к Пасхе, поэтому их даты по солнечному календарю подвижны, девять непереходящих праздника каждый год празднуются в один и тот же день по привычному для нас солнечному календарю.

Переходящие двунадесятые праздники:

1. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) – за неделю до Пасхи. Празднуется в память о входе Христа в Иерусалим, народ встречал его пальмовыми ветками с криком «Осанна!» - это царственное приветствие. Этот праздник знаменует будущее воцарение Христа. На Руси пальму заменили вербой (она первой расцветает). Накануне Вербного празднуется примыкающая к нему Лазарева суббота – Библия говорит, что в этот день Христос воскресил Лазаря – поэтому еще один смысл – победа над смертью, предвосхищающая Пасху.

2. Вознесение – на 40 день после Пасхи. Библия говорит, что в этот день Христос являлся апостолам, беседовал с ними, а затем вознесся на Небо в облаке на г. Елеонской около Вифании. Смысл праздника – учиться возноситься духом к Богу

3. Троица (Пятидесятница) – через 10 дней после Вознесения, на 50 день после Пасхи. Библия говорит, что в этот день на апостолов сошел Св.Дух в виде огненных языков. Смысл праздника – раскрытие полноты Божьей воли

Вспомните, какое неофициальное  название носит в Церкви праздник Троица?

Непереходящие двунадесятые праздники:

4. Крещение Господне (Богоявление) – 6 (19) января. Библия говорит, что Христос в этот день принял крещение от Иоанна Предтечи (Крестителя), Св.Дух снизошел на Христа в виде голубя, народ услышал глас с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Христос здесь олицетворяет все человечество.

5.  Сретение Господне – 2 (15) февраля (от слова «встреча») – на 40 день после Рождества. В этот день, согласно закону Моисееву, маленького Христа принесли в Иерусалим, чтобы он предстал перед Богом. Симеону было пророчество, что он не умрет, пока не увидит Христа. Старый-престарый Симеон с радостью приветствовал Мессию на ступенях Храма. В храме Христа славила пророчица Анна. Смысл праздника – встреча Бога и Человека, встреча Ветхого и Нового Завета.

6. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля). В этот день, согласно Библии, Архангел Гавриил возвестил 16-летней Деве Марии о том, что она избрана Богом для рождения Мессии (Христа). Мария ответила: «Се, Раба Господня, да будет Мне по Слову Твоему». Дата Благовещения определена очень просто – от Рождества отсчитывается 9 месяцев назад, т.е., считается, что Христос родился как нормальный доношенный ребенок. Смысл праздника – в восприятии Божьей Благодати

7. Преображение Господне (Второй Спас) – 6 (19) авгуcта. В этот день, согласно Библии, преобразилось лицо Христа на горе Фавор, просияв особым («фаворским») светом, апостолы узрели также белые одежды Христа. Смысл праздника – жажда просветления и чистоты.

Как на Руси называют в  народе этот праздник?

8. Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28 августа). Согласно Преданию, Богородица уснула в гробу (считается, что нам пока недоступна тайна, как Богородица покинула земной мир – или умерла во сне, или ее душа живьем была вознесена на Небо во время сна). Перед этим она обещала апостолам быть заступницей всех верующих перед Богом. Смысл праздника – переход от тления к бессмертию.

Какое чудо ежегодно в День Успения происходит на греческом острове Кафалоника?

9. Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября. Мария родилась у благочестивых родителей-иудеев Иоакима и Анны. Смысл праздника стал по-разному толковаться на Западе и Востоке христианского мира: в католицизме акцент делается на то, что родилась Пресвятая Дева, в православии – прежде всего, на том, что родилась Богородица-Мать.

10. Воздвижение Креста Господня (Крестовоздвижение) – 14 (27) сентября. В этом празднике празднуются сразу три события, произошедшие в разное время. Первое событие – битва Константина Великого с Максенцием на Фламиниевой дороге (311 г.). Силы Максенция были мощнее, но, по Преданию, Константин увидел на солнце лучезарный крест с надписью: «Сим побеждай!». После победы он пообещал покровительствовать христианству. Второе событие – по Преданию, в 324 г. 80-летняя мать Константина Елена отправилась в Палестину и через два года в результате раскопок нашла на горе Голгофа три креста. Чтобы определить, какой из них принадлежал Христу, к каждому из крестов поочередно прилагали мертвеца. Предание говорит, что мертвец от прикосновения к одному из Крестов ожил. Так был обретен Крест Животворящий. Сейчас его частички разнесены по многим церквам мира, есть они и в России. Третье событие – в 614 г. персы-зороастрийцы напали на Византию, увезли Крест Животворящий, 14 лет он находился в плену. 628 г. – император Ираклий разгромил персов и вернул Крест. Смысл праздника – напоминание об обязанности каждого христианина нести свой Крест.

11. Введение во Храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря). По преданию, в три года родители Марии (Иоаким и Анна) выполнили свой обет – посвятить жизнь Марии Богу, она сама взошла на крыльцо храма, первосвященник, почувствовав, что свершается Чудо, ввел ее в глубину Храма («Святую Святых»), куда мог входить только он. Мария заявила, что она будет жить в Храме – там она молилась, обучалась Закону, чтению, рукоделию. В 14 лет священники хотели выдать ее замуж, но она отказалась. Ангел приказал найти хранителя девства Марии, в результате Мария была обручена со старцем Иосифом. Смысл праздника – хранить верность Богу.

12. Рождество Христово – 25 декабря (7 января) – на Западе этот праздник затмил Пасху, в православии считается вторым после Пасхи, как и у ранних христиан. Христос родился не в своем родном городе Назарете, а в Вифлееме, куда пришли беременная Мария и Иосиф, они остановились в вертепе – пещере для загона скота и для бедных путников, так как не было мест в гостиницах. Рождение Христа сопровождалось многими чудесами – птицы остановились в полете, поклониться Христу пришли астрономы-волхвы (но, естественно, не астрологи, отношение христианства к астрологии бы уже знаете!), которых привела к Христу движущаяся звезда (предание говорит, что имена волхвов были такими: Мельхиор – старец Халдейский, из потомков Сима; Каспар – юноша-эфиоп из потомков Хама; Вальтасар – перс, из потомков Иафета. Таким образом, Христу в лице трех волхвов поклонились потомки всех трех сыновей Ноя). В Евангелии нет точной даты Рождества Христова, постепенно сложилась традиция праздновать этот праздник в День зимнего солнцестояния – так традиция празднования старого языческого праздника наполнилась новым христианским содержанием. Смысл праздника – победа Света над Тьмой, важность Надежды на Спасение для человека.

К этому празднику примыкает  и память о трагическом событии  – царь Ирод, которому было предсказано, что Мессия свергнет власть его потомков, прослышав о рождении Христа, приказал истребить всех младенцев в Вифлееме до 3 лет. Однако Марию с Христом и Иосифом из города вывел Ангел. Убитые Вифлеемские младенцы почитаются как невинные святые-мученики за Христа.

Помимо двунадесятых праздников, есть еще целый ряд очень почитаемых праздников, например, День усекновения главы Иоанна Крестителя – 29 августа (11 сентября), в этот день верующие держат особо строгий пост.

Еженедельный праздник – воскресенье (празднуется христианами с I в., официальным праздником и нерабочим днем стал с 321 г.). Еженедельным праздником у православных считается и суббота – в память о седьмом Дне Творения, в этот день также идет праздничная служба.

Основные посты в  православии:

Еженедельные постные  дни – среда и пятница (весь год, за исключением Сплошных седмиц на Святки – Рождественская неделя, недели Мытаря и фарисея – за 2 недели до Масленицы, Масленичной недели – перед Великим Постом, Пасхальной и Троицкой недели).

Однодневные посты соблюдаются  также в День Усекновения главы  Иоанна Крестителя и в Крестовоздвижение.

Многодневные посты.

Великопостный период – Великий пост – 6 недель (заканчивается Вербным воскресением), после чего без перерыва начинается еще более строгая Страстная седмица – перед Пасхой.

Петров пост – начинается через неделю после Троицы и до 11 июля – от 9 до 42 дней.

Информация о работе История христианства до разделения церквей