Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа
Духовные академии на протяжении двухсот с лишним лет являлись центрами изучения Библии в России. До начала XX века здесь не только преподавали, но и изучали Священное Писание. Весомый вклад внесли в этот процесс и Московские духовные школы.
В славяно-греко-латинской академии преподаватели Священного Писания иеромонах Макарий (Петрович), архимандрит Феофилакт (Горский), епископ Тихон (Малинин), архимандрит Гавриил (Петров) составляли библейские комментарии. И хотя, следуя всеобщей направленности духовного образования в XVIII веке, они во многом зависели от западных пособий, их опыты отличало стремление ориентироваться в экзегетике на святоотеческие образцы.
ИСТОРИЯ
БИБЛЕИСТИКИ
в Московской духовной академии
Духовные академии на протяжении двухсот с лишним лет являлись центрами изучения Библии в России. До начала XX века здесь не только преподавали, но и изучали Священное Писание. Весомый вклад внесли в этот процесс и Московские духовные школы.
В славяно-греко-латинской академии преподаватели Священного Писания иеромонах Макарий (Петрович), архимандрит Феофилакт (Горский), епископ Тихон (Малинин), архимандрит Гавриил (Петров) составляли библейские комментарии. И хотя, следуя всеобщей направленности духовного образования в XVIII веке, они во многом зависели от западных пособий, их опыты отличало стремление ориентироваться в экзегетике на святоотеческие образцы.
В Троицкой лаврской семинарии с момента ее основания преподавались «библейские языки» - греческий и еврейский, что обеспечивало библейским штудиям воспитанников прочную филологическую основу. Так еще Анна Иоанновна в своем указе Святейшему Синоду в 1738 году повелевает: «немедленно выбрав пристойное место, завесть при Троицком Сергиевом монастыре семинарию с добрым основанием для обучения латинского, греческого, и, если возможно, и еврейского языков» (Посп. собр. законов Российской империи, т. 10. № 7660).
Времена митрополита Платона (Левшина) ознаменовали новый период в истории Троицкой семинарии. Помимо всего прочего, митрополит Платон усилил в Лаврской школе преподавание Священного Писания. Им же была принята попытка формулирования главных принципов библейской герменевтики. Его «Инструкции» стали для нескольких поколений исследователей Библии программным документом.
|
Митрополит Платон (Левшин) |
Из этой школы
митрополита Платона вышел
Под влиянием этого духовного движения на протяжении почти пятидесяти лет находилась и Московская духовная академия. Она активно участвовала в переводах Священного Писания на русский язык, переживая вместе со своим митрополитом все перипетии этого непростого процесса. Именно переводы Священного Писания стимулировали научные исследования в области библеистики. С половины XIX века начинает усиливаться исследовательская работа и в МДА. Особый вклад в МДА в дело изучения славянской Библии был внесен профессорами протоиереем Александром Горским и К.И. Невоструевым. Первый том их «Описания славянских рукописей Московской синодальной библиотеки» полностью посвящен «рукописям библейским». Этот труд поставил исследования славянской Библии на твердую текстологическую основу. Одним из главных специалистов в этой области исследований был профессор МДА Г.А. Воскресенский.
Это перспективное направление русских библейских исследований разделило участь всей церковной науки практически прекратившись после 1917 года.
|
Святитель Филарет (Дроздов) |
Библейские исследования в академии проводились по многим направлениям. Среди них можно выделить: библейские апологетические исследования, которые ставили перед собой задачу критического осмысления процессов, происходящих в западной библеистике, исследования по библейской истории и археологии, герменевтике и исагогике. Профессора МДА участвовали и в разработке отечественного библейского богословия.
Среди библеистов-апологетов необходимо назвать основателя этого направления профессора МДА архимандрита (с 1878 г. – епископа) Михаила (Лузина). Его докторская диссертация об Э. Ренане была первым опытом научно-богословского анализа идей западной отрицательной критики. Владыка Михаил воспитал немалое число учеников, которые внесли свой вклад в русскую библеистику. Среди ученых апологетического направления можно еще назвать таких представителей МДА как профессор А.И. Покровский, преподаватель. И.П. Яхонтов, профессор Д.Иобразованных. Введенский. В этом же направлении работал и замечательный библеист-новозаветник профессор МДА М.Д. Муретов.
|
Протоиерей |
В области библейской истории нужно отметить работы, созданные в стенах нашей школы: «Третье великое благовестническое путешествие апостола Павла» архимандрита Георгия (Борисоглебского), священномученика протоиерея Иоанна Артоболевского «Первое путешествие апостола Павла», архимандрита Евдокима (Мещерского) «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов». Целый ряд очерков по евангельской истории был написан также профессором М.Д. Муретовым. Составить представление о том, как преподавалась в МДА в начале ХХ века библейская археология можно, познакомившись с лекциями священника Е. Воронова.
Среди работ по герменевтике и исагогике можно выделить исследования профессора МДА И.Н. Корсунского «Иудейское толкование Ветхого Завета» и «Новозаветное толкование Ветхого Завета». Архиепископ Антоний (Храповицкий) занимался соотношением современной и патристической герменевтики, что отражено в его работе: «О правилах Тихония Африканского и их значении для современной экзегетики».
|
Иван Николаевич |
Отечественные исследователи
разрабатывали только отдельные
вопросы библейского богословия
на основании православного
После 1917 года с закрытием духовных школ прекратились и библейские исследования. В послевоенное время Московская духовная академия в силу объективных причин почти утратила роль исследовательского центра в области библеистики. Учено-преподавательская корпорация ставила перед собой задачу в возможной степени приобщить студентов к наработкам дореволюционных ученых. Большинство диссертаций имели именно такую направленность.
В конце 1970-х-начале 1980-х годов
изменившиеся внешние обстоятельства
дали возможность значительно
С началом ректорства епископа Евгения (Решетникова) начался новый период развития системы образования Московских духовных школ. Образовательная реформа поставила задачу вернуть МДА статус научно-исследовательского учреждения. В числе созданных в феврале 2004 года кафедр, организована и кафедра библеистики. На должность заведующего кафедрой библеистики 8 февраля 2004 года назначен протоиерей Леонид Грилихес, который с 1997 года преподает в Московских духовных школах древнееврейский язык и Священное Писание Ветхого Завета.
Преподаватель священник Александр Тимофеев
Информация о работе История библеистики в Московской духовной академии