История библеистики в Московской духовной академии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Духовные академии на протяжении двухсот с лишним лет являлись центрами изучения Библии в России. До начала XX века здесь не только преподавали, но и изучали Священное Писание. Весомый вклад внесли в этот процесс и Московские духовные школы.
В славяно-греко-латинской академии преподаватели Священного Писания иеромонах Макарий (Петрович), архимандрит Феофилакт (Горский), епископ Тихон (Малинин), архимандрит Гавриил (Петров) составляли библейские комментарии. И хотя, следуя всеобщей направленности духовного образования в XVIII веке, они во многом зависели от западных пособий, их опыты отличало стремление ориентироваться в экзегетике на святоотеческие образцы.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ БИБЛЕИСТИКИ.docx

— 73.52 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ БИБЛЕИСТИКИ 
в Московской духовной академии

Духовные академии на протяжении двухсот с лишним лет являлись центрами изучения Библии в России. До начала XX века здесь не только преподавали, но и изучали Священное Писание. Весомый вклад внесли в этот процесс  и Московские духовные школы.

В славяно-греко-латинской  академии преподаватели Священного Писания иеромонах Макарий (Петрович), архимандрит Феофилакт (Горский), епископ Тихон (Малинин), архимандрит Гавриил (Петров) составляли библейские комментарии. И хотя, следуя всеобщей направленности духовного образования в XVIII веке, они во многом зависели от западных пособий, их опыты отличало стремление ориентироваться в экзегетике на святоотеческие образцы.

В Троицкой лаврской семинарии  с момента ее основания преподавались  «библейские языки» - греческий и еврейский, что обеспечивало библейским штудиям воспитанников прочную филологическую основу. Так еще Анна Иоанновна в своем указе Святейшему Синоду в 1738 году повелевает: «немедленно выбрав пристойное место, завесть при Троицком Сергиевом монастыре семинарию с добрым основанием для обучения латинского, греческого, и, если возможно, и еврейского языков» (Посп. собр. законов Российской империи, т. 10. № 7660).

Времена митрополита Платона (Левшина) ознаменовали новый период в истории Троицкой семинарии. Помимо всего прочего, митрополит Платон усилил в Лаврской школе преподавание Священного Писания. Им же была принята попытка  формулирования главных принципов  библейской герменевтики. Его «Инструкции» стали для нескольких поколений  исследователей Библии программным  документом.

Митрополит Платон (Левшин)





Из этой школы  митрополита Платона вышел новатор  русской библеистики - святитель Филарет (Дроздов). Шесть лет (с 1803 по 1809 г.) он преподавал в Троицкой семинарии. В родной школе ему пришлось преподавать многие предметы, в том числе и истолкование Священного Писания. Будучи некоторое время учителем греческого и еврейского языков, он основывал свое преподавание на практических занятиях по переводу библейских текстов. Десять лет святитель Филарет преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, где под его влиянием выросла целая плеяда замечательных библеистов и гебраистов, среди которых особенно можно выделить протоиерея Герасима Павского и ныне прославленного в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева). Протоиерей Георгий Флоровский писал об этом следующее: «Прямых учеников у Филарета почти не было. Он не создал школы, но он создал нечто большее, - духовное движение» (Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, с. 182).

Под влиянием этого духовного  движения на протяжении почти пятидесяти лет находилась и Московская духовная академия. Она активно участвовала  в переводах Священного Писания  на русский язык, переживая вместе со своим митрополитом все перипетии  этого непростого процесса. Именно переводы Священного Писания стимулировали  научные исследования в области  библеистики. С половины XIX века начинает усиливаться исследовательская работа и в МДА. Особый вклад в МДА в дело изучения славянской Библии был внесен профессорами протоиереем Александром Горским и К.И. Невоструевым. Первый том их «Описания славянских рукописей Московской синодальной библиотеки» полностью посвящен «рукописям библейским». Этот труд поставил исследования славянской Библии на твердую текстологическую основу. Одним из главных специалистов в этой области исследований был профессор МДА Г.А. Воскресенский.

Это перспективное направление  русских библейских исследований разделило  участь всей церковной науки практически прекратившись после 1917 года.

Святитель Филарет (Дроздов)





Библейские исследования в академии проводились по многим направлениям. Среди них можно  выделить: библейские апологетические  исследования, которые ставили перед  собой задачу критического осмысления процессов, происходящих в западной библеистике, исследования по библейской истории и археологии, герменевтике и исагогике. Профессора МДА участвовали и в разработке отечественного библейского богословия.

Среди библеистов-апологетов необходимо назвать основателя этого направления профессора МДА архимандрита (с 1878 г. – епископа) Михаила (Лузина). Его докторская диссертация об Э. Ренане была первым опытом научно-богословского анализа идей западной отрицательной критики. Владыка Михаил воспитал немалое число учеников, которые внесли свой вклад в русскую библеистику. Среди ученых апологетического направления можно еще назвать таких представителей МДА как профессор А.И. Покровский, преподаватель. И.П. Яхонтов, профессор Д.Иобразованных. Введенский. В этом же направлении работал и замечательный библеист-новозаветник профессор МДА М.Д. Муретов.

Протоиерей  
Александр Горский





В области библейской истории нужно отметить работы, созданные  в стенах нашей школы: «Третье  великое благовестническое путешествие апостола Павла» архимандрита Георгия (Борисоглебского), священномученика протоиерея Иоанна Артоболевского «Первое путешествие апостола Павла», архимандрита Евдокима (Мещерского) «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов». Целый ряд очерков по евангельской истории был написан также профессором М.Д. Муретовым. Составить представление о том, как преподавалась в МДА в начале ХХ века библейская археология можно, познакомившись с лекциями священника Е. Воронова.

Среди работ по герменевтике и исагогике можно выделить исследования профессора МДА И.Н. Корсунского «Иудейское толкование Ветхого Завета» и «Новозаветное толкование Ветхого Завета». Архиепископ Антоний (Храповицкий) занимался соотношением современной и патристической герменевтики, что отражено в его работе: «О правилах Тихония Африканского и их значении для современной экзегетики».

Иван Николаевич  
Корсунский





Отечественные исследователи  разрабатывали только отдельные  вопросы библейского богословия на основании православного Предания. Полной системы православного библейского  богословия не было создано. Здесь можно  отметить следующие работы профессоров  и преподавателей МДА: исследование протоиерея В.Н. Велтистова «Грех, его  происхождение, сущность следствие», профессора Д.И. Введенского «Учение Ветхого  Завета о грехе», профессора А.А. Покровского  «Библейское учение о первобытной  религии». Некоторые темы библейского  богословия затрагивал в своих работах  профессор МДА М.М. Тареев. Необходимо также отметить обобщающие работы о православной интерпретации основных тем библейского богословия профессоров В.Н. Мышцына и М.Д. Муретова.

После 1917 года с закрытием  духовных школ прекратились и библейские исследования. В послевоенное время  Московская духовная академия в силу объективных причин почти утратила роль исследовательского центра в области  библеистики. Учено-преподавательская корпорация ставила перед собой задачу в возможной степени приобщить студентов к наработкам дореволюционных ученых. Большинство диссертаций имели именно такую направленность.

В конце 1970-х-начале 1980-х годов  изменившиеся внешние обстоятельства дали возможность значительно повысить уровень преподавания в Московских духовных школах путем привлечения  в преподавательский состав людей  с университетским гуманитарным, в том числе и филологическим образованием, сумевших к тому же путем  самообразования приобрести обширные познания в церковной науке.

С началом ректорства епископа Евгения (Решетникова) начался новый период развития системы образования Московских духовных школ. Образовательная реформа поставила задачу вернуть МДА статус научно-исследовательского учреждения. В числе созданных в феврале 2004 года кафедр, организована и кафедра библеистики. На должность заведующего кафедрой библеистики 8 февраля 2004 года назначен протоиерей Леонид Грилихес, который с 1997 года преподает в Московских духовных школах древнееврейский язык и Священное Писание Ветхого Завета.

Преподаватель священник  Александр Тимофеев


Информация о работе История библеистики в Московской духовной академии