1) «джамал»
- божественная совершенная красота
- это купол мечети;
2) «джадал»
- божественное величие - это минареты;
3) «сифат»
- божественное имя - письмена
на внешних стенах мечети.
В
свою очередь, представления и обрядность
формировали и эмоциональный мир правоверного
мусульманина, его настроения и чувства,
из которых ислам стремился изъять все
антропоморфное и наглядно-природное.
В структуре мусульманской веры абсолютно
отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие
человеку о красоте «бренного» мира, о
его собственной красоте и совершенстве.
Общая мировоззренческая концепции ислама
- борьба против изображения мира и человека.
Коль скоро мир реальный, земной не должен
быть изображением как не имеющий первостепенной
ценности, а человек - часть этого мира,
то и человек не имеет этой ценности, он
не вершина творения, он всего лишь муслим,
покорный раб земных царей и послушное
орудие в руках всесильного Аллаха. Поэтому,
слову в исламе придавалось большое значение,
нежели живописи и скульптуре.
В
официальной поэзии влияние ислама
было явным и наглядным, в лирической
- как мироощущение, для которого
была характерна идея религиозного предопределения.
Важнейшим принципом функционирования
искусства слова в исламе стала
арабская каллиграфия, скрепившая все
элементы мусульманской культуры. Само
каллиграфическое письмо приобрело важное
эстетическое и эмоциональное значение,
выражающее эстетическое восприятие письма
в глубоко прочувствованных эмоциональных
терминах. Письмо сравнивалось с объектами
красоты и эмоциональной привлекательности,
такими как драгоценности, цветы, сады
и ткани. Сфера более интимных переживаний
затрагивается, когда красивый почерк
описывают как приносящий радость сердцу
и удовольствие глазу или когда сравнение
основано на чувстве обоняния, столь утонченном
на Востоке, особенно в любовной лирике
сравнение телесных черт с буквами превратилось
в стандартный компонент поэтической
образности. Более того, и каллиграфия
и искусство слова в целом вышли за рамки
строгой догматики ислама в мире человеческих
чувств и человеческой жизни. Человек
в искусстве ислама живет скорее не как
конкретный образ, а как эмоциональный
мир, как настроение, как музыка ритмов
и узоров. Музыка, в особенности инструментальная,
была принята исламом как искусство, вполне
соответствующее его религиозно-философской
концепции.
В
особенно сложной ситуации ислам
оказался в условиях современной
культурной жизни. Например, развитие
кинематографа и его проникновение
в мусульманские страны поставило
перед ним ряд проблем. Так, в Йемене
до 1962 г. под страхом смертной казни было
запрещено посещение кинотеатров, в Саудовской
Аравии до наших дней существует запрет
на строительство кинотеатров, прокат
и производство фильмов. В Египте, где
художественное кино возникло в 20-х гг.,
нельзя ставить фильмы об основателе ислама
Мухаммеде, его родственниках и праведных
халифах. Пресекаются всячески попытки
создать игровые фильмы из жизни Мухаммеда
и о раннем исламе.Эти процессы говорят
о том, что искусство (даже его современные
виды) необходимы исламу и сегодня. От
столкновения двух феноменов возникает
нечто новое.
§7.
Развитие ислама в
истории и современности.
Ислам,
развиваясь первоначально на Аравийском
полуострове в среде разрозненных
арабских племен, сумел объединить
их и дал мощный толчок развитию
арабской цивилизации. После принятия
Ислама арабы захватили огромные территории,
где главной религией стал Ислам. В другие
страны Ислам пришел мирным путем и завоевал
сердца миллионов людей. Арабская культура
интегрировала многие народы: арабов,
персов, египтян и др. Она также являлась
фактическим рубежом, разделяющим Европу
и Азию, Европу и Африку. Главное отличие
Ислама от других религий есть то, что
в нем полностью слилась духовная и светская
власть и не существует сплоченной религиозной
организации, как в христианстве или буддизме.
Став составной частью жизни человека,
он направлял его действия, не давал опуститься.
Но никакая религия не может существовать
такой же, как и была создана. Начал трансформироваться
и Ислам. Начали появляться новые пророки,
говорившие, что они заново пришедшие
Мухаммеды. В некоторых регионах такие
«пророки» получали поддержку (бабисты,
бехаисты). Эти движения помогли осознать
необходимость модернизации Ислама. Многие
мыслители призывали к объединению всех
исламских государств и сохранению закрытости
от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству
с европейскими странами. Наиболее ярким
примером реформы исламского государства
служит Кемалистская реформа в Турции.
После падения колониализма на политической
карте появилось много новых исламских
государств. В основном это страны Северной
Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной
Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют
между собой (Ирак - Кувейт), Ислам по-прежнему
является знамением этих стран. За последние
десятилетия Ислам очень изменился: стал
образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему
большое влияние имеют духовные наставники,
Ислам продолжает давить на поступательное
движение общества. Словом, из всех религиозных
систем современного мира ислам остается
одной из наиболее значительных сил. Сила
ислама не в количестве его адептов (число
христиан или буддистов в мире вполне
сопоставимо с числом мусульман), но, прежде
всего, в той идейно-институциональной
структурной слитности вселенской мусульманской
общины (уммы), основы которой были заложены
еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей
степени характерна интегрирующая функция
религии, которая предстает здесь в своей
наиболее наглядной и действенной форме.
Сегодня, в условиях изменившейся политической
картины мира с нередко ведущей ролью
исламских стран, ислам имеет объективные
условия не только для сохранения в качестве
одной из ведущих религиозных систем мира,
но и для некоторого усиления своего значения
в качестве идейного знамени национальных
движений в значительной части земного
шара.
Заключение.
При
подготовке данного реферата я узнала
об особенностях ислама и исламской
культуры, о его традициях, о том,
как эта религия влияет на образ
жизни людей, его исповедующих.
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть
значимость ислама и его связь с другими
вероисповеданиями.
Список
литературы:
1. Васильев
Л.С. История религий Востока.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Религиоведение:Учебное
пособие/Под ред. М.М. Шахнович.- СПб.: Питер,
2006. - 432 с.
3. Рукайа
Максуд Ислам. - М., Торговый дом «Гранд»,
2002.
4. Яковлев
Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. -
М.: Гардарики, 2003. - 464 с.