Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:50, доклад
Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам. На территории нашей страны ислам одна из основных традиционных религий. Общеизвестно, что существуют области с более плотным заселением людей, исповедующих ту или иную религию.
Ислам в современной России. Сложность этноконфессиональных отношений.
Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам. На территории нашей страны ислам одна из основных традиционных религий. Общеизвестно, что существуют области с более плотным заселением людей, исповедующих ту или иную религию. Но в современных условиях ритмичного, энергичного образа жизни, возможностях связи и транспорта, миграции эти границы уже не столь явны. На протяжении всей истории гражданам России, исповедующим ислам, удалось сохранить традиционные учения религии даже во время трудностей советского периода, когда на государственном уровне имел место быть запрет, противостоя сложностям после распада СССР и нарастающей волне сепаратизма. В настоящее время мусульмане страны, как и приверженцы других конфессий, имеют право и могут свободно, открыто следовать религии, более того, создавать религиозные организации и учреждения профессионального религиозного образования. Начинает создаваться мусульманская инфраструктура, открываются мусульманские школы и детские сады, даже сайты знакомств и российские мусульманские социальные сети, но их настоящий уровень, к сожалению, не полностью отвечает на запросы мусульманской общины. В настоящее время ведутся переговоры относительно открытия мусульманского банка, т.к. в исламе наложен запрет на проценты (аль-риба).
Так или иначе, у Ислама в России существует большой потенциал, который связан с тремя факторами:
· около 20 миллионов граждан России из 140 составляют народы, исторически принадлежащие к Исламской умме;
· геополитически Россия сегодня заинтересована в союзе с Исламским миром для сдерживания американского гегемонизма, активно развиваются ее связи с мусульманскими странами, несколько лет назад Россия стала наблюдателем Организации Исламская Конференция;
· все больше и больше коренных русских людей после краха коммунизма, разочаровавшись в демократии и не веря в Христианство как социальную альтернативу, видят спасение для России именно в Исламе и тысячи русских людей сегодня принимают Ислам. В 2004 году была создана Национальная Организация Русских Мусульман, объединяющая таких людей.
Тем не менее, несмотря на сказанное выше, современное состояние Ислама в России неутешительно для страны, где у него есть такой потенциал. Мусульмане и их позиция практически не представлены в средствах массовой информации и политическом классе страны. Российское общество в целом настороженно настроено к тому, чтобы мусульмане могли открыто исповедовать и проповедовать свою религию, в большинстве случаев религиозно практикующие мусульмане пока подвергаются дискриминации в социальной сфере, а правоохранительные органы воспринимают любую исламскую активность как потенциальную угрозу, из-за чего многие мусульмане арестовываются, или эмигрируют, запрещаются исламские книги. Такая исламофобия сдерживает развитие отношений России с Исламским миром. Все это может показаться странным, т.к. высшее руководство России неоднократно делали заявления о дружественном отношении к Исламу, вплоть до того, что Россия является частью Исламского мира. В чем же причина несоответствия между декларациями лидеров России и политикой государственной бюрократии и масс-медиа? Одни из них коренятся в состоянии политического руководства России, другие - самого мусульманского сообщества.
С одной стороны, мы видим желание высшего руководства страны восстановить политический суверенитет и могущество России. С другой стороны - тотально коррумпированный партийно-государственный аппарат, сабботирующий все проекты модернизации. Также мы видим политику либеральных экономистов, делающих самую обеспеченную природными ресурсами страну заложниками обанкротившейся мировой финансовой системы. Весь этот политический класс просто инстинктивно чувствует угрозу в Исламе.
Одной
из серьезнейших этноконфессиональных
проблем России является противоречие
между ростом религиозного сознания,
который наблюдается в
Здесь
возникает вопрос о природе России.
Россия - это русская православная страна
или многонациональное государство, как
это записано в преамбуле Конституции
Российской Федерации? Если она действительно
многоконфессиональная страна, то соответствующими
должны быть ее идеология, ее поведение.
Татарстан зачастую ведет себя не так, как Россия, например, в вопросе о Сербии, Косово, Боснии. У нас всегда была своя позиция. Не сказать, что мы напрямую защищаем мусульман. Так нельзя себя вести: в Татарстане живут и мусульмане, и православные, необходимо проводить политику с точки зрения баланса интересов этих конфессий. От решения вопроса о природе России зависит ее будущее как государства. Сегодня не нужно особенно доказывать, что наша страна находится в критическом положении. Распад СССР был, по сути, распадом большой России, потому что СССР и был Россией. Этот распад начался, но он не закончился. И чтобы сказать, где границы этого самораспада, нужно сказать, какова природа нашей страны. Если она не заявит о себе как о многоконфессиональном и полиэтническом государстве, если она не выработает каких-либо механизмов по реализации этих принципов, то ряд территорий Российской Федерации начнет отторгаться. Положение на Северном Кавказе - это последствие именно такой недальновидной политики, непонимания природы России, того, что на ее территории представлено много конфессий и много этнических групп. В данном случае не имеет значения, какую долю составляет та или иная народность от общей численности россиян. Говорят, что Россия моноэтнична (82-83% ее жителей - русские), а потому с остальными народностями можно не считаться. Здесь есть нюансы. Во-первых, оставшиеся 18% не национальные меньшинства в европейском смысле, а коренное население. Они живут на своей исторической родине и соответственно себя ведут, многие народы Сибири, Северного Кавказа жили на территории современной России за много лет до прихода славян. Вспомним, что Казань празднует свое тысячелетие, Москва - 850-летие.
Нужно отметить, что российское законодательство о национальных меньшинствах существенно отстает от соответствующего законодательства европейских государств. Чем раньше Россия поймет, что она не только православная, но и мусульманская, а в целом - поликонфессиональная страна, тем быстрее начнется процесс стабилизации. Существенным недостатком действующей Конституции Российской Федерации является то, что она никак не учитывает многоконфессиональность России, связанные с этим особенности жизни страны. Фраза о том, что Россия - светское государство и Церковь отделена от государства, в условиях нашей страны является не только недостаточной, но и абстрактно далекой от реалий жизни Российской Федерации. Возможно, в Конституцию могло быть включено положение о том, что соответствующие вопросы регулируются законодательствами субъектов Федерации в зависимости от особенностей жизни того или иного региона.
Этноконфессиональная модель создает дополнительные трудности, которые не решаются ни сегодня, ни завтра. Нужно постоянно ставить соответствующие вопросы и решать их, ни в коем случае их не игнорировать. Центр обязан проявлять максимальную терпимость. В ответ мусульманские регионы должны с максимальными усилиями решать проблему радикализма, как этнического, так и конфессионального. Они не должны изолироваться, хотя, возможно, изоляция тоже может быть методом супер действий против радикализма. Во всяком случае, регионам необходимо быть постоянно готовыми к сдерживанию радикалов, для того чтобы не вызвать ответную реакцию Центра, иначе наша страна рискует прийти к очень печальным последствиям. Для укрепления единства России на основе учета ее этноконфессиональных особенностей государству необходимо поменять принципы своей политики и перейти к подлинному равенству, к подлинному учету мнений и желаний народов России, в частности, и мусульманских народов.