Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 16:53, реферат
Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли Ислам еще во времена пророка Мохаммада. Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя XVI—XVII вв. Мохаммада ибн Мохаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ - «Алты бармак китабы» (или «Доводы пророка»). Каждый баб посвящен деяниям пророка в одном определенном году.
С
болгарских времен до позднего времени
были популярны труды Ибн Сины. Под воздействием
восточной медицины появляются свои профессиональные
врачеватели и у самих болгар. Это Ходжа
ал-Болгари, живший в первой половине XII
в. в Газне, Борханетдин Юсуф ал-Болгари,
написавший трактат «О простых лекарствах».
Усилиями ученых (М. А. Усманов, А. Б. Халидов
и др.) вошел в научный оборот трактат жившего
и творившего в Мосуле болгарского табиба
Таджаддина ибн-Юнуса «Ат-тирйак ал-кабир»
(«Большой тирйак»), посвященный фармакогнозии.
Известен его другой, более объемный медицинский
трактат. Эти труды, написанные на арабском
языке, были популярны на мусульманском
Востоке11.
Генеалогические
и этнологические легенды продолжают
бытовать и в последующем. В условиях
принятия монотеистических религий
они претерпели определенные изменения.
Исчезли тотемистические
Интерес
к истории у болгар, как и у других
мусульманских народов, во многом определялся
общей тенденцией, характерной для средневекового
Востока, когда в X – XIII вв. были широко
распространены историко-этнографические
трактаты и энциклопедии таких видных
ученых, как Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Марвази,
ал-Бируни и др.
В
период централизации Болгарии, формирования
булгарской народности складываются и
распространяются представления о происхождении
болгар. Вначале они еще не выходили за
пределы генеалогических и даже тотемистических
культов, но уже вскоре приобретают историко-этнографические
формы.
В
XI – XII вв. в Болгарии
появляются свои историки
и начинает складываться собственная,
достаточно оригинальная и самобытная
историографическая традиция. Одним
из таких широко известных историков
В. Болгарии был Йакуб ибн Нугман, написавший
«Историю Болгара». Он был
единомышленником знаменитого нишапурского
богослова Абу-л-Масали Абу ал-Малика ибн
Абу Мухаммад ал-Джувейни (1028–1086 гг.), автора
многочисленных книг по толкованию Корана,
хадисов и литературоведческих сочинений.
По историческим книгам, распространенным
в мусульманском мире, болгары
были знакомы и с историей
других народов и стран. Особой
популярностью пользовались рассказы
о греческом полководце Александре
Македонском Строителе. Строительство
крупных городов, сооружений,
отдельные исторические события
связывались с именем Александра
Македонского или Искэндэра –
Зул-Карнайна12. Этим подчеркивалась
их древность. Бытовали легенды
о том, что Александр Македонский
(Искэндэр), одержав победу
над северными народами, возвел
вокруг них непреодолимые
стены, основал город Булгар. Даже
генеалогия болгарских царей
связывалась с именем Искандера.
Итак,
первые сведения о профессиональных ученых
связаны с Волжской Болгарией. Профессиональные
знания, наука были передовыми для
своего времени. Научные знания
нередко были далеки от
повседневной жизни, а профессиональные
знания, наоборот, исходили
в первую очередь из потребностей
общества. Булгарские ученые
писали как на болгарском тюрки,
так и на арабском языках. Поэтому
их труды получили общемусульманское
звучание. Развитие науки у
волжских болгар было своеобразным
откликом на Восточное Возрождение.
Принятие
и распространение Ислама, т. е. идеологии,
соответствующей уже новой, феодальной
общественно-экономической формации,
имело далеко идущие последствия для
дальнейших судеб страны. Ислам
способствовал укреплению
международного авторитета
Болгарского государства,
оживлению торгово-экономических
и культурных контактов со странами
Востока, консолидации болгарской народности,
сложению яркой и самобытной духовной
культуры предков современного татарского
народа.
Источники
и литература:
1.
Чокрыкчызадә (Мөхәммәд ибн Мөхәммәд).
Алты бармак китабы. — Казан, 1899. С. 427 -
428.
2.
Давлетшин Г. Очерки по истории духовной
кулҗтуры предков татарского народа (Истоки,
становление и развитие). Казань: Татар.
кн. изд-во, 2004. С.169 - 171.
3.
Артамонов М.А. История хазар. — Л.: Изд-во
Гос. Эрмитажа, 1962. C.122.
4.
Новосельцев А.П. Хазарское государство
и его роль в истории Восточной Европы
и Кавказа. — М., 1990. С. 131, 222.
5.
Красильников К. И. О некоторых вопросах
погребального обряда праболгар Среднедонечья
// Ранние болгары и финно-угры в Восточной
Европе. - Казань, 1990. — С. 28 - 44.
6.
Мухамадиев А. Г. Древние монеты Поволжья.
— Казань: Таткнигоиздат, 1990. С. 78.
7.
Новосельцев А. П. Хазарское государство…
С. 231.
8.
Халикова Е. А. Мусульманские некрополи
Волжской Булгарии. С.158.
9. Бартольд В. В. Культура мусульманства
// Соч. М., 1966. Т. 6. С.165.
10.
Таджаддин ал-Булгари. Большой тирйак
(Большое противоядие) / Издание текста,
перевод с арабского, предисловие, комментарий
А. Б. Халидова. Казань, 1997.
11. Копыл А. Г., Татаринов С.И. Мусульманские элементы в погребальном обряде праболгар Среднедонечья // Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. — Казань, 1990. С. 39 - 52.
Информация о работе Ислам и мусульманская культура в Волжской Болгарии