Ислам и мусульманская культура в Волжской Болгарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 16:53, реферат

Описание работы

Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли Ислам еще во времена пророка Мохаммада. Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя XVI—XVII вв. Мохаммада ибн Мохаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ - «Алты бармак китабы» (или «Доводы пророка»). Каждый баб посвящен деяниям пророка в одном определенном году.

Работа содержит 1 файл

реферат по религии.docx

— 46.35 Кб (Скачать)

    С болгарских времен до позднего времени были популярны труды Ибн Сины. Под воздействием восточной медицины появляются свои профессиональные врачеватели и у самих болгар. Это Ходжа ал-Болгари, живший в первой половине XII в. в Газне, Борханетдин Юсуф ал-Болгари, написавший трактат «О простых лекарствах».  Усилиями ученых (М. А. Усманов, А. Б. Халидов и др.) вошел в научный оборот трактат жившего и творившего в Мосуле болгарского табиба Таджаддина ибн-Юнуса «Ат-тирйак ал-кабир» («Большой тирйак»), посвященный фармакогнозии. Известен его другой, более объемный медицинский трактат. Эти труды, написанные на арабском языке, были популярны на мусульманском Востоке11.  

    Генеалогические и этнологические легенды продолжают бытовать и в последующем. В условиях принятия монотеистических религий  они претерпели определенные изменения. Исчезли тотемистические оттенки, на первый план вышли коранические сюжеты. 

    Интерес к истории у болгар, как и у других мусульманских народов, во многом определялся общей тенденцией, характерной для средневекового Востока, когда в X – XIII вв. были широко распространены историко-этнографические трактаты и энциклопедии таких видных ученых, как Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Бируни и др. 

    В период централизации Болгарии, формирования булгарской народности складываются и распространяются представления о происхождении болгар. Вначале они еще не выходили за пределы генеалогических и даже тотемистических культов, но уже вскоре приобретают историко-этнографические формы. 

    В    XI – XII   вв.    в    Болгарии  появляются    свои   историки   и начинает складываться   собственная, достаточно оригинальная и самобытная    историографическая   традиция. Одним из таких широко известных историков В. Болгарии был Йакуб ибн Нугман, написавший  «Историю  Болгара».  Он   был единомышленником знаменитого нишапурского богослова Абу-л-Масали Абу ал-Малика ибн Абу Мухаммад ал-Джувейни (1028–1086 гг.), автора многочисленных книг по толкованию Корана, хадисов и литературоведческих сочинений. По историческим книгам, распространенным   в   мусульманском   мире,   болгары   были   знакомы   и   с историей   других   народов   и   стран. Особой   популярностью пользовались рассказы   о   греческом   полководце   Александре   Македонском   Строителе. Строительство   крупных   городов,   сооружений,   отдельные   исторические события   связывались   с   именем   Александра   Македонского   или   Искэндэра – Зул-Карнайна12.   Этим   подчеркивалась   их   древность.   Бытовали   легенды о том, что   Александр   Македонский   (Искэндэр),   одержав   победу   над   северными народами,   возвел   вокруг   них   непреодолимые   стены,   основал   город Булгар. Даже   генеалогия   болгарских   царей   связывалась   с   именем   Искандера.   

    Итак, первые сведения о профессиональных ученых связаны с Волжской Болгарией.   Профессиональные   знания, наука  были передовыми для своего времени.  Научные   знания   нередко   были   далеки   от   повседневной жизни, а профессиональные знания,   наоборот,   исходили  в  первую    очередь   из потребностей общества. Булгарские ученые    писали   как   на   болгарском тюрки, так и на арабском языках. Поэтому  их труды получили общемусульманское звучание. Развитие   науки   у   волжских   болгар   было своеобразным откликом на Восточное   Возрождение. 

    Принятие  и распространение Ислама, т. е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны.   Ислам    способствовал    укреплению   международного   авторитета    Болгарского    государства,    оживлению    торгово-экономических   и   культурных контактов со странами Востока, консолидации болгарской народности, сложению яркой и самобытной духовной культуры предков современного татарского народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Источники и литература:  

    1. Чокрыкчызадә (Мөхәммәд  ибн Мөхәммәд). Алты бармак китабы. — Казан, 1899. С. 427 - 428. 

    2. Давлетшин Г. Очерки по истории духовной кулҗтуры предков татарского народа (Истоки, становление и развитие). Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. С.169 - 171. 

    3. Артамонов М.А. История хазар. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. C.122. 

    4. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. С. 131, 222. 

    5. Красильников К. И. О некоторых вопросах погребального обряда праболгар Среднедонечья // Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. - Казань, 1990. — С. 28 - 44.   

    6. Мухамадиев А. Г. Древние монеты Поволжья. — Казань: Таткнигоиздат, 1990. С. 78. 

    7. Новосельцев А. П. Хазарское государство… С. 231. 

    8. Халикова Е. А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии. С.158. 

      9. Бартольд В. В. Культура мусульманства  // Соч. М., 1966.  Т. 6.  С.165. 

    10. Таджаддин ал-Булгари. Большой тирйак (Большое противоядие) / Издание текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий А. Б. Халидова.  Казань, 1997. 

    11. Копыл А. Г., Татаринов С.И. Мусульманские элементы в погребальном обряде праболгар Среднедонечья // Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. — Казань, 1990. С. 39 - 52.

Информация о работе Ислам и мусульманская культура в Волжской Болгарии