Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:36, доклад
Ислам оказало огромное влияние историю развития государства и право. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой. Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй наиболее близко соприкасается с государством и правом.
Возникновение ислама обычно относят к 622 году — времени хиджры, исхода первых мусульман из Мекки в Йасриб (Медину). Ислам во многом воспринял догматику и мифологию «старых» авраамических религий иудаизма и христианства. Вместе с тем ислам предстает религией c собственными четко разработанными фундаментальными положениями и принципами, опирающимися на Коран и Сунну. Эти принципы обычно излагают в виде «Столпов Веры» и «Столпов Ислама».
Под обобщающим названием «Столпы Веры» понимаются основные догматические положения ислама:
1. Вера в Аллаха — Бога-Творца всего
сущего. Включает в себя ряд положений,
главным из которых является единобожие
(таухид). Постулату единобожия
соответствует и самый страшный грех
в исламе — ширк, многобожие, или
«придание Богу соучастников».
2. Вера в ангелов. В Коране и Сунне
чаще всего упоминаются ангелы, особо
приближенные к Аллаху. Джибрил (Гавриил)
— ангел Откровения, именно через
Джибрила Аллах передал Мухаммаду Коран.
Исрафил — ангел, зачитывающий
божественные решения о судьбах людей
и мира другим ангелам для исполнения,
его непременный атрибут — рог (сур),
в который он затрубит в День воскресения
мертвых. Малик — ангел-хранитель
Ада. Мункар и Накир — два ангела, которые
будут опрашивать каждого человека
после смерти. Харут и Марут — ангелы,
посланные к людям Вавилона, ради испытания
их веры. Израил — ангел смерти, хранитель
Рая. Упоминается также
и «падший ангел» Иблис — дьявол ислама.
Иблис — ангел, ослушавшийся Аллаха, низвергнутый
за это с небес и с тех
пор пытающийся отвратить верующих
от Аллаха.
3. Вера в Священные
Писания, ниспосланные Аллахом. Под
этим понимаются
все Божественные откровения, которые
ниспосылались людям. Народы, получавшие
божественные заветы через пророков —
иудеи и христиане, не считаются
невежественными (джахилюн) и именуются ахль аль-китаб (люди
писания)[1].
4. Вера в пророков (посланников)
Божьих. Коран и Сунна предписывают
принимать всех посланников Аллаха. Всего
насчитывают 124 000 посланников, хотя
поименно в Коране упоминаются только
28. Девять пророков считаются «стойкими»:
Нух (Ной), предупрежденный
Аллахом о грядущей каре — потопе — и
построивший ковчег (на котором, кстати,
спасся дьявол — Иблис, пробравшись туда
под видом осла); Ибрахим (Авраам) —
родоначальник арабов и евреев, получивший
от Аллаха свитки Писания и построивший
со своим сыном Исмаилом земную Каабу;
Дауд (Давид), получивший
от Аллаха Забур (Псалмы); Йакуб (Иаков);
Йусуф (Иосиф); Аййуб (Иов); Муса
(Моисея), получивший Тауру (Тору).
Иса (Иисус) сын Марйам (Марии) — восьмой
стойкий пророк, получивший от Аллаха
Инджиль (Евангелие). Завершает череду
пророков Мухаммад — последний
пророк, «печать пророков», — которому
Аллах ниспослал Коран.
5. Вера в Судный
день. Она включает
в себя веру в грядущую вселенскую катастрофу,
грядущее воскресение, Божий
суд и существование ада и рая.
6. Вера в предопределение. Мусуль
и определению Аллаха.
Основы вероисповедальной практики называются «Столпами ислама».
1. Исповедание
веры — шахада («свидетельство»
первых догматов ислама: «Нет Бога, кроме
Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»
(Ля илаха илля л-Лаху ва Мухаммадун расулу
л-Ллахи). Первая часть шахады утверждает
веру в единого бога (таухид), а вторая
— в пророческую миссию Мухаммада
(нубувва). Шахада — важнейшее положение
исламского символа веры. Иноверец,
провозгласивший шахаду в присутствии
двух свидетелей, становится мусульманином.
Однако шахада считается недействительной,
если произносивший ее допустил
лицемерие, не принял произнесенное
всем сердцем, либо использовал шахаду
лишь как грамматический пример.
2. Молитва (арабск. — ас-салат; персидск.
— намаз) — осознание Бога и общение с
ним. Молитвенный обряд отличается от
случайного обращения к богу по
каким-либо личным поводам. Прежде
чем начать молитву, мусульманин должен
совершить омовение (вуду). Молитва
включает от двух до четырех ракатов —
циклов поз и движений, сопровождаемых
произнесением молитвенных формул
и коротких сур Корана в строго определенном
порядке. Ежедневный молитвенный цикл
состоит из пяти обязательных
молитв: фаджр (молитва на рассвете, состоящая
из двух ракатов), зухр (полуденная, 4 раката),
аср (предвечерня, 4 раката),
магриб (на закате, 3 раката), иша (с наступлением
ночи, 4 раката). Дополнительная
ночная молитва (витр) может включать
до 13 ракатов. Молитва может совершаться
в любом ритуально чистом месте, однако
пятничную полуденную молитву рекомендуется
совершать в мечети совместно
с другими мусульманами (салят-аль-джума).
Всем взрослым мужчинам предписано присутствовать
на этой молитве.
3. Закят — налог в пользу нуждающихся
мусульман. В соответствии с Кораном Аллах
требует от правоверного не
только исполнения молитвенного обряда,
но и оказания материальной помощи
тем, кто в ней нуждается. Закят буквально
означает «очищение», так как считается,
что милостыня «очищает» богатство, делает
его праведным, а уплата
закята позволяет добиться справедливого
перераспределения жизненных благ и
духовно очищает того, кто платит его
своевременно.
4. Соблюдение поста (саум) в месяц
Рамадан, девятый месяц мусульманского
календаря. По преданию именно
в месяц Рамадан Аллах призвал Мухаммада
к пророчеству и ниспослал ему
первые коранические откровения. Пост
требует от мусульманина сознательного
приведения духа в состояние молитвы и
покоя. В дневные часы правоверный
обязан ограничивать себя в физических
удовольствиях. В это время он должен
отказываться от еды, питья, курения
и интимных отношений. Однако все это
не запрещено после захода солнца (когда
нельзя отличить черную нить от белой)
вплоть до следующего утра, но
и в эти часы мусульманин должен
придерживаться благочестия. Пост
длится 30 дней. По истечении Рамадана
начинается трехдневный праздник разговения
(ид аль-фитр).
5. Хаджж — паломничество в Мекку.
Каждый взрослый, материально обеспеченный
мусульманин обязан хотя бы раз
в жизни совершить хаджж.
Хаджж совершается в строго определенное
мусульманским календарем
время, в месяц Зу-ль-хиджа, четвертый
после Рамадана. Мусульманин может совершить
паломничество и в любом другом месяце.
Но в этом случае паломничество не считается
хаджжем, а только
малым паломничеством (умра). Ритуал
хаджжа в Мекке повторяет прощальное
паломничество Мухаммада.
Некоторые мусульманские
богословы к пяти общепринятым «столпам
ислама» добавляют шестой — джихад
(борьба
за веру).
Выделяют несколько видов джихада:
Последний вид джихада называют
также газават (мн. ч. от газва — набег)
или фатх (завоевание, победа). В такой
войне запрещается убивать женщин, детей,
стариков и невооруженных священнослужителей
любого вероисповедания.
Ислам оказало огромное влияние историю развития государства и право. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой. Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй наиболее близко соприкасается с государством и правом.
В широком комплексе проблем "ислам и государство" ключевое значение имеет история рождения мусульманского государства из недр родоплеменного общества. Речь идет, однако, не об описании фактов конкретно-исторического события, а выделении некоторых типичных закономерностей такого общеисторического явления, как возникновение государства, в частности роли идеологии в формировании институтов государства, осмыслении и определении его сущности и его функций. Ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на современное государственно-правовое развитие ряда стран Востока. Причем, хотя по масштабам восприятия принципов и норм мусульманско-правового характера государственное (конституционное) право заметно уступает некоторым другим отраслям (прежде всего праву "личного статуса"), именно от него в первую очередь зависит место и роль мусульманского право в современных правовых системах. Это объясняется тем, что государственное право является ведущей отраслью, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма и тем самым непосредственно отражает политические интересы различных общественных классов, социальных слоев и групп, определяет их роль в функционировании государства, место в политической системе данной страны в целом. Включение в государственное право, с одной стороны, само воспринимает исламские нормы (например, относительно порядка формирования и компетенции государственных органов), а с другой — включает принципы, служащие конституционной основой исламизации правовой системы в целом (в частности, признание мусульманского права основным источником законодательства).
Влияние ислама на современное государственное право можно анализировать по разному. В узком смысле оно сводится к внесению в законодательство и к практической реализации отдельных принципов и норм, разработанных средневековыми мусульманскими юристами в рамках (ал-ахкам ас-султанийа) — отрасли, которую современные исследователи иногда именуют мусульманским государственным (публичным) правом. В то же время рассмотрение данной проблемы с более широких позиций не может ограничиваться только принципами организации государственного аппарата, а должно включать также изучение всех других каналов, по которым исламский фактор воздействует на современное государственно-правовое развитие (в том числе определение с учетом исламских критериев основных направлений деятельности государства, регулирование правового статуса граждан, роль религиозных деятелей в государственной жизни и др.). Такой взгляд в известной мере принимает во внимание и специфику самой мусульманской государственно-правовой теории, которая рассматривает вопросы структуры государство в тесной связи с общей концепцией власти (халифата или имамата) и разрабатывает широкий круг иных проблем, имеющих прямое отношение к политике, демократии, политическому режиму, форме правления.