Ислам, его вероучения и культура. Коран, как священная книга мусульман

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Ислам – одна из трех величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Две другие – иудаизм и христианство. Все три веры тесно связаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера является самой ранней и лежит в основе, как иудаизма, так и христианства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2

1. Зарождение ислама……………………………………………………………………..2

2. Священная книга Коран………………………………………………………………..3

3. Вероучения …………………………………………………………………………….6

4. Ислам и общество………………………………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………………..11

Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат ИСЛАМ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)


Ислам, его вероучения и культура.

Коран, как священная книга мусульман.

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………………..2

 

1. Зарождение ислама……………………………………………………………………..2

 

2. Священная книга Коран………………………………………………………………..3

 

3. Вероучения …………………………………………………………………………….6

 

4. Ислам и общество………………………………………………………………………9

 

Заключение………………………………………………………………………………..11

 

Список литературы………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ислам – одна из трех величайших  религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Две другие – иудаизм и христианство. Все три веры тесно связаны, ибо в действительности прославляют одного  и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают,  что их вера является самой ранней и лежит в основе, как иудаизма, так и христианства.

Ислам – это одна из распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 млн., преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Юго-Восточной и Южной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные  - в подавляющем большинстве. 

Быть мусульманином (последователем ислама) в наше время уже значит быть обязательно арабом. Слово «мусульманин» переводится как «тот, кто покоряется».

 

 

1.       Зарождение ислама

 

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его почти с самого начала освещается письменными источниками. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от Бога ряд «откровений», записанных в  священной книге Коране, и передал их людям.

Считается, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, а затем и в Медине. Там ему удалось собрать много приверженцев. Опираясь на них, он вскоре подчинил к себе Мекку и объединил большую часть Аравии  под знаменем новой религии.

Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами: Месопотамией, Сирией, Египтом и др. В Аравии были поселенцы иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие. Общины нуждались в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение на слияние племенных культов, за почитание единого верховного Бога Аллаха. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда. Основное в его проповедях  было– строгое требование почитать только одного Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово « ислам» означает покорность.

              Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.

              Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

 

2.       Священная книга Коран.

 

              Важнейшим источником шариата (образ действия ) считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, почитаемая приверженцами всех мусульманских направлений, последователями всех мусульманских сект. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского.

              Согласно мусульманской мифологии, она была передана аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. С тех пор Коран якобы и существует в неизменном виде. Однако в действительности, как установлено наукой, Коран в окончательной редакции был составлен и утвержден при халифе Османе (644—656 гг.). Он является сочинением, принадлежащим перу многих авторов. Об этом можно судить по содержанию и стилю Корана. Достаточно ознакомиться с его текстами, чтобы убедиться в том, что они написаны разными людьми.

              По преданию, Мухаммед не записывал свои проповеди, наставления и изречения. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказывания Мухаммеда были предприняты еще при первом халифе Абу-Бекре (632-634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая составила Коран как сборник религиозно-житейских правил, обязательных для всех мусульман. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные "сподвижниками" пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

              Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая глава, или сура, имеющая своим назначением передать целое откровение, состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Слово «аят» означает „знамение", „чудо". Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

              Отдельные предложения и мысли, содержащиеся в одной главе Корана, часто между собой не связаны, а в большинстве случаев они не связаны и с названием главы

              Противоречивость и туманность коранических положений религиозные люди и духовенство пытаются объяснять или оправдывать слабостью человеческого ума, якобы не способного понять всю премудрость и глубину божьего слова. Современные исламисты пытаются утверждать, будто миссия Мухаммеда и Корана имеет общечеловеческое значение. Однако из Корана явствует, что он предназначался прежде всего для арабов. Чтобы убедить арабов в том, что они являются избранным аллахом народом, в Коране специально подчеркнуто, что он ниспослан на арабском языке              Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой обычное собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий, распространенных среди арабского населения в период VI-VII вв. н. э., которые отражают в той или иной мере социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове.

              В Коране есть указания, касающиеся регламентации торговли, имущественных, семейно-брачных отношений, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Но главным образом в нем говорится об обязанностях верующих по отношению к правителям, духовенству, об отношении мусульман к другим религиям, об аллахе — едином боге, которому следует безропотно поклоняться, о судном дне, воскресении и загробном мире. Много места занимают в Коране увещевания быть верными только аллаху, послушными его посланнику и угрозы по адресу инаковерующих.

              Коран подтверждает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность. За покушение на собственность Коран предусматривает жесточайшие наказания в этом и загробном мире.

              Множество аятов „священной" книги посвящено женщинам. Прежде всего, Коран провозглашает неравенство женщины, „священная" книга мусульман исходит из того, что женщина не равна мужчине по происхождению. В Коране имеются и аяты о необходимости затворничества женщин. Нужно сказать, что ношение паранджи, чачвана, чадры, яшмака не является специфически исламским нововведением. Однако Коран сохранил и закрепил обычаи и порядки разных эпох и народов, в которых отражалось унизительное и неравноправное положение женского пола.

              Мусульманское представление о мироздании, как оно изложено в Коране, не отличается ни полнотой, ни логической стройностью. Там мы найдем лишь весьма отрывочные, вовсе не оригинальные сведения об устройстве и происхождении вселенной, представляющие смесь библейских и талмудических взглядов, приправленных мифами, бытовавшими среди арабов.

              В Коране говорится, что Земля представляет собой плоскость, равновесие которой поддерживается специально с этой целью воздвигнутыми богом горами.

              Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

              Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это

его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

              Считая Коран хранителем всех мудростей мира, мусульманское духовенство преследовало и наказывало выдающихся представителей передовой научной мысли, высказывавших идеи, которые противоречили Корану.

              Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

 

3.       Вероучения

 

Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-идн), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина

Первая обязанность - исповедание веры, т.е. произнесение шахады ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммеда - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истине.

Вторая обязанность - молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.

Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

Ураза-байрам (или ид аль-фитр) - праздник разговенья, окончания поста - справляется в первый день следующего за рамаданом месяца шавваля. Во время этого праздника верующий должен, согласно установлениям ислама, отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить так называемое "очищение праздника перерыва" - фитр-садака.

В дни курбан байрам (справляется через 70 дней после окончания уразы курбан-байрам) на жертвоприношение истребляется лучший скот. В этот праздник, по шариату, овца или коза могут быть заколоты за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а верблюд - за десятерых, причем жертва должна быть однолеткой.

Приносить жертвы, согласно исламу, нужно затем, чтобы попасть в рай. По мусульманскому учению, попасть туда можно, лишь миновав Сират на принесенных в жертву животных. А Сират - это в мусульманском мифе мост, перекинутый над адом; от тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени. У входа на Сират будут находиться верблюды, коровы, бараны, заколотые верующими на курбан-байрам. На них-де они и переедут через Сират. Тот же, кто не закалывал жертв, не имея на чем переехать по этому мосту, не удержится на нем и упадет в ад!

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил.

Информация о работе Ислам, его вероучения и культура. Коран, как священная книга мусульман