Индуизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Индуимзм - одна из самых древних и влиятельных религий в мире. Само название этой религии говорит о том, что она напрямую связана с Индией, хотя термин «индуизм» не индийского происхождения. Он - от персидского названия реки Инд. Некоторые исследователи считают индуизм не одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Поэтому трудно дать краткое и точное определение индуизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Индуизм………………………………………………………6
1.1 Основные характеристики индуизма……6
2. Особенности вероучения, культа и философских воззрений индуизма…8
2.1 Особенности индуизма. Касты……………………………………………8
2.2 Главные символы индуизма……………………………………………..11
2.3 Основные положения и священные книги индуизма……………12
2.4 Сверхъестественные существа в индуизме. Боги и демоны…………13
2.5 Загробная жизнь и карма………………………………………………..17
2.6 Философия индуизма……………………………………………………..19
3. Основные направления индуизма: вишнуизм и шиваизм………………22
3.1 Вишнуизм………………………………………………………………….22
3.2 Шиваизм……………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………29

Работа содержит 1 файл

РЕЛИГ контр2.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Общая численность сторонников вишнуизма около 500 млн. человек (примерно 70% всего индуистского населения Индии). Вишнуиты преобладают в большинстве индийских штатов (Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Андхра-Прадеш и др.).

 

 

 

3.2 ШИВАИЗМ

 

Шиваизм, одна из двух основных ветвей индуизма. Названа по главному божеству - Шиве.

Истоки мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской (хараппской) цивилизации (3-2-е тыс. до н. э.). В генетическом предшественнике Шивы этого периода, условно названном прото-Шивой, были заложены две контрастные характеристики -- эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих десятилетий были отличительной чертой индуистского Шивы. В ведийский период прямым предком Шивы было зловещее стихийное божество - Рудра. Культ Рудры-Шивы в ведах выявлен слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных областях.

Со временем Шива становится одним из основных божеств пантеона, его культ приобретает всё бомльшую популярность.

В первые века христианской эры почитание Шивы приобрело регулярный храмовый характер. Цитадель шиваизма - дравидоязычный юг Индии. На юге Шива стал отождествляться с богом - покровителем городского населения.

Для своих приверженцев Шива - великий единый бог, который объемлет собой всю Вселенную, пребывая в ней и во всём сущем. Вездесущий бог проявляется в пяти главных манифестациях и потому часто изображается пятиликим.

Шиваизм сложился как значительное самостоятельное направление в индуизме, противопоставляющее себя вишнуизму. Появились собственно шиваитские священные тексты («пураны», «агамы»). Шива как бог-разрушитель вошёл в триаду главных индуистских богов вместе с Брахмой - творцом мира и Вишну - его хранителем. Для шиваитов же он - не только разрушитель мира, но и его творец и сохранитель, то есть воплощение всех божественных функций главных индуистских божеств.

Всё бомльшую роль стала играть супруга Шивы, выступающая под разными именами - Кали, Ума, Дурга, Парвати. Женское начало стало самостоятельным элементом культа и требовало своих обрядов, священных текстов, способов медитации.

Отличительный внешний признак шиваитов - горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело; иногда покрывают себя пастой из пепла.

В качестве жертвоприношения Шиве подносят листья растения бильва, вид дикой яблони. Подносят ему также «пять даров коровы»: молоко, масло, простоквашу, мочу и навоз, а также пепел, который считается священным.

Чаще всего Шива почитается в виде фаллического символа - «линги». Он истолковывается как символ не только плодородия, но и творческой мощи бога, воплощая в себе активное одухотворённое начало Вселенной. «Линга» (лингам) используется как в обрядовой, так и в медитационной практике, составляя существенный элемент йогической тренировки.

Важной частью шиваитских богослужений является ритуальный танец, пляска. Он входит в праздничные церемонии, домашние и храмовые обряды. В прошлом с танцами, исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц - «дэвадаси». Существенной чертой культа шиваизма является и музыка.

Самый значительный праздник шиваитского цикла - Шиваратри (ночь Шивы). Он празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно - в 13-ю ночь тёмной половины месяца магха (январь - февраль). Главный ритуал праздника - осыпание лингама листьями дерева бильба. Предписывается также пост и повторение имени Шивы. В ряде областей почитание «линги» сопровождается экстатическими плясками и оргиями.

Поклонение Шиве нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в глухих сельских уголках. Вообще же культ Шивы и божеств его круга имеет много практически необозримых исторических и локальных вариаций. Шиве, как и Вишну, посвящены сотни больших и малых храмов. Самые знаменитые: храм танцующего Шивы-Натараджи в Дамбараме (Тамилнад), Кедарнатха в Гималаях и др.

Шиваизм распадается на несколько течений - сект. Наиболее популярны среди них лингаяты, капалики, пашупаты, натхи и некоторые другие. Численность последователей шиваизма - 198 млн. человек (25% всех индуистов). Шиваизм особенно широко распространён в штатах Тамилнад, Орисса, Ассам, среди индуистов штата Джамму и Кашмир.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как видим, индуизм - это очень сложная и многогранная религия. Как религиозному мировоззрению, индуизму присущ плюрализм, и он проявляется не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временных: они сказываются во множестве локальных традиций и в приурочивании религиозной жизни ко всем возрастам человека. Множественные характеристики объединяются общим руслом традиционной культуры и принципами жизни, обязательными для всех индусов.

В индуизме отсутствует единый организующий стержень. Вот почему среди его приверженцев встречаются пантеисты и политеисты, монотеисты и агностики и даже атеисты. Как считают Дж. Макдауэл и Д. Стюарт, индуизм - это «сложный комплекс религиозных и философских воззрений, а также предписаний, регламентирующих все права и обязанности человека от рождения до смерти. Большое место в нем отводится обрядности».

В Индии имеются многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые - буддизм, ислам, христианство - но, тем не менее, она была и остается по преимуществу страной индуизма. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.

Сегодня основные идеи Индуизма лежат в основе таких современных культов как Международное общество сознания Кришны (МОСК), Миссия Божественного света, Трансцендентная медитация и им подобных. В настоящее время насчитывается около 700 миллионов последователей этой религии. Это преимущественно народы, населяющие Индию, Непал и Шри-Ланку. Индуизм породил религии джайнизма и буддизма и вместе с исламом лег в основу возникновения сикхизма. Идеи индуизма получили широкое распространение во многих странах, сначала Востока, а потом и Запада. Переосмысление учения индуизма способствовало образованию многих культов и верований. Они продолжают появляться и распространяться и в наше время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Альбедиль М.Ф. Программа курса "Индуизм": (2 семестра) // Вест. Рус. христиан. гуманит. ин-та. - СПб, 1997. - №1. - С.251-265.

2. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб и доп. - М., Кн. дом "Университет", 1998. - 426 с. - Указ. имен, терм. и назв.: С. 411-420.

3. Глушкова И.П. Ганеша [Культ Ганеши в Китае, Непале, Японии и Индонезии] // Азия и Африка сегодня. - М., 1997 - №7. - С.66-69.

4. Глушкова И.П. Трансформация традиции в пределах единого священного пространства // Восток=Orients. - М., 1997. - №3. - С.33-44. - Формирование религиозной традиции в индуизме. Традиция с точки зрения святого места - тиртхи и кшетры - в контексте индуизма.

5. Голованов А.Э. Неоиндуизм и его влияние на молодежь Запада и России // Восток=Orients. - М., 1996. - №5 - С.130-143.

6. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Алаев Л.Б., Алиханова Ю.М., Альбедиль М.Ф. и др.; Под общ. ред Альбедиль М.Ф., Дубянского А.М. - М.: Республика, 1996. - 576 с. - Предм. указ. / Сост. Вечерина О.П.

7. Найп Д.М. Индуизм / Пер. Иванова Д.А. // Религиозные традиции мира. - М., 1996. - Т.2. - С.119-162.

8. Оранская Т.И. Современное реформаторское ведийское учение в Индии // Вестн. Восточ. ин-та=Acta Instutionis orientalis. - СПб., 1995. - Т.1, №2. - С.64-78.

9. Рождественская Е.С. Происхождение ведийских богов / Вторая научная конференция студентов и преподавателей Восточного ин-та. - Владивосток, 1997. - С.76-77.

10. Рыбаков Р. Индуизм /Наука и религия. - М., 1997. - №6. - С.2-5.

11.Салтыков А. Д. Индуизм: религии, искусство, повседневность Религии. Науки. - М., 1998.

12. Снежина И.В. Мифология Ригведы / Вторая научная конференция студентов и преподавателей Восточного ин-та. - Владивосток, 1997. - С.73-74.

13. Эканатх Дас. Духовные аспекты жизни ведического общества / Время великого синтеза: Религии. Науки. - М., 1996. - С.112-117.



Информация о работе Индуизм