Идея светского государства и ее отражение в конституции и законодательстве РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:13, реферат

Описание работы

Работа по идеологии светского государства в Республике Беларусь

Работа содержит 1 файл

религия.docx

— 26.51 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ  БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»  БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

НА  ТЕМУ: Идея светского государства и ее отражение в конституции и законодательстве РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель группы ПВ 1-12 лог     Семененко Н.Н.

 

Проверил:

Шилов В.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

Взаимоотношения государства  и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и  государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных  организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и  свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и  нравственности.

Республика Беларусь является светским государством. Согласно ст. 4 Конституции идеология религиозных  объединений не может устанавливаться в качестве обязательной. В свою очередь законодательством устанавливается ответственность за какое-либо прямое или косвенное ограничение прав граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как за разжигание вражды и ненависти либо оскорбления граждан в связи с их религиозными убеждениями.

Как отмечается в литературе, по состоянию на 1 января 2004 г. в Республике Беларусь насчитывалось 2863 религиозные  общины, в их числе 1290 православных и 432 католические. Старообрядческих общин  в республике - 34, Христиан веры Евангельской - 494, Евангельских христиан-баптистов - 270, Совет церквей ЕХБ - 29, греко-католических - 13, новоапостольских - 20, иудейских - 29, исламских - 27, Свидетелей Иеговы - 26, бахаи - 6, мормонов - 3, кришнаитов - 6, первых христиан - 1. На территории Беларуси имеются 1040 православных церквей; костелов и других культовых помещений - 387.

В настоящее время строится 227 новых культовых зданий, в том  числе православных - 144, католических - 40, протестантских - 40. Принимаются  меры по ремонту и реставрации  многих культовых помещений.

В республике имеются такие  религиозные организации, как православная и католическая духовные семинарии, православная академия и духовное училище, 21 православный и 8 католических монастырей, 24 протестантские миссионерские организации, 43 религиозных центра и управления (республиканские и областные), среди  них - 10 православных и 3 католические епархии. Численность религиозных организаций  достигла 3012. в религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2696 служителей культа, в том числе - 1254 православных священника и 392 католических ксендза (192 из них являются иностранными гражданами).

В новой редакции Конституции  появилась запись о том, что взаимоотношения  государства и религиозных организаций  регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и нравственных традиций белорусского народа, в этой связи Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" Законом от 31 октября 2002 г. изложен в новой редакции.

Государство не возлагает  на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных  организаций, если она не противоречит законодательству. Оно не финансирует  деятельность религиозных организаций.

Религиозные организации  не выполняют государственных функций. Они вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать наравне  с другими общественными объединениями  средства массовой информации.

Религиозные организации  не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и  не оказывают им финансовой и иной поддержки.

В местах богослужений не допускается  использование государственной  символики, проведение собраний, митингов и других мероприятий политического  характера, а также выступлений, призывов, оскорбляющих представителей органов власти, должностных лиц  и отдельных граждан.

Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими  религию и не исповедующими ее, религиозными организациями различных  исповеданий, а также между их последователями.Религиозные организации обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь и действующего законодательства.

Религиозными организациями  в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или  религиозных общин (религиозные  объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также  монастыри и монашеские общины, религиозные  братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Религиозные организации  имеют следующие признаки: вероисповедание; разработанная культовая практика; проведение богослужений; религиозное  просвещение и воспитание своих  последователей.

Важно иметь в виду, что  руководителем религиозной организации  может быть только гражданин Республики Беларусь.

Согласно новой редакции вышеназванного Закона религиозные  общины образуются по инициативе не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста и постоянно  проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные  территориальные пределы, и действуют  только на их территории.

Религиозные организации  подлежат обязательной государственной регистрации,  с момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица. Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют: религиозных общин - областные и Минский городской исполнительные комитеты; религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозных объединений, - республиканский орган Государственного управления по делам религий.

Религиозная организация  осуществляет свою деятельность на основании  устава.

Уставы религиозных организаций  в соответствии с гражданским  законодательством определяют их правоспособность. Эти уставы содержат сведения о виде, местонахождении и районе деятельности религиозных организаций, их вероисповедной принадлежности, о месте в организационной  структуре религиозного объединения, об имущественном положении, о порядке  решения имущественных и других вопросов в случае прекращения их деятельности, а также иные положения, связанные с особенностями деятельности данных организаций.

Для регистрации религиозной  общины учредители подают в городской, районный исполнительные комитеты, местную  администрацию по месту предполагаемой деятельности общины заявление о  ее регистрации, подписанное всеми  участниками (членами) этой общины. к заявлению прилагаются: список граждан; устав религиозной общины в трех экземплярах; протокол собрания участников; документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе. Эти документы рассматриваются в месячный срок и направляются с соответствующими заключениями в областной, Минский городской исполнительный комитет, которые принимают решение о регистрации или об отказе в регистрации религиозной общины, о чем сообщается заявителям.

Для регистрации религиозного объединения его учредители подают заявление и необходимые документы  в республиканский орган государственного управления по делам религий, который  принимает решение в месячный срок. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд. Законом определены основания для отказа в государственной регистрации религиозной организации, а также основания ее возможной ликвидации. Суд рассматривает дела о прекращении деятельности религиозных организаций в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, по заявлению органа, уполномоченного проводить регистрацию их уставов, или прокурора.

В собственности религиозных  организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения  их деятельности.

Граждане и религиозные  организации вправе приобретать, использовать религиозную литературу на языке  по своему выбору, а равно другие предметы и материалы религиозного назначения.

Религиозные организации  вправе в порядке, установленном  законодательством, производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, религиозную  литературу и иные информационные материалы  религиозного содержания. Выпуск периодических изданий религиозного характера и иной религиозной литературы, не имеющей богослужебного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством о печати и средствах массовой информации.

Влияние религии на развитие государства и общества весьма существенно. Так, в принятом Архиерейским Собором  документе об Основах социальной концепции Русской Православной Церкви зафиксированы многие фундаментальные  принципы взаимоотношений церкви, общества и государства: 1) о взаимном уважении государства и церкви; 2) о сферах, где церковь не может сотрудничать с государством; 3) о собственности  религиозных организаций, основным компонентом которой является добровольная жертва верующих, что должно исключать  автоматическое распространение на отношения в этой области государственного налогообложения; 4) о смертной казни; 5) об абортах, которые возможны, лишь когда существует прямая угроза жизни матери; 6) о недопустимости клонирования человека; 7) о нравственной ответственности журналистов и СМИ за пропаганду пороков и эксплуатацию человеческих инстинктов. Многие из этих идей следовало бы закрепить в нормативных правовых актах, в том числе в Законе "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях". Законодательством предусмотрены праздничные нерабочие дни, приходящиеся на некоторые религиозные праздники православной и католической конфессий: Рождество Христово, Пасха, Радуница, День памяти (Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. N 157 "О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь" с последующими изменениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таки образом, мы видим, что  согласно Конституции и другим законодательным  актом  Республика Беларусь является светским государством. В Республике Беларусь созданы необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, функционирования религиозных организаций. По всем основным вопросам жизнедеятельности религиозных организаций приняты соответствующие законы, заложившие новую демократическую, партнерскую фазу взаимоотношений государства и религиозных организаций. Определены приоритетные направления государственной политики в сфере государственно-религиозных отношений:

1.обеспечение конституционного положения об отделении религиозных организаций от государства и школы, от религиозных организаций, равноправие всех действующих конфессий и право граждан на свободу совести;

2. содействие религиозным организациям в реализации их уставных задач, участии религиозных организаций в служении, имеющем социальное значение.

В целом в Республике Беларусь созданы конституционно - правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы — важный фактор идеологии белорусского государства.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Республике Беларусь. Проблемы государственно-правового регулирования. – Мн., 2001.,
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями; Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1 ,
  3. Политика управления в области духовных интересов общества // Гавриленко В.Г. Основы политологии. – Мн.: Право и экономика, 2000.,
  4. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ленсу М.Я., проф. Я.С. Яскевич, доц. В.В. Кудрявцева. – Мн., 2003.,
  5. Религия и церковь: Краткий научно-популярный очерк. Серия "Молодежи: политика, экономика, право" / А.А. Коваленя и др. – Мн., 1998.,
  6. Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. N 157 "О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь" с последующими изменениями.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Идея светского государства и ее отражение в конституции и законодательстве РБ