Автор: Александр Шалаев, 27 Августа 2010 в 11:07, реферат
Всеобщность веры ставит перед нами следующий вопрос. По-чему все люди, или, по крайней мере, все племена и народы, если и не каждый их представитель, испытывают потребность в рели-гиозном переживании бытия. Ответ на этот вопрос далеко не прост и не однозначен. В разное время, различные мыслители несходно отвечали нанего.
1) Христианство и иудаизм………………………………………………..3стр.
2) Основное содержание новозаветной проповеди…………………….11стр.
3) Список литературы……………………………………………………..14стр.
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
РЕФЕРАТ
На
тему: Христианство
и иудаизм. Основное
содержание новозаветной
проповеди.
Проверил(а)
_____________
Москва 2010г.
Содержание.
1)
Христианство и
иудаизм………………………………………………..
2)
Основное содержание
новозаветной проповеди…………………….11стр.
3)
Список литературы…………………………………
1. Христианство и иудаизм.
Всеобщность
веры ставит перед нами следующий
вопрос. По-чему все люди, или, по крайней
мере, все племена и народы, если и не каждый
их представитель, испытывают потребность
в рели-гиозном переживании бытия. Ответ
на этот вопрос далеко не прост и не однозначен.
В разное время, различные мыслители несходно
отвечали нанего.
В Текстах Ковчегов и в Бхагавадгите, как вы помните, выска-зывалась мысль о том, что вера, это — внутреннее качество, и даже более того, сущность человеческого существа. «Человек образован верой». Понятно, что в этом случае вера — неотъемлемая черта человеческой личности, подобно зрению или дыханию.
Люди
греко-римской древности
Многие мыслители первых веков христианства воодушевлялись идеей постоянного присутствия божественной искры в мире. Искру эту начиная с философа Юстина именовали «семенным словом» (Хбуост отгЁрца-пкост), поскольку как бы семена истины самим Богом были всеены в сердца людей, и они давали всходы, когда человек орошал свое сердце любовью к Богу и людям. «Всё, что когда-либо сказано и открыто хорошего между философами и законодателями — всё это сделано соответственно мере нахождения и созерцания Слова (Божиего)» [Юстин Философ, 2 Апология, 10]4. «Нога твоя не споткнется, если все доброе ты будешь относить к Божественному провидению, будет ли добро то эллинское или наше (христиан-ское), — пишет другой видный христианский мыслитель Климент Александрийский (150—215), и продолжает: Виновником всякого добра состоит Бог» [Строматы I, 5].
Христианские писатели, жившие еще в то время, когда большая часть их соотечественников оставалась вне церкви, пребывая или в язычестве или следуя той или иной философской традиции, не уставали подчеркивать, что все доброе и в мыслях, и в делах каждого
человека происходит от Бога. Когда человек находит в себе силы оторвать глаза от земли, когда он ощущает свое призвание к веч-ности — то это не его заслуга. Ведь животные, которым биологи-чески подобен человек, не думают ни о вечности, ни о Боге. Пе-реживание Абсолютного — одна из своеобразнейших отличитель-ных черт человеческого рода, если не вообще важнейшая родовая особенность человека, полагали христианские мыслители.
«Всё божественное, явленное нам, познается только путем со-причастности. А каково оно в своем начале и основании — это выше ума, выше всякой сущности и познания» — указывал глубо-комысленный автор, писавший под именем христианского еписко-па Афин I века — Дионисия. [О божественных именах. 2.7]1, от-тенявший ту мысль, что «семена Слова Божьего» — это природа Абсолютного, присутствующая в нас. Только потому, что в чело-веке есть по естеству нечто божественное, он переживает Бога, может и, как правило, жаждет верить в Него, быть с Ним.
Именно поэтому для христианина было бы удивительно обна-ружить народ без веры в Бога. Но убеждение в том, что искра божественного, образ Божий естественно присущи любому чело-веку, заставляло серьезных христиан внимательно присматривать-ся ко всему доброму и в других религиях, в иных учениях об Абсолюте. «Когда язычники, не имеющие закона, — объяснял апостол Павел христианам города Рима, — по природе законное делают, то... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» [Рим. 2, 14-15]. «Следы богоприсутствия обнаруживаются и в языческих религиях» — отмечал ученейший христианин из Александрии священник Ориген (185—253). Он предостерегал своих единоверцев от разрушения статуй языческих богов «ибо они бесспорно, есть попытка отразить священное» [Против Цельса 5.10; 4.92]. «У древних язычников был поиск Бога с жаждой и алчбой, — писал другой учитель древней Церкви епископ Григорий (329—390), которому традиция христианская дала почетное про-звище «Богослов». — Во всей истории человечества видна рука Божия, ведущая человека к Истине» (P.G. 36. 160—161).
Конечно, среди христиан всегда находились приверженцы и точки зрения, отрицающей положительный смысл за иными рели-гиями и, соответственно, естественную сопричастность человека Богу. Временами таких христиан оказывалось даже большинство, особенно в те века, когда опыт живого общения с носителями иных
религий почти прекращался. В мусульманине, иудее, язычнике такие христиане отказывались видеть сопричастную Богу лич-ность, подобную собственной. Это приводило к жестокостям, не-терпимости, геноциду. Но древнее учение о «семенном Слове» ни-когда не забывалось полностью и до сих пор оно определяет от-ношение к религиозности человека, объясняет тайну веры.
«Все люди составляют одну семью и имеют одну природу и про-исхождение, ибо Бог произвел весь род человеческий обитать по всему лицу земли. Едина и их конечная цель: Бог. Его промышле-ние, Его благодеяния и Его стремление спасти простираются на всех людей».
Современный православный французский мыслитель профес-сор Оливье Клеман так передает слою Константинопольского патриарха Афинагора, сказанные по вопросу о множественности религий: «Я говорил Вам, Христос и христианство пребывают повсюду. Христос необходим нам, без Него мы ничто. Но Он не нуждается в нас, чтобы действовать в истории. Вся история человечества, начиная со дня Воскресения, и даже со дня творения, вся история пронизана христианством. <...> Так, завет Адама, или скорее Ноев завет, продолжает существовать в архаических рели-гиях, прежде всего в религиях Индии с их космическим символиз-мом. <...> Но язычество забыло Бога Живого; мы же знаем теперь, что свет исходит к нам от Лица. Нужен был завет с Авраамом, и он несомненно обновлен в исламе. Завет с Моисеем сохраняется в иудаизме... Христос же заново воспроизвел всё. Воплотившийся Логос, который созидает мир и открывает Себя в нем, является Словом, глаголящим устами пророков, чтобы направлять исто-рию... Вот почему я считаю, что христианство есть религия рели-гий, порой я говорю даже, что принадлежу всем религиям».
В мусульманине, иудее, язычнике такие христиане отказывались видеть сопричастную Богу лич-ность, подобную собственной. Это приводило к жестокостям, не-терпимости, геноциду. Но древнее учение о «семенном Слове» ни-когда не забывалось полностью и до сих пор оно определяет от-ношение к религиозности человека, объясняет тайну веры.
«Все
люди составляют одну семью и имеют
одну природу и про-исхождение, ибо
Бог произвел весь род человеческий
обитать по всему лицу земли. Едина
и их конечная цель: Бог. Его промышле-ние,
Его благодеяния и Его
Современный православный французский мыслитель профес-сор Оливье Клеман так передает слою Константинопольского патриарха Афинагора, сказанные по вопросу о множественности религий: «Я говорил Вам, Христос и христианство пребывают повсюду. Христос необходим нам, без Него мы ничто. Но Он не нуждается в нас, чтобы действовать в истории. Вся история чело-вечества, начиная со дня Воскресения, и даже со дня творения, вся история пронизана христианством. <...> Так, завет Адама, или скорее Ноев завет, продолжает существовать в архаических рели-гиях, прежде всего в религиях Индии с их космическим символиз-мом. <...> Но язычество забыло Бога Живого; мы же знаем теперь, что свет исходит к нам от Лица. Нужен был завет с Авраамом, и он несомненно обновлен в исламе. Завет с Моисеем сохраняется в иудаизме... Христос же заново воспроизвел всё. Воплотившийся Логос, который созидает мир и открывает Себя в нем, является Словом, глаголящим устами пророков, чтобы направлять исто-рию... Вот почему я считаю, что христианство есть религия рели-гий, порой я говорю даже, что принадлежу всем религиям».
Когда в XVIII—ХIХ веках западная наука становилась все более чуждой религиозности, она попробовала рассмотреть и веру в Бога не изнутри, как это делали древние христианские мыслители, но извне. Религия превратилась для ученых в объект исследования, в «форму общественного сознания». ХIХ век большей частью разде-лял учение великого германского философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) на природу религиозного. Гегель предположил, что вера в «сверхъестественное» является характер-ным для ранних стадий развития человека способом познания себя.
Подобным же образом определяли место религии и основатели марксизма. «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической по-вседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разум-ных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса... сбросит с себя мистическое туманное по-крывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного обще-ственного союза людей и будет находиться под их сознательным и планомерным контролем».
Человеку XIX — начала XX века льстила мысль, что именно в его время мир переходит из сферы религии в более высокую сферу науки. Идеи Огюста Конта, Людвига Фейербаха, Карла Маркса о судьбе религии приобрели большую популярность. Крупнейший британский ученый-религиовед сэр Джеймс Джордж Фрезер (1854—1941) принял схему происхождения религии из магии в своей знаменитой работе «Золотая ветвь»2. Магией он стал назы-вать то явление, которое Гегель определял как колдовство.
Многотомные,
исключительно богатые
Иначе объяснял появление религии другой британский уче-ный — Герберт Спенсер (1820—1903). Соглашаясь с той же, иду-щей от Гегеля схемой исторического развития религиозности от магии к науке через религию, он объяснял само зарождение магии почитанием умерших великих предков. К особо сильным и мудрым людям соплеменники продолжали обращаться с просьбами о по-мощи и после их смерти. Затем стали обращаться с просьбами к
силам природы и природным явлениям, которые также одушевля-лись. Имея опыт достижения поставленных целей в этом мире с помощью направленных определенным образом действий, люди и в вымышленный мир духов стали переносить эту же практику. Они стали пытаться подчинить своей воле не только материальные ве-щи, но и их духовные сущности. Так, по мнению Спенсера, воз-никла магия, а из нее — религия, сохранившая традиции почита-ния сильных предков от глубочайшей древности.
Близких взглядов придерживался и крупнейший английский антрополог и этнограф сэр Эдвард Бёрнетт Тайлор (1832—1917). Он также полагал, что человек сам придумал себе религию. Рели-гиозность возникла по всей видимости очень давно, так как в на-стоящее время нет ни одного племени, стоящего на дорелигиозном уровне развития, указывал ученый в своем фундаментальном ис-следовании «Первобытная культура». Религия, по его мнению, воз-никла в результате анализа древним человеком сходных «погра-ничных» явлений сна, обморока, смерти. Во сне душа как бы отде-ляется от тела, в обмороке человек некоторое время лежит словно мертвый, а потом вновь оживает*. Поэтому и смерть, от которой уже не оживают, стала представляться долгим обмороком, длитель-ным отделением души, способной видеть сны, от тела. Отсюда воз-никает представление о бестелесной душе, и мир наполняется древним человеком множеством духов. Этот, первый период рели-гиозности, Тайлор называл анимизмом (от лат. anima — душа). Позднее многочисленных духов природных объектов и сил человек сводит в обобщающие образы богов сил природы. Так духи всех конкретных лесов и рощиц обретают новое лицо в боге леса, духи всех ветров — в боге ветра. Из анимизма возникает политеизм, многобожие. Наконец, предельное обобщение политеизма приво-дит человека к убеждению, что есть только один Дух — Бог. Этот последний этап развития религии Тайлор называет монотеиз-мом — единобожием. Поскольку религия возникла из ошибочного объяснения пограничных явлений, она, считал Тайлор, не вечна и отмирает по мере прояснения взгляда человека на окружающий его мир и на самого себя.
Информация о работе Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди