Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:43, реферат
Споры по данному вопросу не утихают до сих пор. Некоторые буржуазные ученые -- защитники религии, пытающиеся ее увековечить,-- стремятся доказать, что религия присуща человеку с самого начала его существования. Современные христианские богословы, вынужденные признать происхождение человека от животных предков, утверждают, однако, что в процессе изменения животного мира развилось лишь тело человека, душа же создана богом и неизменна, а вместе с ней появились и первые религиозные представления: вера в единого бога.
Введение
Формы первобытных религий.
Заключение.
Список литературы
Реферат
по дисциплине «Религиоведение»
Формы
первобытных верований
Руководитель работы:
_____________
«___» _______________ 2010
Исполнитель:
Студент группы №
«___» _______________ 2010г
Содержание
Введение
Формы первобытных религий.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Самые
ранние стадии развития религии известны
нам только из археологического материала,
который очень скуден. Мы не располагаем
сведениями о существовании у
наших древнейших предков (питекантропа,
синантропа, живших несколько сот
тысяч лет назад) религиозных
верований; их нет, да и не могло быть:
примитивность общественного
Споры
по данному вопросу не утихают
до сих пор. Некоторые буржуазные
ученые -- защитники религии, пытающиеся
ее увековечить,-- стремятся доказать,
что религия присуща человеку
с самого начала его существования.
Современные христианские богословы,
вынужденные признать происхождение
человека от животных предков, утверждают,
однако, что в процессе изменения
животного мира развилось лишь тело
человека, душа же создана богом
и неизменна, а вместе с ней
появились и первые религиозные
представления: вера в единого бога.
Все утверждения о том, что религия якобы искони присуща человеку, не выдерживают критики. В противовес им некоторые советские ученые высказывают мысль, что дорелигиозный период длился очень долго -- до конца эпохи нижнего палеолита (ранней поры древнекаменного периода), захватывая и эпоху мустье (около 100--40 тысяч лет назад), когда жил так называемый неандертальский человек, охотившийся на пещерного медведя и других животных.
Формы
первобытных религий
Длившийся около 1,5 млн. лет, на протяжении «каменного века» -- палеолита, процесс социогенеза и становления человека современного типа, человека разумного, завершился примерно 35-40 тыс. лет назад. Это был важный рубеж в развитии человечества, в рамках еще его доистории.
К
этому рубежу пралюди -- неандертальцы
пришли, овладев уже основными способами
обработки камня и некоторых других материалов,
умея добывать огонь, накопив запас знаний,
необходимых для собирательства и охоты.
Важнейшие социальные достижения этого
времени -- родовой строй, язык, обряды,
живопись. С появлением рода биологические
инстинкты, пищевой и половой, были поставлены
под контроль общества. Человек стал человеком
-- существом социальным. Отныне его поступки
регулируются не инстинктами, а традициями
-- обычаями, соблюдение которых делает
возможным сохранение социальной группы.
Каждое появляющееся на свет человеческое
существо должно проходить длящийся годами
процесс научения жизни в обществе -- воспитания,
необходимого для осознания своего места
и обязанностей в группе, к которой оно
принадлежит, овладения соответствующими
знаниями и навыками соблюдения общего
интереса, подчинения воле коллектива,
его власти. Элементарной исходной исторической
формой осознания общности членов человеческой
группы сородичей был тотемизм. Это типичное
для определенного уровня общественного
развития представление группы людей,
занимающихся собирательством и охотой,
об их общем происхождении от мифического
существа. В доживших до нашего времени
элементарных религиях тотемизм встречался
не повсеместно, но был широко распространен
в особенности у австралийцев, меланезийцев
и американских индейцев. Слово «тотем»
употреблялось племенем оджибуэев (Северная
Америка) для обозначения существа, находящегося
в магически-мистическом отношении к индивиду
или группе людей.
Тотемизм
-- представление о родственной
связи всех членов рода с каким-то
видом животных или растений. Это
животное или растение являлось тотемом
данной группы людей. Члены группы,
тотемом которой был, например, медведь,
считали себя медведями, а медведей
-- членами своей группы. Таким
образом, наглядно выражалось единство
членов данного рода и их отличие
от всех остальных. Тотем -- символ, обозначение
единства. Тотемистические представления
обусловливают определенные отношения
между людьми. Они делятся на «своих»
и «чужих», и вместе с этим разделением
устанавливается, что можно и
что нельзя. Мясо «своего» тотема нельзя
употреблять в пищу, мужчины и
женщины одной тотемной группы не
могут вступать в брак -- это табу.
Возникает представление о
Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры -- это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов. Когда эвенки охотятся на медведя, они окружают его берлогу, произнося формулы «уговоров», и, когда медведь убит, долго извиняются перед ним и уверяют, что они не виноваты в его гибели. У северных народов есть обычай, по которому после раздела туши тюленя какую-нибудь часть ее бросают в воду со словами: «Тюлень ушел в море!» Черепа убитых зверей приносят в дом и всячески ублажают их, как дорогих «гостей». Охотники танцуют вокруг и поют: «Не мы вас убили, нет, нет! Камни скатились с горы и убили вас».
Идея братства человека и животного нашла свое выражение в широко распространенных мифах, согласно которым предки людей имели смешанные человеко-звериные черты. Индейцы верят, что эти существа могли легко менять свой облик. В подобных легендах прочно установилось понятие «животные-люди».
По верованиям австралийцев, эти получеловеческие предки бродили по всей стране урабунна, совершая священные обряды, а впоследствии некоторые из них превратились в мужчин и женщин.
В этом мифе звучит как бы смутная догадка об общности происхождения животных и людей.
В пещерах -- местах обитания первобытных людей -- обнаружено много странных рисунков. Они изображают невероятных чудовищ с ногами людей и мордами коз, с оленьими рогами и человеческим туловищем. Некоторые полагали, что это портреты загримированных колдунов. Но даже если согласиться с таким толкованием, то легко догадаться, что сам этот необычный костюм заклинателя ведет свое происхождение от мифа о человеко-зверях.
Кроме того, некоторые рисунки дают настолько фантастическое переплетение звериных и человеческих признаков, что трудно предполагать здесь какую-либо маскировку. Очевидно, вера в зооморфных предков восходит еще к пещерным жителям.
Эта вера оказала огромное влияние на общественный уклад древних людей.
Считалось,
что соблюдение этих правил обеспечивает
сохранение рода, добычу пищи. Делая
полезное животное тотемом, члены рода
верили, что с помощью каких-то
действий, например подражательных танцев,
символических действий другого
рода, можно заставить это животное
размножаться. Пещерная живопись той
эпохи почти исключительно
На
основании многочисленных находок
археологи теперь с уверенностью
говорят о наличии уже
В пользу такого утверждения свидетельствует хотя бы такой факт: если изображения животных в большинстве своем весьма реалистичны, то человеческие изображения, напротив, очень условны, схематичны, а еще чаще представляют либо фигуры фантастических зооантропоморфных существ, либо людей, наряженных в звериные маски; ино-гда одно от другого отличить очень трудно. Таковы, например, изображения в пещерах Марсула, Альта-мира и др. Из них наиболее известна фигура колдуна из пещеры Трех братьев -- пляшущего мужчины с рогами оленя на голове, длинной бородой, длинным конским хвостом, с накинутой на плечи шкурой. На костяном «жезле» из пещеры Тейжа нацарапаны три танцующие фигуры, двуногие, но в масках в виде голов серн.
Подобные
изображения явно имеют какое-то
отношение к религиозным
Что же означают эти замаскированные фигуры?
Едва
ли можно усматривать в них
охотничью маскировку: против этого
говорят ритуальные позы и явные
изображения плясок. Видимо, перед
нами исполнители каких-то обрядов,
и вероятнее всего
Магия
-- символический образ действий
(колдовских обрядов), имеющих своей
целью достижение конкретного результата.
Это получение нужного
Тотемистические
представления связаны с
Эти
обряды, через которые должен был
пройти каждый, сопровождались пением,
в котором давалось толкование этих
обрядов -- мифы о происхождении и
развитии мира с точки зрения тотемистических
представлений. Это была своего рода
школа, обучение, которое давало детальные
представления, касающиеся мира и того,
как управлять им, дополнявшее
обучение на практике приемам охоты,
приготовления пищи и т. п. Обряд
посвящения включал присвоение имени,
что считалось особенно важным и
священным как установление связи
посвящаемого с тотемом и, следовательно,
со всем миром. Тотемистические мифы,
связь которых с ритуалами
считалась необходимой для