Автор: m******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:50, реферат
Среди вопросов истории древней Руси проблемы места и роли церкви и взаимоотношений государства и церкви всегда привлекали к себе большое внимание. И это понятно. Церковь на Руси играла заметную экономическую, политическую и культурную роль, которая, однако, была далеко не одинаковой в течение двух с половиной столетий − с конца X до середины XIII в., она из-менялась вместе с самим древнерусским обществом и государством.
Формирование церковной
юрисдикции
Среди
вопросов истории древней Руси проблемы
места и роли церкви и взаимоотношений
государства и церкви всегда привлекали
к себе большое внимание. И это
понятно. Церковь на Руси играла заметную
экономическую, политическую и культурную
роль, которая, однако, была далеко не одинаковой
в течение двух с половиной столетий −
с конца X до середины XIII в., она из-менялась
вместе с самим древнерусским обществом
и государством.
Характер
господствующей формы экспроприации прибавочного
продукта у непосредственного производителя
накладывал определенный отпечаток на
формы обеспечения церковной организации.
В истории экономического поло-жения церкви
можно выделить два основных этапа, совпадающих
с соответст-вующими периодами социально-экономического
развития страны. Эти этапы различаются
основными источниками материального
обеспечения церкви.
Со времени
возникновения этой организации
на Руси в конце X в. и до конца XI в.,
то есть в течение первого столетия
ее истории, характерной фор-мой обеспечения
была государственная, княжеская централизованная
десятина − отчисления в пользу церкви
от даней и других поступлений на княжеский
двор (в частности, судебных, от вир и продаж).
Наряду с этой основной формой обеспечения
те звенья церковной организации, которые
обладали юрисдикцией, − епископские
кафедры и их местные чиновники − тиуны
− получали опреде-ленные доходы в качестве
вершителей «церковного суда». Эта юрисдикция
распространилась в XI в. на семейные и
брачные дела, прежде находившиеся в ведении
большой семьи и общины; с расширением
самой церковной организа-ции увеличилось
число внутрицерковных конфликтов. Все
это получило юри-дическое оформление
в виде первоначального устава князя Ярослава
и митро-полита Илариона о церковных судах
середины XI в. Право суда давало церкви
дополнительные источники существования,
все возраставшие в течении как этого
периода, так и следующего.
Второй
период начинается с рубежа XI и XII вв.
и включает XII и XIII вв. Он отмечен появившейся
и резко возрастающей церковной земельной
собст-венностью, которая превратила организацию
христианского культа в привиле-гированного
феодала. Передача земель церковным учреждениям
сопровожда-лась запретом передачи, в
том числе перепродажи, их в другие руки,
который в благоприятных условиях сохранял
юридическую силу в течение жизни многих
поколений, что расширяло церковную собственность
на землю почти бесконеч-но.
Первоначальная
политическая и организационная
структура древнерус-ской церкви возникла
значительно раньше 1037 г − отмеченного
летописью времени закладки существующего
киевского Софийского собора, считающего-ся
по традиции датой возникновения митрополии.
Изучение византийского Пе-речня митрополий
около 1087 г., хорошо информированного источника,
пока-зывает, что митрополия «Росиас»
была основана после 969−970 и до 997 г. Возможно,
что это произошло в 996 г. или летом 995 г
. Анализ других сообще-ний − «Слова о
законе и благодати» митрополита Илариона,
хроники Титмара Мерзебургского, кажущихся
противоречивыми дат освящения киевского
Со-фийского собора в различных русских
летописях − позволяет считать, что до
1037 г. в Киеве существовал другой кафедральный
храм Софии, возможно пер-воначально деревянный.
Известна печать с греческой легендой
«Богородица, помоги Иоанну, митрополиту
России», которая может принадлежать главе
древнерусской церкви, упоминаемому в
начале киевского княжения Ярослава Мудрого.
Таким образом, на основании этих свидетельств
можно заключить, что митрополичья кафедра
была учреждена вскоре после официального
введе-ния христианства и создания Десятинной
церкви.
Существование
митрополии предполагало право на самостоятельную
церковно-административную деятельность
во внутренних делах своей епархии,
право на учреждение епископских кафедр
и рукоположения для них епископов и в
то же время непосредственное подчинение
ее Константинопольской патри-архии и
императору.
В течение
XII − первой половины XIII в. структура
церковной организа-ции
Начало
феодальной раздробленности на Руси
и установление после смер-ти Ярослава
триумвирата князей: Изяслава в Киеве,
Святослава в Чернигове и Всеволода
в Переяславле − привели к возникновению
наряду с Киевской двух новых митрополий
− Черниговской и Переяславской. Известны
Неофит, ми-трополит черниговский в 1072
г., и два переяславских митрополита −
Леонтий, автор послания об опресноках,
и Ефрем, освящавший кафедральную церковь
Михаила Архангела. Кроме того, упоминание
черниговской митрополичьей кафедры содержится
в Перечне таких кафедр 80-х гг. XI в. Одна
из этих епар-хий с митрополитом во главе
включала огромное Черниговское княжество,
ох-ватывавшее пространство от Чернигова
на западе до Рязани и Мурома на вос-токе,
то есть землю вятичей; другая служила
интересам переяславского князя, бывшего
господином также в Суздальском и Белозерском
краях, ей подчинялся и Смоленск.
Создание
двух новых митрополий на Руси было
значительным политиче-ским успехом сыновей
Ярослава, навстречу требованиям которых
пошел Кон-стантинополь. Изменение в соотношении
сил основных политических деятелей Руси
после смерти Святослава в 1076 г. сделало
раздробление церковной власти излишним
и не отвечавшим интересам княжеской власти.
Традиционные связи Всеволода с Византией
помогли ему, когда он стал киевским князем,
объеди-нить церковное управление на Руси
в руках подвластного ему митрополита.
Попытка
создания на Руси наряду с Киевской
митрополией другой, про-тивопоставленной
ей, была предпринята князем Андреем Боголюбским
в 60-х гг. XII в. Однако эта попытка не удалась.
Политика владимирского князя, стре-мившегося
к объединению Руси и действовавшего в
тесной связи с местным церковником, кандидатом
в митрополиты, и не могла получить одобрения
и признания со стороны императора и патриарха.
Среди
русских епископских кафедр XII −
начала XIII в. только новгород-ская получила
титул архиепископии. Возникновение
этого института можно, вероятно,
связывать с деятельностью владыки Ивана
Попьяна (1110−1130), ко-торый называется архиепископом
в летописных сообщениях о его деятельно-сти.
В годы пребывания его на кафедре созревают
условия, которые вскоре привели к оформлению
республиканского строя Новгорода, но
очень правдо-подобна гипотеза В. Л. Янина
о том, что с этим владыкой связана попытка
по-лучения новгородской кафедрой автокефалии,
нашедшая выражение в изобра-жении и надписи
на его печати. Судя по вынужденному уходу
архиепископа с кафедры, замене его присланным
из Киева Нифонтом и запрету его поминания,
эта попытка оказалась неудачной. Однако
развитие Новгорода по республикан-скому
пути, которое было необратимо, не только
сохранило за местными вла-дыками новый
титул, но и привело к изменению процедуры
их поставления. Начиная с наследника
Нифонта Аркадия (1156), новгородские иерархи
избира-лись на месте, а не назначались
из Киева, но митрополит сохранял право
их хи-ротонии. Не ясно, почему право на
титул архиепископа новгородские владыки
получали не всегда с поставления, но иногда
после какого-то времени епископ-ского
служения. В любом случае титул архиепископа
на Руси в это время зна-чительно отличался
от принятого в константинопольской церкви
титула авто-кефального архиепископа,
где он давался кафедре, непосредственно
подчинен-ной патриарху, а не местному
митрополиту. Таким образом, оформление
власти владыки как архиепископа в Новгороде,
уже развивавшемся в XII в. по респуб-ликанскому
пути, вполне соответствовало тому особому
среди других кафедр и значительному положению
(если не опережало его), которое заняла
епископия в республиканском управлении
Новгорода в XIV−XV вв.
2.2. Действия
церкви в государственном
Выражением
сотрудничества великокняжеской и
церковной организации является
формирование в первой половине XI в. широкой
церковной юрисдик-ции, охватывающей дела
о браках и разводах, взаимоотношениях
в семье, кон-фликты, связанные с охраной
чести, некоторые наследственные дела,
внутри-церковные конфликты. Они осуществлялись
епископскими чиновниками, через руки
которых проходила вся масса бытовых дел
семейной жизни, а также дела, обусловленные
заменой традиционных общинных брачных
норм и обычаев но-выми христианскими
нормами классового общества.
Развитие
общества на Руси еще до принятия христианства
привело к воз-никновению классового строя
и государства, к возникновению и развитию
древнерусского права. Необходимость
защищать усиливающихся феодалов − князей,
их дружинников, подавлять выступления
против нового строя вызывала появление
соответствующих отраслей права и норм,
вошедших затем в Рус-скую Правду или оставшихся
в форме обычая (ограничение и замена кровной
мести за убийство государственным наказанием,
ответственность за нарушение прав собственности).
Это была первая ступень в формировании
публичного права феодализирующегося
государства, ограниченная нуждами и возможно-стями
сравнительно еще слабой экономически
и политически княжеской вла-сти. Другие,
не менее частые, но менее опасные для
нового строя конфликты, не межклассовые,
а внутриклассовые, оставались традиционно
подведомствен-ными догосударственным
организациям − общинам, большим родовым
семьям. Церкви на Руси довольно скоро,
еще до середины XI в., удалось нащупать
те сферы права, которые не были присвоены
государством. Заимствуя нормы древнерусского
права и придавая им христианскую форму,
церковь наложила руку на новую большую
группу общественных институтов, не встретив
со сто-роны государства сопротивления,
но и не посягая на княжескую юрисдикцию.
Тем самым она помогла светской власти
в укреплении нового строя и соответ-ствующих
ему форм общественных связей − христианских
семьи, брака и регу-лированию взаимоотношений
между родственниками.
К концу
XII в. церковь расширила свои права
и на такой городской ин-ститут,
как служба мер и весов. По договору
Смоленска с Ригой 1229 г., проек-ту договора
Новгорода с Любеком и Готским берегом
1269 г., по уставам Вла-димира и Всеволода
епископские кафедры стали осуществлять
надзор, а следо-вательно, и юрисдикцию
относительно этого важного магистрата.
Характерной
чертой взаимоотношений государства
и церкви в Древней Руси стало
существование наряду со светскими
сферами юрисдикции (княже-ской и
городской) такой обширной сферы, как
церковная, в основном епископ-ская.
Круг дел и нормы каждого из этих
широких ведомств были зафиксирова-ны
в соответствующих кодексах: с одной стороны
− в основном в Русской Правде и отдельных
записях права (но продолжали существовать
и в форме правового обычая), с другой −
в уставах князей Владимира и Ярослава
и также отдельных записях. Вместе с тем
церковь пользовалась в качестве вспомога-тельного
источника права византийскими юридическими
кодексами и канони-ческими сборниками:
к XII − первой половине XIII в. относятся
первые древне-русские обработки византийского
номоканона (Ефремовская и Уваровская
кормчие, Устюжский сборник), этим же временем
датируется и включение в устав Ярослава
норм Прохирона.
Естественно,
что ослабление непосредственной экономической
зависимо-сти церковной
В ранний
период становления церковной