Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:15, реферат
Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие духовного мира личности………………………………………….4
2. Процесс становления духовного мира личности…………………………..7
3. Духовная жизнь человека…………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы…………………………………………...20
Реферат
по дисциплине «Человек и его потребности»
на тему: «Духовный мир личности и духовная жизнь»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие духовного мира личности………………………………………….4
2. Процесс становления
духовного мира личности…………………
3. Духовная жизнь человека…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Рано или поздно каждый
человек, хотя бы в отдельные моменты
жизни начинает задумываться над
смыслом своего существования и
духовного развития.
1. Понятие духовного
мира личности Духовный мир личности представляет
собой особую, индивидуальную, неповторимую
форму проявления, существования, функционирования
духовной жизни общества. Античные философы
называли внутренний, духовный мир человека
"микрокосмом" - в отличие от "большого
мира" - "космоса", который окружает
и самого человека, и населенную человечеством
область вселенной - Ойкумену. Микрокосм
человека, с одной стороны, сугубо индивидуален,
поскольку каждый человек неповторим
в силу уникальности своих личных качеств,
способностей, жизненного пути, своего
места в обществе. Но, с другой стороны,
в духовном мире человека не могут не содержаться
моменты, объединяющие его с другими людьми,
общие иногда для всего человечества,
иногда для этнической или возрастной
группы, иногда для социальной группы
или коллектива. Итак, что же такое духовный
мир личности? Начнем со слова "мир".
Мыслители прошлого нередко отождествляли
духовный мир с душой. Представление о
душе характеризовалось как вера в то,
что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь
обусловливаются чем-то отличным от тела,
хотя с ним и связанным. Много позже, в
новоевропейской философии, термин "душа"
стал употребляться для обозначения внутреннего
мира человека, его самосознания. Сущность
духовного мира человека определяли и
словом "дух" как человеческое измерение,
человеческий разум или его склонность.
Затем в научный обиход вошло понятие
"духовная жизнь людей", которая охватывает
богатство человеческих чувств и достижений
разума, объединяет как усвоение накопленных
духовных ценностей, так и творческое
созидание новых. Человек, у которого высоко
развита духовная жизнь, обладает, как
правило, важным личностным качеством:
он приобретает духовность как стремление
к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих
направленность всей деятельности. Духовность
предполагает следование гуманистическим
ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие
в отношениях между людьми. Некоторые исследователи
характеризуют духовность как нравственно
сориентированные волю и разум человека.
Отмечается, что духовное характеризует
и практику, а не только сознание. И напротив,
человек, у которого духовная жизнь малоразвита,
бездуховен. Основа духовной жизни - сознание,
которое является высшей способностью
личности, регулирующей не только ее действия
и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание
отражает действительность, дает человеку
представление о том, что удалено от него
в пространстве и во времени, оно переносит
человека на другие континенты и в глубь
веков. Одновременно сознание отражает
и внутренний мир личности, то, как она
стремится выразить его, воплотить свои
цели и намерения в жизнь. Духовный мир
личности означает обладание важными
личностными качествами: стремлением
к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих
направленность всей деятельности. В процессе
внутренней жизни человек осмысливает
сделанное и обдумывает новые действия
для осуществления своих целей. Успешные
или неуспешные действия вновь дают пищу
для раздумий, для их оценки. К духовной
жизни личности относят: знания, веру,
чувства, потребности, способности, стремления,
цели людей. Духовная жизнь личности невозможна
без переживаний: радости, оптимизма или
уныния, веры или разочарования. Человеку
свойственно стремление к самопознанию
и самосовершенствованию.
2. Процесс становления
духовного мира личности Что же является наиболее существенным
для духовного мира человека? Начнем с
духовных потребностей. Это потребности
в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении
своей жизни и на удовлетворение этой
группы духовных потребностей направлена,
по сути, вся познавательная деятельность
человека. Познание - фундамент духовной
жизни личности. Для раскрытия духовного
мира личности необходимо, прежде всего,
остановиться на процессе становления
индивидуального сознания, структура
и содержание которого являются той основой,
фундаментом, на котором формируется духовный
мир личности. При раскрытии духовного
мира личности, акцент делается на особенностях
реализации личностью своих мировоззренческих
установок, реализации осознанной человеком
своей сущности. Процесс формирования
духовного мира начинается с приобретения
знаний. Знания выступают как способ существования
сознания, а также как фиксация результатов
жизненного опыта, результатов взаимодействия
индивида с окружающим миром. Знания приобретаются
двумя основными путями. Первый из них
- это приобретение знаний, осуществляющееся
в процессе непосредственного, чувственного,
эмпирического взаимодействия индивида
с действительностью. Этот уровень приобретения
знаний является, с одной стороны, исходной
посылкой и основанием формирования индивидуального
сознания в его целостности, а, с другой
- это относительно самостоятельный уровень
приобретения знаний. Второй путь приобретения
знаний - усвоение человеческого опыта,
зафиксированного в языке. Язык - это, прежде
всего, средство общения человеческого
опыта, отбора и систематизации знаний,
их сохранения и передачи от человека
к человеку, от поколения к поколению,
от эпохи к эпохе. Он является средством
общения между людьми и средством активного
воздействия на человека. С помощью языка
индивид усваивает выработанные человечеством
правила, нормы, принципы, определяющие
характер его поступков и действий. На
основе знаний, врожденных и приобретенных
формируется способность человека к самостоятельному
логическому мышлению - ум. Эта способность
не может быть сведена к количеству знаний.
Ум есть способность к проникновению в
сущность вещей, явлений, процессов, к
анализу и к самостоятельной оценке действительности,
творчеству. Формирование ума - важнейшая
задача всего процесса обучения и воспитания.
Знания и ум в их взаимосвязи составляют
основу того, что принято называть интеллектом
(слово латинского происхождения, означает
"познание, понимание, рассудок").
Однако знания и ум превращаются в личностные
характеристики тогда, когда человек на
их основе вырабатывает способность определять
свое отношение к миру и к себе, оценивать
характер поступков других людей и своих.
Эта особенность индивидуального сознания,
которая в то же время выступает и как
характерная черта духовного мира личности,
приобретает относительную самостоятельность
- это "рассудок". Важной особенностью
рассудка является то, что здесь знания
и ум приобретают чувственно-эмоциональную
окраску, выражающую личностное отношение
человека к действительности. Важную роль
в формировании духовного мира личности
играет то факт, что общество и индивиды
осуществляют свою жизнедеятельность
в системе объективных условий, которые
складываются независимо от воли и желания
людей и развитие которых подчиняется
действию объективных законов природы
и общества. Поэтому люди для обеспечения
своей жизни вынуждены согласовывать
свою деятельность с законами развития
природы, общества, мышления, учитывать
результаты воздействия своей сознательной
деятельности на окружающий мир и на самих
себя. На этой основе формируется особая
ступенька духовного мира, которая называется
"разум" - более высокая ступень освоения
человеком окружающей действительности.
Поэтому разумное отношение и разумная
деятельность охватывает все стороны
жизнедеятельности человека, начиная
с проблем непосредственной индивидуальной
жизни и кончая глобальными проблемами,
которые ставит жизнь перед индивидом
и всем человечеством. Иными словами, разум
включает в себя заботу человека о будущем. Таким
образом, знание, ум, рассудок и разум представляют
собой взаимные стороны единого целого
- духовного мира личности, характеризуя
его с точки зрения содержания и значения
для жизнедеятельности личности. Все эти
стороны характеризуются тем, что они
связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным
отражением действительности в сознании
человека, а с другой - с чувственно-эмоциональным
оценочным восприятием, осознанием этого
содержания. Но духовный мир человека не
исчерпывается знаниями. Важное место
в нем занимают эмоции - субъективные переживания
по поводу ситуаций и явлений действительности.
Человек, получив ту или иную информацию,
испытывает эмоциональные чувства горя
или радости, любви или ненависти, страха
или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают
приобретенные знания или информацию
в тот или иной "цвет", выражают отношение
человека к ним. В жизни человека особую
роль играют ориентиры его деятельности,
своего рода духовные "маяки", которые
не являются продуктом деятельности лишь
того человека, который "носит" их
в себе, а, как правило, они выработаны
многовековым опытом человечества и передаются
от поколения к поколению, от родителей
к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно
обоснованно называют ценностями жизни
и культуры. Ценности - это то, что дорого
людям, что делает жизнь человека более
осмысленной, позволяет разбираться в
явлениях окружающего мира, ориентироваться
в нем. Ценность вырастает из идеалов личности,
представляют собой предмет устремлений
человека, являются важнейшим моментом
смысла его жизни. Различают социальные
ценности - общественные идеалы, выступающие
как эталон должного в различных сферах
общественной жизни, и личностные ценности
- идеалы отдельной личности, служащие
одним из источников мотивации ее поведения.
Ценности носят исторический характер,
они меняются с изменением содержания
и форм жизни. Однако современная цивилизация
подошла к возможности выработки общечеловеческих
ценностей, в основе которых лежит гуманизм.
Общечеловеческие ценности отражают духовный
опыт всего человечества и создают условия
для реализации общечеловеческих интересов
(т.е. универсальных потребностей людей,
присущих им независимо от национальных,
возрастных, религиозных, классовых или
иных различий). Общечеловеческие ценности
приобретают приоритет по отношению к
групповым ценностям, обеспечивая полноценное
существование и развитие каждой отдельной
личности. Совокупность ряда лучших, благородных,
личностных качеств индивида характеризуется
понятием интеллигентность (в переводе
с лат. - понимающий, мыслящий). К числу
признаков интеллигентности можно отнести:
следование велениям совести и обостренное
чувство социальной справедливости; приобщенность
к богатствам мировой и национальной культуры
и усвоение общечеловеческих ценностей;
личную порядочность и тактичность, исключающую
проявления нетерпимости и вражды в национальных
взаимоотношениях, грубости в межличностных
отношениях; терпимость к инакомыслию,
сочетающуюся с умением отстаивать свою
точку зрения; способность к состраданию.
Мировоззрение формируется
на основе всех структурных элементов
духовного мира личности и всего
содержания общественного сознания,
но не сводится к их сумме. Оно приобретает
в духовном мире относительную
3. Духовная жизнь человека Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь общества тесно связана с другими сферами жизни общества. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности мышления, памяти, у него развитое или плохо развитое воображение, свои интересы, потребности, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. И все это – внутренний, духовный мир человека. Духовный мир человека отнесен к частной сфере, за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства (право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, ст. 23 Конституции РФ). Каждый человек в процессе жизни приобретает собственные убеждения, взгляды на мир, на самого себя и окружающих людей. Поэтому в перечне гражданских прав, гарантируемых гражданину в Конституции РФ, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). Убеждения складываются благодаря работе ума, благодаря чувствам и оценкам, и они, как правило, побуждают к действиям. Никто не может навязать человеку взгляд на мир, на его место в этом мире. Право на свободу убеждений тесно связано с другими правами – правом на свободу мысли и слова, на свободу совести. Все перечисленные права дают человеку возможность духовно самовыражаться во всех сферах жизни, будь то экономическая, политическая или творческая деятельность. Большие возможности для развития своего духовного мира, для развития нравственности дают человеку такие права, закрепленные в Конституции РФ, как право на образование, право на пользование культурными ценностями и право на свободное творчество (ст. 43, 44). Реализуя эти права, человек удовлетворяет свои духовные потребности. В отличие от материальных духовные потребности не заданы биологически, они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют практически неограниченный характер, а единственным их ограничителем являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей. Человек сам может участвовать в их приумножении, обогащая свой внутренний мир и внутренний мир других людей. Внутренний мир личности не случайно назван духовным, а не просто умственным, интеллектуальным. Духовность человека состоит не только в его образованности, интеллектуальности, но и в его высоких нравственных качествах, реализуется в высоких чувствах доброты, любви, веры, надежды, чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Для духовно богатого, нравственного человека свойственно стремление понять другого человека, его внутренний мир, уважать этого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Таким образом, духовность человека есть нравственность. Духовное богатство личности не дается ему при рождении. Каждый человек волен сам творить и создавать свой духовный мир.
Заключение В заключение следует сказать, что духовный мир личности – это сложная система, элементы которой: духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;
Важным элементом духовного мира человека является - мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. Таким образом, духовный мир личности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, что и позволяет определить ее место и роль в жизнедеятельности общества. Человек - творец своей духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.
Список использованной литературы: