Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа
Цель работы ознакомиться с основными формами дорелигиозных верований.
Работа состоит из введения, одной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 14 страницы.
В ходе работы было использована литература из книг.
Введение_____________________________________________________3
Предпосылки возникновения религии ____________________________4
2. Тотемизм_____________________________________________________5
3. Фетишизм____________________________________________________6
4. Анимизм_____________________________________________________8
5. Магия_______________________________________________________10
Заключение__________________________________________________13
Литература__________________________________________________14
Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.
Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов:
Если придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи, время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита. Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий.
Имеются
данные, что магические обряды и
верования существовали уже у
неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет
назад. Речь идет о захоронениях (складах)
медвежьих костей в мустьерских
пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле
(Германия), Регурду (Франция), которые
рассматриваются как
Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.
Но важное значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.
Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, таинств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу».
Заключение
Несомненно, что первобытные верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира.
Вера в духов, нечистую силу, бессмертную силу – все эти модификации анимистических представлений первобытной эпохи.
Сохранившаяся
вплоть до наших дней вера в амулеты,
талисманы священные реликвии является
не чем иным, как пережитком первобытного
фетишизма. Отголоски тотемизма
можно обнаружить в существующих
во многих религиях пищевых запретах,
в изображении существ в облике
животных. Магические верования легли
в основу культовой практики всех
религий. Значительное место принадлежит
магии в сфере бытовых
На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому нельзя сказать, какая из вышеуказанных форм произошла раньше. Речь скорее должна идти о комплексе верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии преобладал тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большой склонностью к фетишизму.
Таким образом,
если вопрос о времени возникновении
религии до сих пор остается открытым,
то наиболее ранние из дошедших до нас
форм религиозных верований были
достаточно хорошо изучены археологами,
этнографами и религиоведами. Кроме
того, анализ верований показал, что
истоки следует искать в условие
жизни наших отдаленных предков
и в особенностях их сознания. Эволюция
же религиозных верований и
Литература
1. Борунков Ю.Ф., И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др./ Основы религиоведения./ учеб.пособие; под редакцией Ю.Ф.Борунков;/ .- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.
3. Миронов А.В., Бабинов Ю.А./ Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента;/ 328с.
4. Яблоков И.Н./ Религиоведение: Учебное пособие. — М.: Гярдарики, 2004. — 317 с.
1. Покровская
церковь. Религоведение http://www.pokrovskaya-cerkov.
1 Борунков Я. Н. Основы религиоведения _1994. С.73
2 Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.
3
Покровская церковь. Религоведение
http://www.pokrovskaya-cerkov.