Дорелигиозные формы верований

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы ознакомиться с основными формами дорелигиозных верований.
Работа состоит из введения, одной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 14 страницы.
В ходе работы было использована литература из книг.

Содержание

Введение_____________________________________________________3
Предпосылки возникновения религии ____________________________4
2. Тотемизм_____________________________________________________5
3. Фетишизм____________________________________________________6
4. Анимизм_____________________________________________________8
5. Магия_______________________________________________________10
Заключение__________________________________________________13
Литература__________________________________________________14

Работа содержит 1 файл

РЕЛИГОВЕДЕНИЕ.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

Магическое  действие, как правило, состоит из следующих основных элементов:

  1. материальный предмет (вещество), то есть инструмент;
  2. словесное заклинание — просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам;
  3. определенные действия и движения без слов — обряд.

Если  придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи, время появления  магии можно отнести к периоду  Верхнего палеолита. Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий.

Имеются данные, что магические обряды и  верования существовали уже у  неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет  назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских  пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые  рассматриваются как свидетельства  охотничьей магии (пещерные медведи  в то время были одним из главных  объектов охоты людей). Первобытные  люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и  тем самым умножит число этих животных. 

Обычно  магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

Но важное значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.

Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему  магических действий - обрядов, таинств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Заключение

Несомненно, что первобытные верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира.

Вера  в духов, нечистую силу, бессмертную  силу – все эти модификации  анимистических представлений первобытной  эпохи.

Сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма  можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении существ в облике животных. Магические верования легли  в основу культовой практики всех религий. Значительное место принадлежит  магии в сфере бытовых суеверий: вера в порчу, в гадания, заговоры.

На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных  верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом  переплетались друг с другом. Поэтому  нельзя сказать, какая из вышеуказанных  форм произошла раньше. Речь скорее должна идти о комплексе верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии преобладал тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большой склонностью к фетишизму.

Таким образом, если вопрос о времени возникновении  религии до сих пор остается открытым, то наиболее ранние из дошедших до нас  форм  религиозных верований были достаточно хорошо изучены археологами, этнографами и религиоведами. Кроме  того, анализ верований показал, что  истоки следует искать в условие  жизни наших отдаленных предков  и в особенностях их сознания. Эволюция же религиозных верований и воззрений  тесно связана с изменениями  в общественной жизни, что подтверждается не только рассмотрением рудиментарных  форм религии, но и всей истории.

                        Литература

1. Борунков Ю.Ф., И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др./ Основы религиоведения./ учеб.пособие; под редакцией Ю.Ф.Борунков;/ .- М.: Высш. шк.,  1994.- 368 с.

2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.

3. Миронов А.В., Бабинов Ю.А./ Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента;/ 328с.

4. Яблоков И.Н./ Религиоведение: Учебное пособие. — М.: Гярдарики, 2004. — 317 с.

   

 

1. Покровская церковь. Религоведение  http://www.pokrovskaya-cerkov.ru/Pervobytnye_verovanij_i_ih_yvolyucij-10.html

           

 

1 Борунков Я. Н. Основы религиоведения _1994. С.73

2 Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.

3 Покровская церковь. Религоведение  http://www.pokrovskaya-cerkov.ru/Pervobytnye_verovanij_i_ih_yvolyucij-10.html

 


Информация о работе Дорелигиозные формы верований