Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:28, реферат
Испокон веков новости о Китае всегда были новостями об изменениях в образе жизни людей. Гражданские войны, мировые войны, революции, политические новшества - всегда подобные перемены накладывали отпечаток на всю жизнь людей. В Китае так же, как и везде, менялись религии. Многие из древних традиций и обрядов уже не соблюдаются, и многие идеи не понятны современным китайцам.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Даосизм, его истоки и историческое развитие…………………………...5
3. Основы вероучения и культа даосизма…………………………………...6
4. Место даосизма в системе религиозно-идеологических ценностей Китая………………………………………………………………………...8
5. Заключение…………………………………………………………………8
Список используемой литературы………………………………………
Министерство Образования и Науки Украины
Донецкий Национальный Технический Университет
Кафедра
философии
РЕФЕРАТ
по религиоведению
тема № 32
”Даосизм”
Выполнила:
Студентка II курса
Группы МП-08а
Кравец А. В.
Проверила:
Лемешко
Г. А.
Донецк, 2010 г.
Содержание:
Введение
Испокон веков новости о Китае всегда были новостями об изменениях в образе жизни людей. Гражданские войны, мировые войны, революции, политические новшества - всегда подобные перемены накладывали отпечаток на всю жизнь людей. В Китае так же, как и везде, менялись религии. Многие из древних традиций и обрядов уже не соблюдаются, и многие идеи не понятны современным китайцам.
Древнюю землю Китая относительно мало затрагивали новейшие достижения в науке и образовании вплоть до начала двадцатого века. Однако столетия тому назад жил китайский мудрец Лао-Цзы, который верил и учил, что мир развивается в соответствии с божественным предначертанием, что находит свое отражение в повторяющихся и упорядоченных явлениях природы. Суть мудрости и счастья, по словам Лао-Цзы, заключается в том, чтобы человек приспособился к этому порядку и воссоздал в себе самом путь, по которому движется мир.
Жизнь и мысль Лао-Цзы оказали глубокое влияние на жизнь и развитие Китая. Мир был бы беднее без него. Его учения вместе с учениями его последователей составили философскую базу даосизма. Но когда мы внимательно вглядываемся в прошлое Китая - примерно за 600 лет до нашей эры - мы видим лишь слабые и неясные очертания этого мудреца, юмориста, философа и пророка. Образ Лао-Цзы более походит на легендарный. Однако многие ученые утверждают, что этот человек жил на самом деле. Лао-Цзы традиционно приписывается авторство небольшой увлекательной книги "ДаоДе Цзин", которая легла в основу даосизма.
Лао-Цзы видел вокруг себя множество людей, ломающих голову над неразрешимыми вопросами, и это побудило его высказаться. Эти вопросы не очень отличались от тех, которые мы с вами задаем даже сегодня. И они повторяются из поколения в поколение. "Кто я?" "Что есть моя жизнь?" "Живу ли я настолько хорошо, насколько это возможно?" "Кем бы я мог быть?" "Как я могу жить лучше?" "Каковы результаты попыток жить лучше?" Китайцы с оптимизмом смотрели на мир, и когда они спрашивали, то делали это с уверенностью и с надеждой. Природа действует не по капризу. А китайцы считают, что они являются частью природы. Еще Лао-Цзы, глядя на окружавших его людей, видел, что некоторые из них борются за счастье, не вспоминая о том, чему учили традиции. Он видел, как люди пытаются изменить то, что им предлагает жизнь, вместо того, чтобы принять это. И он сказал: "Вы ищете мудрость, доброту и удовлетворение. Но в выборе способов, которыми вы стремитесь этого достичь, вы глупы и слепы. Неужели вы не способны понять, что мудрость - это вера, доброта - это принятие, а удовлетворение - это простота? Так устроен мир".
Еще задолго до Лао-Цзы путь, по которому развивается мир, был назван Дао, что означает просто "путь" или "путь, по которому идти". До сих пор это переводилось как "природа" или "путь природы". Это путь, по которому движется вселенная. Человек - часть вселенной. Когда люди наиболее естественны, они живут в соответствии с законами взаимодействия различных частей вселенной. Если бы предоставить Дао свободу действовать среди людей, то все шло бы наилучшим образом, ведь Дао - это путь совершенства: совершенного развития, совершенной гармонии.
Дао - это источник всего сущего. Он - причина возникновения всего, даже китайских богов. Однако Дао никогда не считался богом. Дао - это реальность. Он существовал до того, как возникла вселенная. Он сотворил все существующее и продолжает поддерживать его существование через высвобождение своей энергии. Подъемы и спады, приливы и отливы, создание и распад - эти противоположности энергии Дао дали начало существованию, которое будет продолжаться. И все-таки Дао никогда не принуждает человека действовать определенным образом. Дао только направляет.
Даосизм, его истоки и историческое развитие
Ведущая идея даосизма заключается в том, что природа и общество, каждый человек отдельно - все они подлежат не Небу, а общему закону, дао, который вносит порядок в хаос вещей. Дао носит объективный характер. Нарушение дао вызывает ненормальное состояние, особенно это видно в жизни общества, когда глупый правитель забывает о дао.
Дао - это не божество, а нечто близкое к разуму, природе, пути или закону. Оно не имеет личного характера, но предшествовало всем лицам. Дао - первоначинатель всего, в том числе и Неба, из него все началось, им все закончится, оно регулирует все существующее.
Итак, дао - это общий закон природы, источник материального и духовного бытия, а вместе с тем и их цель.
Даосизм возник в Древнем Китае в IV-III вв. до н.э. По приданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Даодэцзине»), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжувн-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV-III вв. до н.э.). Как целостная система даосизм восходит к трудам «Лэ-цзы» (ок. IV-III вв. до н.э.) и «Хуайнань-цзы» ( II в. до н.э.).
Даосизм возник в Китае одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Взгляды этого философского учения были отличны как от идей легистов, так и от философской системы конфуцианцев. По преданию, основатель школы даосизма — полулегендарный Лао-цзы жил в VI в. до н.э. и был старшим современником Конфуция. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком, откуда и имя его — Лао-цзы — «старый ребенок»), Иероглиф «Цзы» одновременно обозначает и понятие «философ», так что имя Лао-цзы можно переводить и как «старый философ».
Расцвет
религии даосов (VII-Xвв.) знаменует собой
высшую точку идеологической борьбы в
Китае. В последующие века, когда оказалось,
что классовое общество, которое этим
учением отрицалось, продолжает существовать,
в даосской школе начинают преобладать
мистические течения, а ее мудрецы сосредотачиваются
на поиски личного бессмертия.
Основы вероучения и культа даосизма
Даосизм оккультный, связанный с магией и физиогномистикой, привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились идейной базой тайных обществ («Путь Великого равенства», «Учение белого лотоса» и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, восстание «Желтых повязок» в 184 г.).
Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму — нерожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. Популярность этих идей усиливалась и тем, что их сторонники были врачевателями, гадателями , предсказателями.
Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр этих народных верований, даосизм Средневековья был неразрывно связан со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Небеса, уготованные для праведников. В Средние века учение о бессмертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источника жизни — культом многодетности, богатства и т. п.
Ярким выражением синкретизма стал даосский пантеон, включавший в свою иерархию божеств легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, различных исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовались поборники справедливости и правого дела — восьмерка бессмертных мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников.
В даосском культе крупную роль играют
представления о загробной жизни, не всегда
связанные с культом предков. Согласно
религиозным представлениям даосов, у
каждого человека есть две души: ци – жизнь,
неотделимая от тела, и лин – душа, отделимая
от тела. По смерти лин превращается либо
в гуй (черта), если человек был ни чем не
выдающейся личностью, либо в шэнь (божество),
если человек этот был значительный, всеми
уважаемый. Души богатых, знатных и образованных
людей становятся шэнь. Души умерших выдающихся
людей и в конфуцианском и в даосском культе
играли крупную роль. Им так же, как и душам
предков, полагалось приносить жертвы.
Место
даосизма в системе
религиозно-идеологических
ценностей Китая
Даосизм
в Китае как и буддизм, занимал
скромное место в системе официальных
религиозно-идеологических ценностей.
Лидерство конфуцианства
Таким образом,
даосизм и народные верования- понятия
далеко не тождественные, но постоянно
взаимодействующие. Из всех китайских
и пришедших в Китай иноземных(
Заключение
Мир даосизма — это мир иллюзорный, вечно ускользающий, символический, но именно благодаря этому он опосредует собой полноту истины. Даосское знание распластывает саму природу, диффузирует её до абсолютного ничто, до “расплывчато-туманного” и “туманно-неопределенного”, до сплошной темноты и одновременно “слепящего сияния” Дао. И в этой символической перспективе, казалось бы, вот-вот должно проступить “бытие истины”, нечто доподлинное, единственно верное в жизни культуры. Но нет — каждый раз конечное и абсолютное оказываются не то что невысказанными, но даже не намеченными, остаются где-то “за кадром” — за словом и даже за мыслью. И благодаря этому древняя китайская религия несет в себе универсальные ценности, не зависящие от времени и пространства, ибо величественной мистерии человеческого духа суждено длиться вечно.
Даосизм
делает акцент на сближение с природой,
соединение с ней в нечто единое,
общее, цельное. Дао же по праву можно
назвать квинтэссенцией философии
традиционного Китая. Дао –
как изначальная верховная
Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, стоит немного.
Даос живет тем, что живо
вовеки; он живет самым надежным
- капиталом духа. А это значит,
что даосизм есть, прежде всего,
оправдание традиции. Правда Дао
- это то, что дается нам прежде,
чем мы познаем сами себя, и
она есть то, что перейдет от
нас к будущим поколениям
Таким
образом, даосизм - это путь цельного
существования, в котором умозрение
и действие, дух и материя, сознание
и жизнь оказываются собранным
в свободном, беспредельном, «хаотическом»
единстве. Такое единство насквозь
парадоксально, и потому даосские учителя
умолкают, когда от них требуется
объяснить их мудрость.