В этом сборнике
в частности описаны принципы
устройства мира и вселенной, учение о
душе и её спасении. Вселенная в буддийской
догматике имеет многослойное строение.
Можно насчитать десятки небес,
упоминаемых в различных канонических
и неканонических сочинениях хинаяны
и махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия,
расположенные друг над другом, снизу
вверх по степени своей возвышенности
и одухотворенности. Они делятся на
три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.
В кармалоку входят 11 ступеней
или уровней сознания. Это низшая область
бытия, здесь полностью действует карма.
Это полностью телесная материальная
сфера бытия, лишь на высших своих уровнях
начинающая переходить в более возвышенные
стадии. Уровни с 12-го по 27-й относятся
к более высокой сфере созерцания -
рупалоке. Здесь уже действительно не
прямое грубое созерцание, а воображение,
но оно еще связано с телесным
миром, с формами вещей. И наконец, последний
уровень - арупалока - отрешение от
формы и от телесного материального начала.
Однако, согласно
самой древней космологической схеме,
существуют три главных уровя - мир Брахмы
(брахмалока ), мир богов и полубогов (девалока
) и мир бога Мары, олицетворяющего смерть
и разные искушения, которым подвергается
человек. Влияние Мары распространяется
на землю и множество подземных адских
областей.
В буддизме
одно из важнейших мест занимает
так называемое отрицание единства
личности. Каждая личность представлена,
как скопление “изменчивых”
форм. Согласно высказываниям
Будды личность, состоит из пяти
элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания.
Так же велико значение учения о спасение
души, обретение ею покоя, в первоначальном
буддизме. Душа распадается на отдельные
элементы (сканды), но чтобы в новом рождение
оказалась воплотившийся та же личность,
необходимо, чтобы сканды соединились
тем образом, как они были соединены в
прежнем воплощении. Прекращение круговорота
перевоплощений, выход из сансары, окончательный
и вечный покой - это важный элемент трактовки
спасения в буддизме. Душа, в буддистском
представлении, - индивидуальное сознание,
которое несет в себе весь духовный
мир человека, трансформируется в
процессе личных перерождений
и стремящиеся к успокоению в нирване.
Все поступки в жизни определяются кармой,
но человек имеет определенную свободу
выбора в поступках, помыслах, действиях,
что делает возможным путь к спасению,
выходу из круга превращений в просветленное
состояние. Социальная роль буддизма
определяется идеей равенства людей в
страдании и в праве на спасение. Еще
при жизни человек мог добровольно встать
на праведный путь, вступив в монашескую
общину (сангхая), что означает отказ от
касты, семьи, собственности, приобщение
к миру строгих правил и запретов (253 запрета).Буддизм
обогатил религиозную практику приемом,
относящимся к области индивидуального
культа. Имеется ввиду такая форма
религиозного поведения, как бхавана -
углубление в самого себя, в свой внутренний
мир с целью сосредоточенного размышления
об истинах веры, что получило дальнейшее
распространение в таких направлениях
буддизма, как «чань» и «дзен».
- ЭТИКА БУДДИЗМА
Ценр
тяжести раннебудистского учения
лежит в нравственной области,
в нормах повдения человека. Через
размышление и созерцание человек
может достигнуть истины, найти
правильный путь спасения и,
соблюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства.
Элементарные, обязательные заповеди
для последователей Будды: не убивать
ни одного живого существа, не брать чужой
собственности, не касаться чужой жены,
не говорить неправды, не пить вина. Для
тех же, кто стремится достигнуть совершенства,
эти пять запретов развиваются в систему
гораздо более строгих предписаний. Например,
запрет нарушения супружеской верности
расширяется до требования полного целомудрия,
запрет брать чужую собственность заменяется
требованием отказа от всякой вообще собственности
и т.д. Словом, выполнение моральных предписаний
буддизма озночало требование монашеского
образа жизни.
Одна
из важных заповедей буддизма
– любовь и милосердие ко
всем живым существам. Буддизм
предписывает при этом не делать
различия между ними и относиться с равным
доброжелательством к добрым и злым, к
людям и животным. Особая, исключительная
привязанность к какому-либо отдельному
человеку решительно осуждается. С другой
стороны, буддистская любовь к живым существам
– это не активная и деятельная любовь,
а, скорее, пассивно-благожелательное
настроение, непротивление злу, прощение
обид. Последователь Будды ни в каком случае
не должен платить злом на зло, ибо этим
не уничтожаются, а лишь возрастают вражда
и страдание. Нельзя даже защишать других
от насилия, мстить за несправедливость,
наказывать за убийство. Последователь
Будды должен спокойно, терпиливо и бесстрастно
относиться ко злу, уклоняясь только от
участия в нем.
Многие
исследователи считают, что этика
в буддизме занимает центральное место и это делает его
в большей степени этическим, философским
учением, а не религией. Большинство
понятий в буддизме носит расплывчатый,
многозначный характер, что делает его
более гибким и хорошо адаптируемым к
местным культам и верованиям, способным
к трансформации. Так последователи
Будды образовали многочисленные монашеские
общины, ставшие главными очагами распространения
религии.
- БУДДА - УЧИТЕЛЬ ИЛИ БОГ ?
Кто
же всё-таки Будда для буддистов
- Учитель, Бог или всего лишь
рядовой представитель довольно многочисленной
категории будд - достигших Просветления
личностей, проживающих в разных мирах
вселенной?
Несомненно,
что Будда - Учитель, ибо он
не только открыл Путь, но ещё
и учил, как надо идти по
нему. Сложнее ответить на вопрос,
Бог ли Будда, ибо буддисты отрицают
само понятие божества. Однако Будде присущи
такие качества, как всемогущество, способность
творить чудеса, принимать разный облик,
влиять на ход событий и в здешнем мире,
и в других мирах. Это те самые качества,
которыми наделены боги, во всяком случае,
так считают люди, исповедующие различные
религии.
Если
христианство неразрывно связано
с верой в Христа, а ислам
- с верой в Аллаха, то вера
в Будду Шакьямуни не играет
особенно важной роли ни в
одном из направлений буддизма. Буддизм признаёт существование
несчислимого количества будд - в разных
мирах и в разных промежутках времени.
Есть будды прошлого, настоящего и будущего.
Есть группа в тысячу будд, есть пять будд
созерцания (дхьяни-будды); есть будды,
олицетворяющие различные виды деятельности
и явления природы; будда врачевания и
будда неизмеримого света, будда несокрушимой
истины и вселенский, космический будда.
Но только для одного из них - того, кто
стал Учителем человечества, - этот эпитет
является первым и главным именем.
- МАХАЯНА И ХИНАЯНА
Изменение
буддийского вероучения шли в
двух направлениях: с одной стороны,
в интеллигентских кругах и
в среде руководителей монашеских
общин происходило усложнение
и дальнейшее развитие буддийской
метафизики; с другой стороны, по мере распространения
буддизма среди широких масс, в особенности
за пределами Индии, шло приспособление
буддистского учения к местным традициям,
к примитивным верованиям народов разных
стран. Между членами общины верующих
(сангха ) возникли серьёзные разногласия
по поводу трактовки ряда правил. Одни
монахи выступали за смягчение и даже
отмену жёстких границ, отделяющих сангху
от остального общества, в то время как
другие настаивали на их сохранении. Уже
в IV в. до н.э. это привело к расколу сангхи
на махасангхику («большую общину»), обьединявшую
сторонников большего «обмирщения» буддийской
общины, и тхераваду («учение старейшин»),
сторонники которой придерживались более
консервативных взглядов.
В I в.
н.э. в буддизме образовались
две ветви хинаяна («узкая колесница») и махаяна
(«широкая колесница»). Махаяна образовалась
с появлением цикла текстов, названного
«Пряджняпарамита». Это название происходит
от санскритских слов «пражня» («высшая
мудрость») и «парамита» («переправа»,
«средство к спасению»). Образование этих
направлений в буддизме было вызвано прежде
всего различиями в социально-политических
условиях жизни в отдельных частях Индии.
Хинаяна, теснее связанная с ранним буддизмом,
признаёт Будду человеком, нашедшем путь
к спасению, которое считается достижимым
только через уход от мира - монашество.
В махаяне меняется отношение буддистов
к Будде - он уже не просто Учитель и проповедник,
а могущественный маг и сверхъестественное
существо, которому можно поклонятся как
божеству. Возникает важная религиозная
доктрина трёх тел Будды (трикая) - это
физическое тело, символизирующее историческую
личность Будды Шакьямуни, тело наслаждения,
или мистическое тело, и абсолютное тело
Дхармы, символизирующее истинную и вечную
сущность буддийского учения.
Махаяна исходит из возможности
спасения не только для отшельников-монахов,
но и для мирян, причём упор сделан на активную
проповедническую деятельность, на вмешательство
в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличии от хинаяны, легче приспосабливалась
к распространению за пределы Индии, породив
множество толков и течений. Хинаяна отличается
простотой обрядности, её главным элементом
является: культ Будды, проповедь, почитание
святых мест, связанных с рождением, просветлением
и смертью Учителя, поклонение ступам
- культовым сооружениям, где хранятся
реликвии буддизма. Махаяна к культу Будды
добавила почитание бодхисатв – это существа,
достигшие совершенства путем преодоления
в себе жажды существования и заслужившие
переход в нирвану, но добровольно оставшиеся
на время в миру, чтобы спасать другие
существа, то есть бодхисатва – это как
бы потенциальный будда. Еще одно важное
новшество, введенное махаянистами в буддистское
вероучение, - это допущение мирян в нирвану.
Но самый идеал нирваны, привлекательный
для утонченных философов, был мало понятен
широким массам. И вот в махаянисиском
буддизие возникает учение о рае, совершенно
отсутствовавшее в раннем буддизме. Наряду
с раем также появился и буддийский ад,
тем самым усложнилась обрядность: были
введены молитвы и разного рода заклинания,
стали практиковаться жертвоприношения,
возник пышный ритуал.
В махаянистском
учении осталось уже очень
мало от первоначального буддизма
как филосовско-этической системы.
Зато в этой, более гибкой своей
форме буддизм оказался способен к гораздо
более широкому проникновению в разные
страны.
- ВАДЖРАЯНА (ЛАМАИЗМ)
С VI по
IX в. в Индии утвердилось новое
направление, имевшее несколько
названий: ваджраяна («алмазная колесница»),
буддийский тантризм, эзотерический
буддизм, тибетский буддизм и др.
Это направление ещё больше связывало
буддизм с возможностями конкретной личности.
Постепенному обучению и накоплению заслуг,
характерному для махаяны, противопостовлялась
мнгновенная, подобная молнии, реализация
природы будды в течении этой жизни. Ваджраяна
связывала образование буддиста с ритуалом
посвящения, который проходил под строгим
контролем опытного наставника. Поскольку
имеет место передача знаний «от посвящённого
к посвящаемому», ваджраяну называют также
эзотерическим буддизмом, а европейцы,
ещё в XIX в. обратившие внимание на огромную
роль наставников (лам) в практике тибетских
буддистов, стали именовать эту религию
ламаизмом. Считается, что именно в ламах
сущность будды выражена с наибольшей
полнотой, поэтому их почитают как божество.
Если
в других направлениях буддизма
тело считалось символом страстей,
удерживающих человека в сансаре,
то ламаизм ставит тело в
центр своей религиозной практики,
считая, что в нём заключена
высшая духовность. Осуществление
ваджры в человеческом теле есть реальное
соединение абсолютного (нирваны) и относительного
(сансары). В ходе специального ритуала
раскрывается присутствие природы будды
в теле.
Для
ламаизма характерен культ хубилганов
(перерожденцев) - воплощений Будды,
живых богов, к которым причисляются главным
образом высшие ламы. Ламаизму присуще
массовое распространение монашества,
при этом существенно упростился процесс
общения с Богом : верующему достаточно
было прикрепить к шесту листок с молитвой,
чтобы его колебал ветер, или вложить его
в специальный барабан. Если в классическом
Буддизме не было образа верховного Бога
- творца, то здесь он появляется в лице
Адибудды, представляющегося первичным
эвеном всех дальнейших воплощений Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване,
но место нирваны в ламаизме занял рай.
Если верующий будет выполнять все требования
ламаистской морали, то после страданий
и лишений сансары его ждут успокоение
и блаженная жизнь в раю. Особенно большое
значение придается созерцанию и магическим
заклинаниям, знание которых облегчает
и ускоряет перерождение и достижение
нирваны. Вместо длинной цепи перерождений,
человек может достигнуть нирваны через
одно короткое тайное заклинание – дарани.
Таким образом, центр тяжести переносится
с самостоятельных усилий человека (как
это было в раннем буддизме) на магические
действия мудрецов. Так вырождался буддизм
из филосовской системы в простое колдовство.
К IX в.
ваджраяна заполняет почти весь
буддийский мир, но приживается
главным образом в Тибете, откуда
проникает в Монголию, а оттуда
в XVI - XVII вв. приходит в Россию.
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА
Победное
шествие буддизма по странам
Азии началось ещё до новой
эры. С III в. до н.э. буддизм
появился на территории Центральной
Азии, с I в. н.э. - в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай,
с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с VII в. -
в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя
свой главный принцип - не нарушать
сложившиеся культурные традиции разных
стран и народов и по возможности срастаться
с ними, - буддизм быстро прижился везде
и, привившись к дереву местной культуры,
дал новые побеги.
Например,
в Китае с VIII-IX вв. успешно распространялись
два чисто китайских направления
буддизма - школа чистой земли
будды Амитабхи и школа чань.
В Японию буддизм проник уже в китайском
обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун,
школа чистой земли будды Амитабхи и чань
постепенно завоевали Японию, став соответственно
школами тэндай, кэгон, амидаизма и дзэн.
В Тибете образовалось теократическое
государство, упровляемое главой школы
гелукпа далай-ламой, который являлся
и религиозным, и государственным лидером.