Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:56, реферат
Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Гаутамы Шакьямуни. За 2 с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, - целую цивилизацию.
Введение.
I. Четыре Благородных Истины.
II. Восьмеричный путь.
Заключение.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА»
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
РЕЛИГИИ НАРОДОВ МИРА
РЕФЕРАТ
Тема «Буддизм – мировая религия и философско-этическое учение.»
Выполнила: студентка
2 курса 201 учебной группы
Факультет заочного обучения
Михайлова Светлана
Москва 2009
Буддизм – мировая религия и философско-этическое учение.
План.
Введение.
I. Четыре Благородных Истины.
II. Восьмеричный путь.
Заключение.
Введение.
Религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности.
Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Гаутамы Шакьямуни. За 2 с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, - целую цивилизацию.
Главный вопрос, на который необходимо ответить при характеристике всякой религии, заключается в следующем: создает ли она, и в какой степени, постоянные и глубокие побуждения к внутреннему совершенствованию личности и к этической деятельности.
I. Четыре Благородных Истины.
Традиционно буддизм считают одной из трех мировых религий. Сердце учения Будды лежит в Четырех Благородных Истинах, которые он изложил в самой первой своей проповеди. Первая Благородная Истина почти всеми учеными переводится как «Благородная Истина Страдания». Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание.
Буддизм в значительно большей степени, чем другие религии, подчеркивает связь жизни со страданием. Более того, в буддизме страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового. Это страдание не есть результат некого грехопадения и утраты изначального рая. Подобно самому бытию, страдание безначально и неизменно сопровождает все проявления бытия. Природный мир несовершенен, потому что он представляет собой круговорот рождения и умирания, умирания и рождения. Он несовершенен еще и потому, что воля к жизни одного живого существа находится в противоречии с волей к жизни другого, и поэтому одни причиняют боль и страдание другим.
Конечно, буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Дело в том, что ни одно из возможных «мирских» состояний не является для нас полностью удовлетворительным. Мы находимся в постоянной неудовлетворенности, постоянной фрустрации. Мы можем испытать сильное физическое или даже духовное (например, эстетическое) наслаждение, но наслаждение заканчивается, и мы страдаем, оттого что оно ушло, стремимся вновь испытать его, но безуспешно, отчего мы страдаем еще сильнее.
Или, наоборот: мы стремимся к чему-то, возможно, посвятив этому всю свою жизнь. И вот мы достигли цели, но нас постигает горькое разочарование — плод оказался не столь сладким, как нам представлялось, а жизнь утрачивает смысл, потому что цель достигнута, а более стремиться не к чему. И, наконец, всех нас ждет смерть, которая делает все наши удовольствия и наслаждения конечными и преходящими.
Вторая Благородная Истина — истина о причине страдания. Эта причина — влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле. При этом влечение понимается буддизмом максимально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком. В основе жизни — влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении, выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание.
Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.
Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь», как это иногда думают). В ведийские времена под кармой понималось не всякое действие, а только ритуально значимое (например, совершение какого-либо обряда), дающее желаемый результат. Постепенно значение этого понятия расширилось, и оно стало означать любое действие, или акт, причем в самом широком смысле этого слова — акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание) и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание). Таким образом, карма — это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего.
Третья Благородная Истина — истина о прекращении страдания, то есть о нирване. Будда утверждает, что несмотря на то что страдание пронизывает все уровни существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.
Прекращаются все страдания и влечения, угасают страсти, привязанности, заблуждения, ненависть, но не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.
Но как же достичь освобождения, нирваны? Об этом говорит Четвертая Благородная Истина — истина о пути, ведущем к прекращению страданий — то есть о Благородном Восьмеричном Пути.
II. Восьмеричный путь.
Существуют три основы буддийского воспитания и обучения – это Нравственное Поведение, Подчинение Ума и Мудрость. Согласно буддизму, есть два качества, которые следует равно развивать человеку, чтобы быть совершенным: сострадание с одной стороны, и мудрость с другой. Сострадание здесь означает любовь, милосердие, доброту, терпимость и подобные благородные качества эмоциональной стороны, качества сердца, тогда как мудрость представляет интеллектуальную сторону, качества ума. Если человек развивает только эмоциональное, пренебрегая интеллектуальным, он может стать добросердечным дураком; тогда как развитие лишь интеллектуальной стороны, пренебрегая эмоциональной, превращает человека в бесчувственный к другим жестокосердный интеллект. Поэтому, чтобы быть совершенным, необходимо в равной степени развивать и то и другое.
В Нравственное Поведение, основанное на любви и сострадании, включены три составляющие Благородного Восьмеричного Пути: Правильная Речь, Правильное Действие и Правильный Образ Жизни.
Правильная Речь, означает воздержание от лжи, клеветы, злословия и речи, способной вызвать ненависть, от пустой, глупой, бессмысленной болтовни и сплетен. Когда человек воздерживается от этих видов неправильной и вредной речи, он естественным образом должен говорить правду, должен использовать слова, которые дружественны и благожелательны. Он не должен говорить беспечно: речь должна быть к месту и ко времени. Если не можешь сказать что-нибудь полезное, то следует хранить "благородное молчание".
Правильное Действие означает воздержание от разрушения жизни, от воровства, от бесчестных взаимоотношений, отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю, а также помогать другим правильно вести мирную и достойную жизнь.
Правильный образ жизни означает воздержание от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).
Следующим идет Подчинение Ума, в которое включены три другие составляющие Восьмеричного Пути: Правильное Усилие, Правильная Внимательность и Правильное Сосредоточение.
Правильное усилие - это когда человек пытается изменить свою жизнь, руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с правильного пути как глубоко укоренившиеся в нем старые вредные идеи, так и постоянно приобретаемые новые идеи. Непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей, без борьбы против их появления. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме. Такое четырехстороннее постоянное старание называется правильным. Оно указывает, что даже далеко ушедший по пути спасения не застрахован от риска поскользнуться, и ему еще рано праздновать полную моральную победу.
Правильная Внимательность - это тщательно осознавать, быть внимательным по отношению к деятельности тела, ощущениям или чувствам и деятельности ума и идеям, мыслям, понятиям и вещам.
Практика сосредоточения на дыхании - это одно из широко известных связанных с телом упражнений для развития ума. По отношению к чувствам и ощущениям следует ясно осознавать все виды чувств и ощущений, - приятных, неприятных и неопределенных, как они возникают и исчезают внутри.
Касательно деятельности ума следует осознавать, алчен ли ум или нет, поглощен ненавистью или нет, омрачен или нет, рассеян или сосредоточен. При этом способе следует осознавать все движения ума, как они возникают и исчезают.
В отношении идей, мыслей, понятий и вещей следует знать их природу, как они возникают и исчезают, как они развиваются, как подавляются, уничтожаются.
Третья и последняя составляющая Подчинения Ума - это Правильное Сосредоточение, обычно называемых трансом или успокоением. На первой ступени отбрасываются страстные желания и такие вредные мысли, как чувственная похоть, злоба, леность, беспокойство, озабоченность и скептическое сомнение, и поддерживаются чувства радости и счастья вместе с некоторой умственной деятельностью. На второй ступени подавлена всякая рассудочная деятельность, развито спокойствие и "однонаправленность" ума, и ещё сохраняются чувства радости и счастья. На третьей ступени являющееся активным ощущением чувство радости также исчезает, тогда как всё ещё остается счастливое расположение духа в дополнение к внимательной невозмутимости. На четвертой ступени исчезают все ощущения, даже ощущения счастья и несчастья, радости и страдания, и остается лишь чистая невозмутимость и осознавание.
Правильное Понимание и Правильная Мысль слагают Мудрость. Правильная Мысль означает мысли самоотверженного отречения или непривязанности, мысли любви и мысли ненасилия, которые распространяются на все существа. Здесь очень интересно и важно отметить, что мысли самоотверженной непривязанности, любви и ненасилия собраны на стороне мудрости. Это ясно показывает, что истинная мудрость наделена этими благородными качествами, и что все мысли эгоистических желаний, злобы, ненависти и насилия являются следствием недостатка мудрости - во всех областях жизни, будь то личная, общественная или политическая.
Правильное Понимание - это понимание вещей как они есть, и это Четыре Благородные Истины объясняют вещи как они есть на самом деле. Поэтому Правильное Понимание сводится в конечном итоге к пониманию Четырех Благородных Истин. Это понимание есть высшая мудрость, которая видит Конечную Действительность. Согласно буддизму, есть два вида понимания: то, что мы обычно называем пониманием, - это знание, накопленная память, рассудочное схватывание предмета в соответствии с определенными полученными данными. Это называется "знание в соответствии". Оно не очень глубоко. Истинно глубокое понимание называется "проникновение", видение вещи в ее истинной природе без имен и ярлыков. Это проникновение возможно, лишь когда ум свободен от всех загрязнений и полностью развит посредством созерцания.
В ответ на различного рода абстрактные метафизические вопросы, Будда хранил «благородное молчание». Хорошо известна также притча о раненом человеке, которую однажды Будда поведал своим ученикам, донявшим его как-то весьма абстрактными вопросами. Вот, сказал Будда, в глаз человеку попала отравленная стрела, и пришел врач, способный исцелить его. Но тот человек сказал врачу, что не даст ему вынуть стрелу, прежде чем врач не расскажет ему все о своих предках, родственниках, изучаемых им науках, а также не ответит и на другие его вопросы. Такой человек, заключил Будда, умрет раньше, чем узнает все, что его интересует. Параллель вполне понятна: Будда — врач, а его неразумные ученики подобны раненому из притчи.
Заключение.
Учение Будды последовательно развивает и совершенствует свободу мысли и поступков людей, направляя их на получение положительных эмоций. Будда учил людей получать удовольствие от жизни, а не подвергать себя ненужным лишениям. Учение буддизма развивает способности людей, как умственные, так и физические. Человек должен научиться ценить то, что не подвержено старости, болезни, смерти. Причина страданий и лишений каждого человека – неспособность широко мыслить.
Буддизм проповедует добро, любовь, радость и другие положительные эмоции, которые возникают у человека. Религия буддизм воспитывает в человеке желание избежать плохих впечатлений в жизни. Буддизм помогает совершенствоваться человеку.
Информация о работе Буддизм – мировая религия и философско-этическое учение