Шу,
Тефнут, Геб и Нут
Шу и
Тефнут - первая божественная пара на земле.
Они обладают одной душой. Согласно
гелиопольской космогонии, эти боги
рождены Атумом в начале творения:
Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат
- как богиня мирового порядка, и
только благодаря ей Атум смог создать
мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда
отождествляется с "сердцем и языком
Птаха", то есть его изначальными Словом
и Мыслью, которые воплотились в Атума
и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии
Древнего Египта Тефнут почиталась как
богиня влаги. После того, как мир был создан,
Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком,
хранительницей справедливости и законов.
Наступил Золотой век - время, когда боги
жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали
по очереди, сменяя друг друга на земном
престоле. Первой и самой долгой была эпоха
царствования Ра - бога Солнца, "Владыки
Всего Сущего". В начале Золотого века
Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик
львицы, она покинула Египет и ушла на
юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню. Тефнут
была богиней влаги, - поэтому, когда она
ушла, на страну обрушилось бедствие -
страшная засуха. Прекратились дожди в
Дельте Нила; раскалённые лучи Солнца
иссушили почву по берегам - она потрескалась
и стала твёрдой, как камень; перестали
плодоносить финиковые пальмы; обмелел
Нил и начались песчаные бури. Люди умирали
от жажды и голода. Тогда его величество
Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:
- Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи
эту богиню обратно!
Шу превратился в льва и отправился на
поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать.
Шу долго и красноречиво рассказывал ей,
какое горе постигло её родину, и, наконец,
разжалобил Тефнут, убедил её вернуться.
Когда они вместе пришли в Египет, Великая
Река сразу же разлилась и щедро напитала
водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул
( неба живительный "небесный Нил"
- дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.
После того, как Шу привёл свою сестру
из Нубийской пустыни, он женился на ней.
От этого брака родилась вторая божественная
пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба.
Геб и Нут очень любили друг друга ещё
во чреве матери и появились на свет крепко
обнявшимися. Поэтому в начале творения
небо и земля были слиты воедино. Нут по
вечерам рождала звёзды, а утром, перед
восходом Солнца, проглатывала их. Так
продолжалось изо дня в день, из года в
год. И однажды Геб разгневался на Нут
за то, что она поедает звёзды, и назвал
её свиньей, поедающей своих поросят. Владыка
Всего Сущего Ра был очень недоволен ссорой
Нут и Геба. Он призвал к себе бога ветра
Шу и велел ему разорвать объятия Геба
и Нут, разделить небо и землю: если они
не могут жить в согласии, пусть живут
врозь. Шу исполнил приказ Ра: отделил
небо от земли и привёл в движение сотворённый
мир. Поэтому считается, что Шу - воплощение
творческой энергии Ра-Атума. Имя его означает
"Пустота" (т. е. воздух). Египтяне
вкладывали в саркофаги умерших маленькие
деревянные статуэтки Шу - чтобы покойный
не задохнулся в Загробном Царстве, где
воздуха нет. Шу носит на голове страусиное
перо: это - иероглифдетерминатив его имени.
Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба,
богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась
над землёй. От высоты у неё закружилась
голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать
Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь
днём, а ночью опускает её обратно на землю.
Поэтому одна из эмблем Шу - четыре пера:
символические колонны, которые поддерживают
небо. Тефнут иногда помогает супругу
держать Нут над землёй, но очень быстро
устаёт и от усталости начинает плакать.
Её слезы - дождь - превращаются в растения.
По утрам Нут покидает Геба, принимает
облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает
солнечный диск. Хепри, бог восходящего
Светила, катит Солнце перед собой подобно
тому, как жук-скарабей катит свой шар,
и, достигнув зенита, передаёт солнечный
диск Ра. Ра берёт Солнце и в своей священной
Ладье Вечности везёт его через небесную
реку - по животу Нут. Иногда на Ладью нападает
извечный враг Солнца - гигантский змей
Апоп. В такие дни небо затягивает тучами
или налетает из пустыни песчаная буря.
Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра
не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить
Ладью, наступает солнечное затмение,
- но даже и тогда Ра в конце концов всё
равно одерживает победу над Апопом и
плывёт дальше по небесной реке. Вечером,
выполнив свою великую миссию, бог Солнца
отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его
за горизонт. 'наверх'
Онурис
и Мехит
Торжественный
эпитет бога Онуриса (егип. Анхуре) - "Тот,
кто приводит издалека": Онурис отождествляется
с Шу, возвращающим из Нубийской пустыни
Око Ра - Тефнут в облике львицы. Как Шу
почитается в паре с Тефнут, так и Онурис
почитается в паре с богиней-львицей Мехит.
Он тоже поддерживает небо, и его имя иногда
сопровождается эпитетом "Держащий
небеса". Онурис - бог города Тиса (егип.
Чени), бог-воин и покровитель охотников.
Он защищает людей от сил тьмы и зла, от
диких зверей, помогает Ра в его непрекращающейся
борьбе с извечным врагом Солнца - змеем
Апопом. Изображается он в виде юноши,
одетого в тунику; правая его рука обязательно
поднята. На голове он носит убор из высоких
перьев, которые символизируют колонны,
поддерживающие небо - богиню Нут. 'наверх'
Богини
- покровительницы
Египта и короны богов
В Додинастическую
эпоху Египет делился на две враждующие
области - Верхнюю и Нижнюю (по течению
Нила). После их объединения фараоном Нармером
в централизованное государство страна
продолжала административно делиться
на Юг и Север, Верхний (от вторых порогов
Нила до Иттауи) Египет и Нижний (Мемфисский
ном и Дельта) и официально именовалась
"Две Земли". Эти реальные исторические
события отразились и на мифологии: по
логике мифологических сюжетов Египет
с самого начала мироздания делился на
две части и у каждой была своя богиня-покровительница.
Южная часть страны находится под покровительством
Нехбет (Нехёб(е)т) - богини в облике самки
коршуна. Нехбет - дочь Ра и его Око, защитница
фараона. Изображается она, как правило,
в белой короне Верхнего Египта и с цветком
лотоса или водяной лилии - эмблемой Верховья.
Змея-кобра Уаджет (Уто) - покровительница
Нижнего Египта, дочь и Око Ра - изображается
в красной короне Низовья и с эмблемой
Севера - стеблями папируса. Имя "Уаджет"
- "Зелёная" - дано по цвету этого растения.
Боги, под надзором и охраной которых пребывает
государственная власть в Египте, носят
"Объединённую корону Двух Земель"
- корону "Пшент". Эта корона представляет
собой как бы соединение корон Верхнего
и Нижнего Египта в одно целое и символизирует
объединение страны и власть над ней. На
короне "Пшент" изображали урей, редко
- два урея: один в виде кобры и другой в
виде коршуна; иногда - связанные вместе
папирусы и лотосы. Объединенной короной
"Пшент" венчались на царство наследники
богов после Золотого века - фараоны, "владыки
Двух Земель". Верховные божества носят
и корону "атеф" - головной убор из
двух высоких перьев, как правило, голубого
(небесного) цвета - символ божества и величия.
В короне "атеф" всегда изображается
Амон. Корона "атеф" может увенчивать
голову бога также и в сочетании в другими
коронами, чаще всего - с короной Верхнего
Египта (наиболее распространённый головной
убор Осириса). 'наверх'
Око
Уаджет
Око Уаджет
"Зелёное", то есть воскресшее (подобно
тому, как зеленеет воскресшая весной
природа) - самый сложный, поддающийся
лишь приблизительной дифференциации
образ древнеегипетской мифологии.
Оно имеет множество ипостасей
и фигурирует во многих мифах и
символических изображениях. Раскрыть
значение этого образа в одном разделе
не представляется возможным, - поэтому
символику и представления, связанные
с Оком Уаджет, читателю предстоит постигнуть
постепенно, на протяжении всей книги.
Две главные ипостаси Ока Уаджет - Око
Ра и Око Хора.
Око Ра, или Солнечное
Око, олицетворяет могущество и власть.
Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея,
и поэтому отождествляется с богиней-коброй
Уаджет, покровительницей Нижнего Египта.
Око-урей охраняет справедливость и закон
и убивает своими лучами всех врагов миропорядка.
На многих памятниках египетского искусства
изображен крылатый урей в виде богини
Уаджет, защищающий Амона от злых сил;
корона Амона тоже увенчана двумя уреями.
Солнечное Око отождествлялось также
с Маат Нехбет, Хатхор и со всеми богинями,
изображавшимися в виде львицы: Тефнут,
Мехит, Сохмет и другими.
Око Хора символизирует воскресение
после смерти: когда Сет убил Осириса,
Хор, сын Исиды и Осириса, воскресил отца,
дав ему проглотить своё Око, которое Сет
перед тем изрубил на части, а Тот, бог
врачевания, собрал по частям, срастил
их, и Око воскресло. Амулеты в виде Ока
Уаджет клали в погребальные пелены мумии
- и умерший, отождествляемый с Осирисом,
воскресал в Загробном Царстве, как воскресает
природа после разлива Нила весной (точное
назначение амулетов в большинстве случаев
узнать не удается, поскольку оно зависело
от заклинаний, которые произносились
над амулетом). Око Уаджет - Око Хора отождествлялось
с левым глазом Хора-сокола - Лупой, которая
воскресает на небе каждый месяц; и с правым
глазом - Солнцем, которое, умерев вечером
на западе, утром неизменно воскресает
на востоке. 'наверх'
Бог
Луны и мудрости Тот
и его жена Сешет
Тот (Джхути)
- один из древнейших египетских богов.
В Додинастическую эпоху он, как
божество Луны, идентифицировался с
левым глазом Хора-сокола. Позднее
Тот стал изображаться в облике человека
с головой ибиса, своей священной птицы;
реже - в облике павиана (кииокефала) и
совсем редко - в облике человека в сложном
головном уборе, состоящем из бычьих рогов,
солнечного диска с уреем в виде головы
ибиса, клафта (немеса) - полосатого платка
с двумя фалдами, лежащими па плечах и
короны "атеф".
Тот - исчислитель времени, поэтому он
часто изображается с символом владычества
над временем - пальмовой ветвью - в руке.
Он - писец Ра, посыльный богов, покровитель
знаний, магии и медицины; ему известны
все волшебные слова и чудодейственные
заклинания, которые существуют в мире
земном и потустороннем. Тот составил
свод законов Верхнего и Нижнего Египта;
он - непременный участник любого суда.
В Загробном Царстве на Суде Осириса Тот
записывает приговоры Суда.
Серебряная лодка Тота - Луна - перевозит
души умерших через ночное небо в потусторонний
мир - за горизонт.
Жена Тота - богиня Сешет, покровительница
письменности и геометрии. В ведении этой
богини находится священное Небесное
Дерево - Дерево Ишед. Когда на земле рождается
новый фараон и когда он восходит на престол,
Сешет записывает на листьях Дерева имя
нового владыки и тем самым дарует фараону
бессмертие. На листьях Дерева записываются
также все исторические события, которые
произошли в прошлом и которым суждено
произойти в будущем.
Изображается Сешет в виде женщины в головном
уборе, состоящем из семиконечной звезды
и перьев (значение этого символа неизвестно),
или в короне из папирусных листьев; иногда
она бывает одета в шкуру леопарда. В руках
богиня, как правило, держит пальмовую
ветвь или письменные приспособления
- дощечку с красками и тростинки. 'наверх'
Богини
Сохмет и Хатхор
Дочь
Ра и жена Птаха, львиноголовая богиня
Сохмет - "Могучая" - почиталась как
воплощение Ока Уаджет: она олицетворяла
силы, заключенные в змее-урее. Грозная,
не знающая жалости и сострадания
богиня защищает своего великого отца,
Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов
и карает людей за их грехи. Страшен гнев
Сохмет: он приносит засуху, эпидемии,
мор, войны.
Характер другой дочери Ра, богини Хатхор,
- полная противоположность характеру
злобной львицы Сохмет, - хотя эти две богини
отождествлялись. Хатхор - богиня любви,
добра, веселья, пляски и музыки, покровительница
материнства и воплощение женственности.
Она берёт под свою опеку молодых девушек
и их женихов, заботится о том, чтобы браки
были счастливыми, помогает создать семейный
очаг. Хатхор - покровительница беременных
- находящихся в "священном состоянии"
- женщин и неизменная помощница повитух.
Изображается Хатхор в виде женщины с
коровьими рогами и солнечным диском с
уреем. Хатхор подвластны музыка и танцы,
поэтому одна из эмблем доброй богини
- систр: музыкальный инструмент-трещотка,
состоящий из рамки с металлическими подвижными
стержнями. Рукоятки систров обычно изготавливали
в виде кошки с человеческим лицом. Огромный
золотой систр стоял в главном святилище
Хатхор - её храме в Дендера (егип. Иун-та-нечерт);
и кошка с женским лицом также считалась
символом богини и её храма. Бог музыки
Айхи (Ихи) - сын Ра и Хатхор.
Любимая дочь бога Солнца часто воплощается
в его Око: Хатхор в ипостаси Солнечного
Ока стоит на носу Ладьи Вечности и убивает
всех врагов, которые встретятся на пути.
Иногда Хатхор выступает в роли богини
Запада - Хатхор-Аментёт. Стоя у западных
гор она опускает за горизонт умирающее
вечернее Солнце и встречает души усопших
у врат потустороннего мира. 'наверх'
Хапи
Хапи - добрый
и щедрый бог Нила, повелитель наводнений,
приносящих на поля плодородный ил. Он
заботится о том, чтобы берега не засыхали,
чтобы пашни давали обильные урожаи, а
на лугах была точная трава для скота.
Поэтому Хапи - один из самых любимых богов,
и благодарные египтяне воздают ему великие
почести.
Бог Нила - супруг богини Нехбет, покровительницы
Верхнего Египта. Это пожилой ожиревший
мужчина с пухлым отвислым брюшком и женскими
грудями. Он одет в набедренную повязку
рыбака а на голове носит водяные растения
- чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно
окрашивали в голубой цвет - цвет неба
и божества, или в зеленый - цвет воскресающей
после разлива Нила природы.
Иногда различают две ипостаси Хапи - богов
северного и южного Нила. В том случае
когда Хапи считается богом Верхнего Нила,
он изображается в головном уборе из лилий
и лотосов. Хапи отожде ствляется с Нуном
как воплощение водной стихии и с Осирисом
как бог плодородия.
Река Нил по-древнеегипетски тоже называется
Хапи. Египтяне называй Нил и просто - "Рекой",
или "Великой Рекой" Великая Река
берёт начало в Загробном Царстве-Дуате;
её исток охраняет змеи. Бог Хапи живёт
в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов
Реки. |