Баптизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:45, реферат

Описание работы

Человека от животного отличает способность верить, верить в непознанное, невидимое, заполняя верой пустоту, рождаемую сознанием, сакрализируя неясное. Вера в Бога, каким бы он ни был – неотъемлемая составляющая человеческого социума: Бог появляется с рождением сознания и как порождение сознания. Для язычника бог многолик, многофактурен, разнопланов; для язычника человек – есть Бог. Именно язычник, не атеист, - самый демократичный и свободный человек: уважая себя и ценя своих богов, язычник оставляет за другим право верить в собственного Бога.

Содержание

Вступление………………………………………………………………..3
История возникновения баптизма………………………………….……4
Баптизм и библия…………………………………………………….……9
Личная вера……………………………………………………………….12
Баптистская концепция морали ………………………………………...14
Баптизм и труд……………………………………………………………15
«Бог есть любовь»………………………………………………………..16
О баптистском утешении………………………………………………..17
Баптизм о смысле жизни………………………………………………...18
Баптистская община……………………………………………………..18
Обрядовость………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Баптизм.doc

— 101.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНИ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И.МЕЧНИКОВА

ЕКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

БАПТИЗМ

 

 

 

 

 

Реферат

студента II курсу III группы

дневной формы обучения

специальности «Правоведение»

Остроушко Алексея Викторовича

 

 

 

 

 

 

 

ОДЕССА

2012

 

 

 

 

Содержание.

Вступление………………………………………………………………..3

История возникновения  баптизма………………………………….……4

Баптизм и  библия…………………………………………………….……9

Личная вера……………………………………………………………….12

Баптистская концепция морали ………………………………………...14

Баптизм и  труд……………………………………………………………15

«Бог есть любовь»………………………………………………………..16

О баптистском  утешении………………………………………………..17

Баптизм о  смысле жизни………………………………………………...18

Баптистская община……………………………………………………..18

Обрядовость………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

 

Человека от животного  отличает способность верить, верить в непознанное, невидимое, заполняя верой пустоту, рождаемую сознанием, сакрализируя  неясное. Вера в Бога, каким бы он ни был – неотъемлемая составляющая человеческого социума: Бог появляется с рождением сознания и как порождение сознания. Для язычника бог многолик, многофактурен, разнопланов; для язычника человек – есть Бог. Именно язычник, не атеист, - самый демократичный и свободный человек: уважая себя и ценя своих богов, язычник оставляет за другим право верить в собственного Бога.

С укреплением государства, трансформацией ранней государственной  демократии в империю, с усилением социального неравенства глобального, экономического расслоения, появляется потребность божественной унификации – объединяющего звена, апофеоза конечного равенства. И тогда на место язычества приходит монотеизм.

Самой распространенной монотеистической религией является христианство. В своем стремлении к унификации, христианство доходит до того абсурда, до которого никогда не доходило язычество. Основываясь на догмате свободной воли, христианство, тем не менее, этой самой свободной воли не приемлет, регламентируя, кто, как и кому должен молиться. Любое инакомыслие, зарождающееся даже в рамках доктрины, приводит, в конечном итоге, к резне: достаточно вспомнить мучительный процесс разделения церквей. Но, тем не менее,  уже свершившийся раскол дает богатую почву для зарождения и формирования новых постулатов.

Надо понимать, что  религия – суть способ надгосударственной, надвластной, моральной организации  общества, и новые течения и  постулаты рождаются не просто так.

Как правило, государство  в лице его руководителей не создает нового течения, но узаконивает уже существующее, максимально отвечающее нуждам общества. Хрестоматийным примером причины и следствия в зарождении новой догмы может служить пуританизм1: английское общество времен королевы Елизаветы, погрязнув в разврате, стало банально вымирать от сифилиса. Кроме того, пуританизм, даже в сравнении с протестантизмом, имел массу экономических «бонусов»: ставя во главу угла максимальный отказ от мирских и чувственных благ, пуританизм  был дешев. Таким образом, пуританизм может служить одним из самых ярких явлений религиозной целесообразности. Но даже такое монолитное явление как пуританизм  (казалось бы, куда уж жестче?) неоднородно. Примером может служить баптизм2.

 

История возникновения  баптизма.

 

Христианство никогда не было однородным -  в нем постоянно возникали соперничающие и враждебнее друг другу церкви, группы, ереси, толки и т.п. Происходило это потому, что христианские идеи неодинаково усваивались различными социальными слоями, выступая как идеологическое оформление их классовых и политических позиций. Но, начиная с XVI в, прежде разрозненные проявления оппозиции католической церкви слились в мощный поток, захвативший Европу и давший начало новой разновидности христианства – протестантизму, в русле которого и возник баптизм.

 Истинные побудительные  мотивы реформации коренились  в социально-политической сфере.  Догматы католической церкви, как  отмечал Энгельс, приобрели характер  политических аксиом. Поэтому борьба  крепнувшей буржуазии против  средневековых порядков закономерно вела к пересмотру установившихся католических догм. Протестантизм означал реформацию на буржуазных началах католической церкви, приспособившей христианство к сословной средневековой деспотии. Именно эта социальная природа протестантизма позволяет понять особенности его догматики и культа.

Выступая против церкви, как неотъемлемого института  феодализма, идеологи протестантизма отвергли и богослужебную практику католической церкви, и те догматические  положения, на которых она основывалась.

Обосновывая свои реформы, протестанты ссылались на адекватное прочтение «священного писания», которое они объявили единственным авторитетом в вопросах веры, отвергая «священное предание», закрепившее социальную практику и положение католицизма в условиях феодализма. Протестанты отвергли католическую церковь и большинство церковных обрядов: поклонение иконам, святым угодникам, культ девы Марии. Они ликвидировали институт священства, монашества, пост; из семи церковных таинств они сохранили лишь крещение и причащение. Отрицая католическое учение о церкви как необходимой посреднице в деле спасения людей, «добрые дела и подвиги благочестия» - как непременные ступени к загробному воздаянию, протестантские богословы противопоставили им учение о единоспасающей личной вере. Было выдвинуто иное учение о церкви, изменениям подверглось толкование принципов религиозной нравственности и т.д.

Протестантское прочтение  Библии было глубоко обусловлено  реальными, земными интересами буржуазии  и в религиозной форме отразило ту борьбу, которую она вела против феодального строя. А поэтому степень решительности, с которой в различных странах осуществлялась реформация католической церкви во многом зависела от остроты классовой борьбы в данной стране, от той социально-политической обстановки в которой она проходила.

Особую форму реформация приняла в Англии, на родине баптизма.  Окончательное утверждение англиканства произошло в 1563 году, когда королева Елизавета провозгласила так  называемые «39 статей» в качестве так называемой религии, непосредственно подчиненной королевской власти. В статьях отвергались католический догмат о чистилище, практика индульгенций, папская власть, почитание икон, мощей и святых угодников, католические святые, обет безбрачия священников и др. С другой стороны, был сохранен догмат о церкви как о необходимой посреднице в деле спасения людей, деление на священство и прихожан. Была сохранена также церковная иерархия.

 Баптизм возникает  здесь в начале XVII вв. как один из продуктов развития так называемого пуританизма – движения, направленного на дальнейшее очищение английской церкви от католицизма.

Развитие буржуазного  уклада, укрепление английской буржуазии, требовавшей дешевой и послушной  церкви, вызвало движение так называемых пуритан, которые выступали за дальнейшее очищение церкви от «папизма».  Речь,  в частности шла об изменении англиканского богослужения, во многом напоминавшего римско-католическое, об отмене пышного культа и специальных священнических облачений. Пуритане требовали также реформ в организации церкви и замены епископальной системы так называемой пресвитерианской, при которой церковь управляется пресвитерами, избираемыми общинами. Движение пуритан не было однородным.

Наиболее радикальные  требования выдвинули баптисты, связанные  в основном с мелкой буржуазией. Они выдвинули идею о том, что членом поместной церкви может быть лишь тот человек, который «сознательно» принял крещение, а поэтому бесповоротно отвергли крещение детей. Именно потому, что учение о крещении обозначило отличие новой церкви от родственных ей течений, за ее последователями постепенно закрепилось название «баптисты».

Если остальные разновидности  пуританских течений требовали  отделения от официальной церкви и самостоятельности в решении  религиозных вопросов, то речь шла  конкретно об англиканской церкви и королевской власти. В принципе же, они считали, что светская власть ответственна за состояние церкви и должна оказывать ей поддержку, и надеялись со временем такую поддержку получить. Баптисты же в принципе отвергали право светской власти вмешиваться в религиозные дела.

Фактически же история  появления баптизма такова. В 1606-1607 гг две группы английских сепаратистов (одно из направлений пуританства) из Линкольншира переселились в Голландию.    Одна из них под руководством Джона  Смита нашла приют в Амстердаме и положила начало баптизму.

Смит учил, что крестить следует лишь тех людей, которые  смогут представить убедительные доказательства своей преданности Христу. Поскольку  все существовавшие в то время  церкви Джо Смит рассматривал, как неистинные, то он сам крестил себя обливанием, а затем окрестил своих сторонников, организовав первую в истории баптистскую церковь.

В 1611 голу группа его последователей вернулась в Лондон и образовала первую баптистскую общину на английской земле. Вскоре была опубликована «Декларация веры» новой церкви. В ней нашли отражения те особенности баптизма, о которых мы говорили. Так, например, здесь говорилось: «Магистрат   не имеет права вмешиваться в вопросы религии или свободы совести, заставлять или принуждать людей к исполнению той или иной формы религии или учения, но он должен предоставлять христианское вероучение свободной совести каждого». В «Декларации» было также было также четко сформулировано баптистское учение о церкви:  «Видимая церковь состоим только из таких покаявшихся людей, которые верят в то, что Христос приносит впредь плоды, способные улучшить жизнь… Видимая церковь есть мистическая форма истинной, духовной, невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей».

Баптисты делятся на общих и частных.

Баптистская доктрина вырастала  на основе протестантской теологии Лютера и Кельвина. Отвергая претензии католической церкви на роль непосредственной посредницы в деле спасения, Лютер выдвинул учение о том, что спасает лишь личная вера человека. Но вера эта по Лютеру не есть результат благочестия самого человека, она возникает под воздействием  святого духа, который тем самым удостоверяет «избранность» данного индивида к спасению. Эти идеи нашли своеобразное отражение в учении Кельвина. Если вера имеет своим источником исключительно благодать божью, рассуждал он, то лишь от нее зависит судьба человека. Допустить же свободу воли – значит поставить промысел божий  в зависимость от человека. Отсюда Кельвин формулирует свой известный догмат абсолютного предопределения, согласно которому  бог «от века еще раньше, чем они совершили что-либо, благое или дурное»,  одних людей избрал к вечному спасению, других – к вечному проклятию. Тем самым искупительная жертва Христа распространялась лишь на часть людей – на тех, кто изначально записан в «книге жизни». Такой взгляд получил наименование догмата частного искупления, а баптисты, разделявшие его – частных баптистов.

Но среди протестантов было распространено и другое понимание  концепции избранности. Акцент делался на наличие у человека свободы воли, возможность выбора им пути праведности или пути греха. Предопределение понималось, как предузнание. Христос, говорили они,  искупил грехи всех людей и дал возможность спастись каждому человеку. Но бог с самого начала знал, кто воспользуется данной возможностью, а кто останется в грехе. Таков догмат общего искупления, а сторонников его среди баптистов называли общими баптистами. 

Джон Смит придерживался  догмата общего искупления. Он прямо  указывал, что «господь не предопределил ни одного человека к уничтожению» Первая баптистская община была, таким образом, церковью общих баптистов.  Численность общих баптистов росла медленно. В 1626г. В Англии было лишь пять церквей, которые объединяли около150 последователей. В целом общие баптисты не оказывали существенного влияния на главный поток формирования мирового баптизма.

Другая ветвь баптистов, так называемые частные, баптисты возникла независимо от группы Смита. Первая английская церковь частных баптистов была основана Джоном Спилсбери в 1638 г в Сосворке.  Они исповедовали догмат «частного искупления». В 1644 г. Существовало 7 таких церквей, и было принято так называемое Лондонское исповедание веры, состоящее из 50 статей. Оно признавало крещение путем погружения в воду. В итоге долгих споров и взаимного соперничества баптистских церквей в XVIII в. складывается система так называемого закрытого членства, которая впоследствии становится отличительной чертой частного баптизма. Именно частные баптисты оказали наибольшее влияние на последующее развитие баптизма в Англии, США и на европейском континенте.

 

Баптизм и библия.

 

Когда человечеству сообщают об образовании  новой религии, она рекламируется  как единственно истинная реконструкция  «священного писания», как самое «подлинное» божье слово, очищенное от последующих человеческих заблуждений. Богослов постоянно оглядывается назад, его забота –  раскрыть истолкование содержания Библии – вот то поле, на котором разыгрываются теологические схватки. Поэтому анализ догматики любого христианского течения целесообразно начинать  с выяснения его отношения к «священному писанию».

Баптисты, как и все протестантские церкви, отвергали так называемое «священное предание»,  признаваемое католической церковью. Свою борьбу за истинное христианство они вели с позиций защиты «священного писания» как единственно истинного источника богопознания. Отсюда вытекает, по меньшей мере два существенных следствия.

Информация о работе Баптизм