Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:10, реферат
Бог врачевания, сын Аполлона и Корониды. Смертный, он считался таким искусным врачом, что был способен воскрешать мертвых. За это разгневанный Зевс поразил его молнией, но тот не сошел в Аид, а стал богом медицины.
Асклепий
Бог врачевания, сын Аполлона и Корониды.
Смертный, он считался таким искусным
врачом, что был способен воскрешать мертвых.
За это разгневанный Зевс поразил его
молнией, но тот не сошел в Аид, а стал богом
медицины.
Рождение
Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида, в другой — Арсиноя Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон (или Гермес) выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине По некоторым авторам, он родил
Предания
Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию.
В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Телесфор, Подалирий и
Аргонавт. По версии, был аргонавтом и вернул зрение Финею.
Согласно речи Котты, было три Асклепия:
ся около Трикки, где течет Лефей.
Посох Асклепия
Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.
Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх - является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.
Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса -- царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и воскресил ею сына царя Миноса.
В настоящее время вертикально
расположенный посох, обвитый змеей,
изображаемый на фоне окаймленного лавровыми
ветвями земного шара, является эмблемой
Всемирной организации
Смерть
Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами, также воскресил Ипполита Воскресил некоего мёртвого за плату..
Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай), который был убит Зевсом у гипербореев. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.
Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания.
Последующая традиция
Он стал созвездием Змееносца
Упоминается в «Илиаде». Ему посвящены гимн Гомера и орфический гимн. Действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского «Асклепий», комедий Антифана и Филетера «Асклепий».
Семейства врачей в Древней Греции
производили свой род от Асклепия.
В частности, его потомками считались Гиппок
Большинство дошедших до нас изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты ( голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века Асклепий встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение ( бронзовая статуя Асклепия работы Франческо ди Джорджо- редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия ( фреска Доменикино, гравюра Х. Голциуса и др.), но главное действующие лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.