Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:16, контрольная работа
Цель контрольной работы – исследование вопроса современного анархизма.
Задачи контрольной работы:
– понятие анархизма;
– характеристика современного анархизма;
– описание государства с точки зрения современного анархизма.
Введение
1. Понятие анархизма
2. Характеристика современного анархизма
3. Государство в представлении современного анархизма. Пропаганда современного анархизма
Заключение
Список литературы
3
Оглавление
Введение
1. Понятие анархизма
2. Характеристика современного анархизма
3. Государство в представлении современного анархизма. Пропаганда современного анархизма
Заключение
Список литературы
Идеологическое течение анархизма занимает противоположные фашизму позиции в отношении государства.
Особенно были сильны тенденции анархии в России – стране его классиков Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропоткина; здесь же анархизм периодически проявлял себя влиятельным идейным течением в открытых и скрытых формах. Великий русский писатель Лев Толстой тоже отвергал государство, хотя и не считал себя анархистом. Выражение анархии – знаменитый русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», как реакция на наглость и несправедливость власти, подавление человеческой личности правителями. С этим во многом связаны характерные для России революционаризм, радикальность решений, максимализм во всем, равно как и русская вольница – стремление к воле вместо свободы. Воля всегда была направлена на выживание в лихую годину, на самопомощь, в чем, как считали идеологи анархизма, обнаруживаются витальность и жизненная сила россиян.
Цель контрольной работы – исследование вопроса современного анархизма.
Задачи контрольной работы:
– понятие анархизма;
– характеристика современного анархизма;
– описание государства с точки зрения современного анархизма.
Анархизм – учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. Хотя отдельные идеи анархизма встречаются уже в теориях Платона, Зенона, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и ряда др. мыслителей, а анархизм как определенное психологическое состояние или умонастроение существовал практически всегда, целостная анархистская идеология сформировалась в Европе только в 1840 – 1860-х гг. Примерно в 1860 – 1870-х гг. Анархизм стал уже довольно заметным общественно-политическим движением.
Основной вклад в теоретическую разработку этого учения внесли П.Ж. Прудон, М. Штирнер, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. О приверженности анархизм заявляли В. Годвин, В. Тэккер, Л.Н. Толстой и др. Анархистские концепции каждого из этих мыслителей построены на разных филосовских и нравственных основаниях и по-разному представляют цели и смысл общественного развития, способы и средства достижения общества анархии. Однако все они главную причину эксплуатации и несправедливости в обществе видят в государстве независимо от его формы (монархия, парламентская демократия или какая-либо иная форма правления) [4, с. 32].
Анархисты ценят свою свободу и свободу других. Они стремятся не ограничивать себя, и не накладывать ограничений на других. Они допускают право других людей на любые действия, которые не затрагивают их собственные интересы и интересы людей, ответственность за которых они за собой чувствуют. Анархисты считают людей равными в своих правах и достоинстве. Они применяют к себе те же требования, что и к другим.
Ответственность за себя, своих близких, других людей должна быть возвращена от государства к человеку. Ответственность вернет человеку утрачиваемый смысл жизни в эпоху, когда труд перестает быть необходимостью. Ответственность вызовет самоорганизацию людей. Ответственность ведет к самоограничению и толерантности. Государство декларирует принятие на себя ответственности человека, но дает ему лишь иллюзию свободы от личной ответственности – в обмен на налоги и ограничения.
Государство разрушает мораль. Государство декларирует выгодные ему ложные ценности, которые человек вынужден постоянно нарушать. Не осознавая ложности нарушаемых ценностей, человек создает у себя чувство вины. Не видя ущерба от нарушения созданных государством норм морали, человек начинает преступать истинные моральные ценности.
Анархисты верят в то, что Человек, будучи предоставлен сам себе, проявляет лучшие свои качества. Концепция государства строится на предположении о неразумности и злонамеренности человека, неспособности его соблюдать собственные интересы и учитывать интересы других.
Ущемление человека государством вызывает подавляемые негативные эмоции, которые проступают наружу нарушениями морали. Само существование государства порождает большинство тех действий, которое государство объявляет преступлениями. Человек не приемлет государства, стремится выйти из-под его влияния [1, с. 19].
Современное движение анархизма не находится на пике своего развития, но, нельзя не заметить и того, что анархистские организации постепенно выходят из затяжного кризисного пике, вызванного торжеством идеологии национального (социального) государства.
Существует МАТ. (Международная Ассоциация Трудящихся – Анархо-Синдикалистский Интернационал), ИФА (Интернационал Федераций Анархистов), существуют и организации, не входящие в эти Интернационалы, существует движение радикальных экологов, существует автономистское движение, международное движение альтерглобалистов (в первую очередь нас здесь интересует так называемый 'Черный Блок') – в этих организациях и движениях учувствуют по всему миру тысячи (или даже десятки тысяч) людей.
По окончании Второй мировой войны, на фоне развития кейнсианского социального государства, возрождение анархизма казалось маловероятным, анархистские идеи были не актуальны, хотя МАТ и восстановил постепенно свою деятельность.
После войны ИРМ пережил краткий подъем, который закончился уже к 50-м годам. Краткосрочный взлет анархизма наблюдался в эти годы и в других странах, но в любом случае все эти организации продолжали оставаться лишь тенями былого движения, объединявшего раньше в своих рядах сотни тысяч, миллионы людей. В начале 2000х годов в ИРМ состоит несколько тысяч человек, и участники данного профсоюзного объединения отмечают определенный рост за последние годы своих рядов [7].
Новый подъем анархизма произошел после волны студенческих и рабочих протестов и бунтов 1968-1969 годов.
Наибольшего подъема в послевоенные годы, как и до войны, смогло достигнуть испанское анархистское профсоюзное движение. Остатки анархистов продолжали сопротивление в подполье после установления диктатуры Франциско Франко, и после его смерти в 1975 году начали возрождать движение. Активно учавствуя в забастовочном движении, проводя митинги и демонстрации НКТ имели в своих рядах по данным Л. Гамбоне 300.000 членов к 1979 году, однако, под давлением репрессий, внутренних расколов (возможно спровоцированных правительством), споров вокруг участия/неучастия в профсоюзных выборах их численность постепенно снижалась: по данным все того же Гамбоне в 1987 в НКТ состояло уже только 63.000 членов, а к началу 2000-х осталось и вовсе всего 4-5 тысяч человек (правда в последующие году ситуация наконец-то нормализовалась, и к 2009 в НКТ насчитывалось уже около 10-15 тысяч человек.
В НКТ произошло несколько расколов, самым заметным из которых стал раскол 1979 года, в результате которого образовались НКТ-МАТ (CNT-AIT) и НКТ-У (CNT-U). Причиной данного раскола явилась позиция по отношению к участию в выборах в рабочие комитеты на предприятиях. Члены НКТ-МАТ выступили против участия в так как по их мнению: «Благодаря комитетам предприятий и делегатам, профсоюзная бюрократия, связанная через политические партии с предпринимателями и правительствами, заключают договоренности, которые не могут обсуждаться. Комитеты предприятий приобретают исключительный характер на фабрике или в учреждении. Выборы в комитеты предприятий также способствуют выходу из профсоюзов: трудящийся довольствуется легким решением – избрать делегата вместо того, чтобы участвовать в профсоюзной деятельности. Тем более, что трудящийся не может призвать таинственного профделегата к ответу».
После нескольких судебных разбирательств НКТ-У сменила в 1989 году название на ВКТ – Всеобщая конфедерация труда (CGT: Confederación General del Trabajo). По официальным данным ВКТ на начало 2009 года в ней состоит 60.000 членов, хотя активно действующих членов организации значительно меньше (так, если судить по отчетам о проведении первомайских митингов и демонстраций в Испании в 2009 году, размещенных на сайтах НКТ и ВКТ, НКТ вывели от 6,5 до 7 тысяч человек, а ВКТ – 10-12 тысяч) [6].
В связи с ростом реформистских настроений в 1950-е годы, на десятом конгрессе МАТ в Тулузе шведская САК фактически вышла из Интернационала, поддержанные представителями голландских синдикалистов, которые так же вышли из МАТ.
На сегодняшний день секции МАТ, а также организации не входящие в данный анархистский интернационал действуют во многих странах мира: «После всемирной волны студенческих и рабочих протестов в 1968-1969 гг. и ликвидация испанского франкистского режима в Европе и Северной Америке стал наблюдаться рост интереса к анархо-синдикализму. Были воссозданы организация НКТ в Испании, структуры Итальянского синдикального союза (УСИ), оживились анархо-синдикалистские группы в ряде других стран. МАТ активно занималась в эти годы анализом глобальных проблем и новых социальных движений, пытаясь дать этим явлениям оценку с социально-революционных позиций.
В 90-х гг. происходит оживление мирового анархизма. Появились новые секции и группы сторонников МАТ, в том числе в России, Восточной Европе, Америке, Азии, Африке, а секциям в Испании, Италии и Франции удалось стать небольшими, но активными профсоюзами»[8].
Межу тем, вслед за расколом в Испании на НКТ и ВКТ по вопросу об участии в выборах в рабочие комитеты, по тому же вопросу произошел раскол во французской НКТ (существующей с 1946 года) на НКТ-МАТ и НКТ-Ф.
Так или иначе, но, несмотря на расколы внутри секций, анархо-синдикализм продолжает развиваться, хотя и довольно медленными темпами: «Для IWA в 1990-ых главное событие (или ряд событий) был падением Железного занавеса в начале десятилетия. Различные восстания восточноевропейских рабочих были заключительным доказательством (как будто они были все еще необходимы) полной неспособности авторитарного коммунизма освободить рабочий класс. Несомненно, будущие возможности для расширения анархо-синдикализма теперь еще более ярки, чем те, что имели место десятилетие назад.
Социал-демократия теперь потеряла даже самое плохое оправдание себя как альтернативы глобальному капитализму. Рабочие все более и более оказываются перед фактом, что социал-демократическое профсоюзное движение не будет их защищать. В то время как возможности анархо-синдикализма имеются в большом количестве есть также всеобъемлющая опасность самим стать на реформистский путь, бросившись заполнить пустоту, оставленную реформистским профсоюзным движением. Такие ловушки уже окружили французские и итальянские секции, которые постиг раскол в середине 1990-ых, что было связано с большим количеством проблем, включая вопрос участия на спонсируемых государством профсоюзных выборах. Результатом было фактическое исключение из IWA в 1996 части французской секции, которая участвовала в таких выборах, и исключении эквивалентной части итальянской секции. С этими действиями Интернационал показал себя непоколебимо отвергающим любой оппортунистический «рост любой ценой», который может привести к растворению анархо-синдикализма. С новыми секциями с одной стороны, и исключением с другой, двадцатый Конгресс может поэтому быть замечен как отражение двух важных тенденций IWA – расширение, и длительная защита и развитие анархо-синдикализма»[7].
Государство стало самодостаточным институтом. Государство служит интересам своих членов – бюрократии. Увеличение ее численности есть внутреннее свойство бюрократии. Находясь в противодействии с обществом, государство стремится увеличить свою долю общественного продукта. Никогда, на протяжении длительного срока, государство не уменьшалось в размерах. Ставка налога понемногу росла почти 4000 лет, но совершила огромный скачок за последние 150 лет. Сегодня ставка налога, доля государства в общественном продукте, достигла величины, за которой ее дальнейший рост невозможен. Человек работает на государство больше, чем крепостной крестьянин работал на помещика. Невозможно финансировать рост государства, но невозможно и остановить его рост. Решение возможно только в ликвидации самого института государства.
Анархисты верят, что институт судей есть достаточный механизм согласования интересов индивидуума и общества. Государство противно природе человека, противно воле Творца. У человека не должно быть государства, не должно быть царя. В этом мире, человек сотворен великим и не должен подчиняться.
Немедленное низложение государства невозможно без потрясений. Отказываться от государства нужно постепенно, но неумолимо. Государственные институты следует упразднять один за другим. На первом этапе, государство прекратит предоставлять услуги – оно будет их покупать у частного сектора. На втором этапе, государство начинает снижать налоги и уменьшать объем оказываемых услуг. На третьем этапе, остаются только судьи и взимается очень небольшой сбор для финансирования экстренных затрат общества.
На сегодняшний день анархисты используют для оправдания своей практики три основных сценария, варьируя и оснащая их деталями в зависимости от региона, аудитории и местных настроений. Три этих сценария отвечают трем основным мировоззренческим сюжетам, к которым могут быть сведены сегодня человеческие представления о реальности.
Первый мировоззренческий сюжет практически отождествляет человека с Демиургом реальности; история в этом сюжете есть возможность устранения недоразумений между человеком как представителем творящего принципа и самим этим принципом.
Второй сюжет предполагает драматическое противоречие между миром принципов и миром их реализации. Остается вечно выяснять опытным путем, разрешимо ли это противоречие, однако оно никогда не устранимо бесповоротно. Противоречие вновь и вновь стремится к возвращению.
Третий сюжет исходит из отсутствия у человека каких бы то ни было эксклюзивных прав на реальность, а значит, любой бунт против такой «смыслооставленности» имеет исключительно внутреннее значение, является самодостаточным произволом [1, с. 22-21].