Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:21, контрольная работа
В данной аналитической характеристике был использован системный подход, то есть анализ составных элементов региональной подсистемы как целого с выявлением различных сочетаний элементов. При этом построенная цельная картина отличается от составных элементов качественно и количественно. В целом, при комплексной характеристике региональной подсистемы может использоваться несколько различных подходов: традиционно-исторический, историко-социологический, эмпирический, цивилизационный.
Московский государственный институт (университет)
международных
отношений МИД РФ
Кафедра
востоковедения
Аналитическая
характеристика по теме:
«Япония в региональной
подсистеме международных отношений»
Преподаватель:
д.п.н., проф. Воскресенский А.Д.,
Выполнила: Смоленцева Е.А.,
Студентка
I курса маг-ры МП.
Москва, 2010.
Регион Восточная Азия представляет собой географическое пространство, состоящее из двух субрегионов - Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. По географическим признакам Япония относится к субрегиону Северо-Восточная Азия, но по более широкому кругу общих интересов, взаимовлияний и проблем она является частью региональной подсистемы в Восточной Азии. Кроме того, Япония является одним из главных игроков в АТР, условно объединяющем побережья двух Америк, восточное побережье Азии и Австралию со странами Южной Азии.
В
данной аналитической характеристике
был использован системный
Например,
с точки зрения цивилизационного
подхода, Восточная Азия – это
полицивилизационный регион, в котором
по классификации Э. Хантингтона
выделяются шесть цивилизаций. Тем
не менее, цивилизационного подхода
будет недостаточно для того, чтобы
раскрыть роль Японии в регионе и
влияние ее прозападной ориентации
на связи с региональными
Восточную Азию как региональную подсистему МО формируют следующие факторы: экономическая роль Японии, политическая роль и экономический подъем Китая, интеграционные процессы в ЮВА и сохраняющееся влияние США. Если в годы Холодной войны структура региональных отношений определялась треугольником СССР-США-КНР, то после снижения потенциала России восточноазиатская политика определяется в рамках треугольника США-Китай-Япония.
Субрегион СВА, в отличие от ЮВА, отличается отсутствием региональных институтов, так как ни одна из региональных держав, будь то Япония или Китай, не желают лидерства и доминирования другой. Этот антагонизм и соперничество проецируются на всю Восточную Азию. В итоге, ведущая роль в объединении стран региона отходит к АСЕАН, на что согласны региональные державы и на что готовы страны ЮВА, также опасающиеся доминирующей роли КНР или Японии.
Расстановка сил в регионе определяется присутствием сильнейших экономик мира (Японии и КНР, соответственно 3 и 2 место в мировом рейтинге ВВП)1, а также двух наиболее важных союзников США в Азии (Японии и Южная Кореи). На ситуацию в регионе оказывают влияние ряд неурегулированных и потенциально опасных конфликтов и споров: отношения между двумя Кореями и ядерная программа Северной Кореи, тайваньская проблема, споры вокруг островов архипелага Спратли в Южно-Китайском море и Южнокурильская проблема. Таким образом, четыре влиятельных центра силы имеют свои интересы или прямо вовлечены в регион. Основными региональными тенденциями являются экономическое развитие и региональная интеграция (АСЕАН, АРФ, АСЕАН+3, АСЕАН+6, АТЭС, ВАС), мирное урегулирование конфликтов и построение системы безопасности, а также все возрастающая роль КНР и попытки Японии пересмотреть свою региональную политику.
Япония как часть восточноазиатской подсистемы ощущает на себе воздействие внешней среды и сама оказывает влияние на нее. Внутренние экономические проблемы Японии непосредственно влияют на ее роль в регионе. С одной стороны, Япония – это одна из сильнейших экономик, которая является системообразующим фактором восточноазиатской интеграции. После США и Франции она является третьим мировым финансовым донором и посредством экономической помощи стимулирует развитие экономики региона. С другой стороны, по темпам экономического роста КНР опережает Японию и по объему ВВП недавно обогнал ее. Учитывая слабую политическую роль Японии в регионе и в мире, выход на вторые позиции по экономическому влиянию даст Китаю значительное преимущество и позволит ему стать доминирующей державой в регионе. Такой исход вполне вероятен, так как потенциал КНР (территория, демография, политический вес) по многим показателям выше японского, а мировой финансовый кризис оказал разрушительное воздействие на экономику Японии, и без того охваченную длительным экономическим спадом.
Внешние связи Японии оказывают первостепенное влияние на ее внутренние проблемы. Краеугольным камнем японской политики является Договор о безопасности с США. Добившись статуса экономической державы, Японии катастрофически не хватало веса в военно-политических вопросах. На международной арене она двигалась исключительно в фарватере США и не рассматривалась другими государствами в качестве самостоятельного центра силы. Сейчас японское общество расколото по поводу проблемы пересмотра отношений с США и проведения самостоятельной политики, особенно в области безопасности. Демократическая партия Японии, в том числе под давлением общественности, выступает за снижение зависимости от США, прекращение деятельности Сил самообороны по дозаправке и техническому обеспечению судов коалиции в Индийском океане и перенос находящейся на острове Окинава американской базы Футэнма. Однако Либерально-демократическая партия призывает не спешить и не разрывать военно-политический союз США, который играет важную роль в обеспечении безопасности в Восточной Азии и может выступать в качестве противовеса возрастающему влиянию КНР, в том числе наращиванию его военного потенциала.
Другим моментом, вызывающим разногласия, является вопрос о пересмотре японской Конституции, а именно девятой статьи о недопущении иметь полноценные вооруженные силы, а также об участии Сил самообороны в обеспечении региональной и международной безопасности. Ревизионистский подход японского правительства вызывает опасения у стран региона. Многие страны Восточной Азии не забывают об историческом прошлом и японской агрессии по отношению к их территориям. Например, Южная Корея и Китай, подвергшиеся японской оккупации в первой половине XX века, выражают озабоченность тем, что в сионистском храме Ясукуни поклоняются преступникам, приговоренным к казни за военные преступления, совершенные во время Второй Мировой. Не меньший резонанс вызвало официальное одобрение школьных учебников, в которых не упоминаются факты японской агрессии 1932 года по отношению к Китаю, массовые убийства мирных жителей в Нанкине в 1937 году и надругательства над азиатскими женщинами в 1930-1940-х годах.2 Учитывая столь ревизионистскую политику Японии, другие страны региона не могут не опасаться возрождения японского милитаризма.
Внешняя политика Японии в регионе имеет два измерения. В течение долгого времени региональная политика Японии исходила из многостороннего подхода к экономике и двустороннего подхода к безопасности. Экономическая политика характеризуется открытостью, диверсифицированными связями со многими странами региона. Более того, Япония оказывает экономическую помощь (в рамках программы Официальной помощи развитию) странам региона, а также вкладывает значительные инвестиции в развитие их экономики. Япония долгое время играла роль лидера в экономическом развитии региона, но сейчас Китай пытается занять нишу Японии и, с точки зрения потенциала экономического влияния (инвестиции, огромный потребительский рынок, рост экономики), должен будет выиграть в этой гонке. Тем не менее, без Японии, сильнейшей азиатской экономики, любое экономическое объединение на пространстве Восточной Азии будет неполным и вряд ли эффективным.
Раньше подход Японии к региональной безопасности определялся, прежде всего, двусторонними отношениями с США. Договор о безопасности 1951 года с США, а также его измененная версия 1960 года долгое время оставались самым важным механизмом обеспечения безопасности в Восточной Азии. Японии не приходилось решать проблемы региональной безопасности, так как, находясь под «ядерным зонтиком» США, она рассчитывала на то, что Америка решит за нее все восточноазиатские проблемы безопасности. Японские лидеры выступали против создания региональных институтов по обеспечению безопасности, так как это могло подорвать японо-американский режим безопасности. Более того, историческая память, а также связывающие статьи Конституции не позволяли Японии, несмотря на ее экономический прорыв, увеличить свое влияние в военно-политической сфере.
Однако с 1991 года ситуация начинает меняться, и во внешней политике Японии двусторонний подход к безопасности постепенно сменяется многосторонним. После окончания Холодной войны японское правительство охватили обоснованные сомнения касательно возможного ухода США из региона. В 1992 году американцы покинули военно-морскую базу Субик на Филиппинах и планировали дальнейшее сворачивание военного присутствия в регионе. Перед лицом возможного ухода США, а также обвинениях в «дипломатии чековой книжки», то есть попытках влиять на ситуацию исключительно экономическими методами и неспособности внести ощутимый вклад в операции международных коалиций, Япония решила пересмотреть свою политику в области безопасности и выступила с важной дипломатической инициативой (известной как «инициатива Накаяма Таро») – создания многостороннего неформального диалога по проблемам региональной безопасности на базе министерских конференций АСЕАН.
Хотя этот многосторонний диалог не привел к формированию полноценной организации по безопасности в Восточной Азии, он способствовал, во-первых, формированию структуры безопасности в рамках АСЕАН и ее партнеров (создание АРФ в 1994 году), во-вторых, снизил подозрительность США в отношении многостороннего формата региональной безопасности, а также активизировал вовлеченность Японии в процесс обеспечения региональной и международной безопасности (участие невооруженных и гражданских сил в миротворческих операциях ООН в Камбодже, Мозамбике, Сомали, Восточном Тиморе, на Голанских высотах, а также активная роль Национального полицейского управления в организации борьбы против наркоторговли, международной преступности и терроризма). Таким образом, Япония не только ответила на призывы США по разделению ответственности (участие, пусть и «символическое», контингента сил самообороны в операции США в Ираке), но и стала проводить более самостоятельную политику в области безопасности.
На
данный момент Япония пытается лавировать
между региональными и
Что касается глобального измерения, то Япония выступает за многополярный мир, усиление роли ООН и расширение количества постоянных членов Совета Безопасности (входит в Группу 4-х стран, стремящихся стать постоянными членами СБ). Япония принимает участие в Группе 8 (а ранее и Группе 7), которая объединяет наиболее влиятельные страны мира. Участие Японии в АТЭС, АПТ, АРФ подтверждает ее статус региональной державы. Кроме того, разрешение многих проблем безопасности требует ее непосредственного вовлечения: шестисторонние переговоры по урегулированию корейской проблемы, возможность военного конфликта двух Китаев, территориальные споры вокруг островов в Южно-Китайском море и Курильских островов. С экономической точки зрения, Япония как страна, имеющая прочные отношения с Западом и по многим параметрам причисляемая к западному миру, не противодействует глобализации и выступает за экономическую либерализацию и открытость, что подтверждается ее участием во многих экономических организациях (ВТО, МВФ, ОЭСР).
Как
во внутренней, так и во внешней
политике Японии произошли серьезные
изменения после окончания
Информация о работе Япония в региональной подсистеме международных отношений