Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:21, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении особенностей экономического развития Японии и определении ее места в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть географическое положение Японии и обеспеченность страны природными ресурсами;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Япония как высокоразвитое государство……………………………….4
1.1. Географическое положение и природные ресурсы Японии………4
1.2. Японская социально-экономическая модель развития…………….7
2. Особенности экономики и отраслевая структура Японии……………..13
2.1. Показатели экономического развития Японии в XXI веке………...13
2.2. Промышленность Японии……………………………………………17
2.3. Сельское хозяйство Японии………………………………………….20
2.4. Финансовый сектор экономики Японии…………………………….21
3. Внешнеэкономические ориентиры Японии……………………………..23
3.1. Участие Японии в международном товарном обмене……………..23
3.2 Участие страны в интеграционных процессах и международных организациях…………………………………………………………………29
4. Социально-экономические последствия катастрофы в Японии……….33
Заключение……………………………………………………
Бедность Японии природными
ресурсами традиционно
Таблица 4
Производство важнейших видов промышленной продукции (2007 год)
Виды промышленной продукции |
Япония |
Электроэнергия, млрд. кВт/ч |
1100 |
Нефть (включая газовый конденсат), млн. т |
0,3 |
Естественный газ, млрд. м3 |
3,4 |
Минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ), млн. т |
1,1 |
Чугун, млн. т |
84,3 |
Сталь, млн. т |
116 |
Легковые автомобили (включая сборку), тыс. шт. |
9787 |
Пиломатериалы (включая шпалы)5), млн. м3 |
12,6 |
Вывозка древесины, млн. плотных м3 |
16,7 |
Тракторы, тыс. шт. |
|
Шерстяные ткани, млн. м2 |
28,7 |
Обувь, млн. пар |
54,2 |
Источник - www.gks.ru
За весь послевоенный период физический объем товарооборота Японии увеличился в несколько раз.
В период с 1980 по 2006 гг. в Японии наблюдается увеличение объемов экспорта, импорта и, как следствие, общего товарооборота. Товарооборот в 2006 году вырос в 1,9 раза по сравнению с 1990-м годом. Это говорит о высоких темпах роста объемов экспорта и импорта Японии. В этот период в Японии происходит структурный кризис, который привел Японию к снижению конкурентоспособности. В последние годы наблюдается значительный рост общего товарооборота.
В марте 2007 года экспорт Японии составлял 71 533 млн иен, импорт – 53 909 млн иен, а товарооборот – 125 442 млн иен. В марте 2008 годы эти цифры стали несколько выше, а именно экспорт, импорт и общий товарооборот составили 74 749, 61 012 и 135 761 млн иен соответственно.
Основными товарами на экспорт являются транспортное оборудование, электроника и машины. В основе успеха лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики и авторитета фирмы.
Таблица 5
Товарная структура экспорта Японии в 2007 г. (в %)
Экспорт |
% |
Пищевые продукты, напитки, табак |
0,5 |
Сырье непродовольственное (кроме топлива), животные и растительные масла и жиры |
1,3 |
Минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы |
1,3 |
Химические вещества и аналогичная продукция |
9,1 |
Машины и транспортное оборудование |
63,3 |
Другие промышленные товары и готовые изделия |
24,5 |
Источник - www.gks.ru
Основная доля импорта
в период 1980-2006 гг. принадлежит минеральному
топливу и сырью. Это связано
с недостаточным запасом
Таблица 6
Товарная структура импорта Японии в 2007 г. (в %)
Импорт |
% |
Пищевые продукты, напитки, табак |
8,2 |
Сырье непродовольственное (кроме топлива), животные и растительные масла и жиры |
8,1 |
Минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы |
27,8 |
Химические вещества и аналогичная продукция |
7,3 |
Машины и транспортное оборудование |
24,2 |
Другие промышленные товары и готовые изделия |
24,3 |
Источник - www.gks.ru
Япония увеличила импорт продовольствия (уровень самообеспеченности страны продовольствием сейчас составляет менее 50%), а также готовых изделий, конкурирующих с ее собственной продукцией. Но масштабы конкурирующего импорта еще небольшие. Так, по данным межотраслевого баланса, импорт обеспечивает около 6% потребности страны в продукции машиностроения. Несмотря на то, что некоторые сегменты японского рынка остаются относительно закрытыми для импорта, тем не менее, существенно выросла доля готовых изделий в японском импорте. В 2003 г.
Основными торговыми партнерами Японии (по экспорту) являлись в 2007 г. прежде всего США (в эту страну Япония экспортировала товаров на 14 873 млрд. иен), далее в порядке убывания Китай, Ю.Корея, Тайвань, Гонконг, Германия, Сингапур, Великобритания. По импорту на 1-м месте находится Китай (7728 млрд иен), на 2-м – США (7237 млрд иен), далее Ю.Корея, Индонезия, Австралия, Тайвань, ОАЭ, Малайзия. Торговля с Россией понесла очень большой ущерб из-за прекращения транзитных контейнерных перевозок через Транссибирскую магистраль. В настоящее время российский импорт из Японии поддерживается программами экономического содействия, в результате Япония имеет отрицательный баланс торговли с Россией.
Основные внешнеторговые
партнеры – США, страны Азиатско-Тихоокеанского
региона и Западной Европы. Теперь,
когда США стараются сократить
ввоз японских товаров и изменить
торговый баланс в свою пользу, Япония
пытается перестроить направления
внешней торговли. В частности, большой
интерес она проявляет к
Специфическая черта японской экономической политики в отношении развивающихся стран – предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, чтобы затем предложить государствам такие товары, услуги, технологии и кредиты, которые были бы в максимальной степени эффективны и полезны для партнера.
Таблица 7
Основные торговые партнеры Японии в 2007 г. (в процентах)
Экспорт товаров |
Импорт товаров | ||
Страна - партнер |
В % от общего объема |
Страна - партнер |
В % от общего объема |
США |
2,4 |
Китай |
2,6 |
Китай |
15,3 |
США |
11,6 |
Республика Корея |
7,6 |
Саудовская Аравия |
5,7 |
Источник - www.gks.ru
Рис. 3. Структура импорта и экспорта Японии (данные 2008 г.)7
Высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке обеспечивают:
1) Особая система контроля за качеством продукции (не более 0,01% брака);
2) Опережающий рост
3) Значительно меньшие потери рабочего времени в результате конфликтов;
4) Более высокий уровень
доходов на душу населения,
перераспределяемый таким
5) Самый высокий в мире уровень частных накоплений.
За последние годы японская экономическая мощь ассоциируется с превращением её в финансовый центр мирового значения.
За счет расширения экспорта товаров и услуг, а также через распространение технологий влияние японских корпораций в мировой экономике значительно возрастает. Вывод японских производственных мощностей за рубеж начался еще в 1970-е годы, и в 2006 г. Около 40 % японского импорта приходилось на долю продукции японских предприятий, действующих за рубежом. Глобализация предпринимательской деятельности японских корпораций включает не только расширение вывода производственных мощностей за рубеж, но и стандартизацию продукции и координацию экологической политики.
3.2 Участие страны в интеграционных процессах и международных организациях
В условиях глобализации странам для большего развития необходимо участие в международных организациях и интеграционных группировках. Япония, как одна из лидеров мировых держав, является членом нескольких экономических организаций. Одной из них является Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC). Она была создана в 1985 г. с целью содействия экономическому, социальному и культурному развитию народов региона, поощрения политики опоры на собственные силы, укрепления сотрудничества с развивающимися странами, координации действий на международных форумах. В состав Ассоциации, помимо Японии, входят Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Штаб-квартира находится в Катманду.
28 апреля 1964 года Япония
стала членом Организации
Япония является членом
«Большой Восьмерки». "Группа восьми"
– неофициальный форум лидеров ведущих
промышленно развитых демократических
стран, участниками которого являются
Россия, США, Великобритания, Франция,
Япония, Германия, Канада, Италия, а также
представлен и полноформатно участвует
ЕС. На долю стран-участниц «восьмерки»
приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного
производства, 49% активов МВФ. В рамках
«восьмерки» осуществляется согласование
подходов к актуальным международным
проблемам. Ценность «Большой восьмерки»
заключается в том, что в современном мире
главы государств настолько заняты, что
у них не бывает возможности выйти за рамки
общения с узким кругом приближенных лиц
и рассмотрения самых насущных, текущих
проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают
их от этой рутины и позволяют шире, чужими
глазами взглянуть на международные проблемы,
давая реальную возможность для налаживания
понимания и координации действий. По
словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние
переговоры от присущих им бюрократизма
и недоверия». По авторитетному мнению
исследовательской группы Атлантического
совета, саммиты «восьмерки» все реже
поражают мир глобальными инициативами
и все больше превращаются в форум для
выявления новых угроз и проблем с целью
их последующего решения в рамках других
международных организаций.
С 1 января 1995 года Япония является
членом Всемирной Торговой Организации
(ВТО), цель которой – либерализация
международной торговли и регулирование
торгово-политических отношений государств-членов.
Страны-члены ВТО
Япония является членом АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation Forum). Азиатско-Тихоокеанский Форум Экономического Сотрудничества объединяет две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава.
Необходимо отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий. Интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли.
Концепция
«открытого регионализма»