Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:54, реферат
Экономический кризис, массовые беспорядки, разраставшееся восстание крестьян Вандеи, поражение при Неервиндене (18 марта 1793) связанного с жирондистами Дюмурье и его переход на сторону врага предопределили падение этой партии и гибель ее вождей. Переход власти к монтаньярам в результате очередного восстания парижан 31 мая - 2 июня 1793 означал политическую победу новой буржуазии капитала, возникшего в годы революции за счет купли-продажи национальных имуществ и инфляции над старым порядком и капиталом, сложившимся в основном до 1789. Победе монтаньяров в национальном масштабе предшествовала их победа над своими оппонентами в Якобинском клубе; поэтому установленный ими режим получил название Якобинской диктатуры.
ив врагов революции и враждебных европейских монархических держав. В 1792 г, он стал министром юстиции, затем членом Комитета общего спасения. Впоследствии за призывы ослабить террор он был обвинен в связях с жирондистами и монархистами и осужден революционным трибуналом. Когда его вели на казнь, он выкрикнул: «Робеспьер, я жду тебя». После устранения своих бывших соратников — Дантона, Демулена и Эбера — руководитель революционного правительства Робеспьер еще больше ужесточил террор в Париже, сочетая добродетельный морализм с жестокой непримиримостью. В историю революции он вошел с прозвищем и авторитетом «неподкупного». Вероятно, эта черта его нравственного облика послужила причиной искренней печали Н. М. Карамзина при известии о его насильственной смерти. Наполеон высказался о казни Робеспьера так: «Он казнен, но не осужден».
Жертвой террора становились и сами организаторы или вдохновители революционного террора. Такой жертвой стал публицист Марат, которого заколола кинжалом 25-летняя Шарлотта де Корде д'Армон, посчитав его главным вдохновителем кровавого террора в стране.
В ходе реализации очередных
и перспективных задач
В короткий срок после прихода к власти якобинцы приняли новую Конституцию И уточненную Декларацию прав. Конституция была оформлена в две недели и одобрена на референдуме (плебисците) 24 июня 1793 г. 2 млн участников из 7 млн, имевших право голоса. Конституция отвергла концепцию разделения властей, поскольку, по мнению Робеспьера, предполагаемое этой концепцией равновесие властей может быть только химерой или бедствием (впоследствии этой аргументацией воспользуются в своих революционных программах русский анархист М. А. Бакунин и создатели «Коммунистического манифеста» К. Маркс и Ф. Энгельс).
Это разделение властей, по мнению Робеспьера, «сделало бы правительственную власть совершенно ничтожной или неизбежно привело бы к образованию направленного против народа союза двух соперничающих властей; ибо легко понять, что они предпочтут договориться между собою, чем апеллировать к суверену (народу) для того, чтобы он применял решение по собственному делу». В Англии, на пример которой ссылался Монтескье, практика такова, что «золото и монаршья власть постоянно склоняют чашу весов в одну и ту же сторону» (О Конституции. Речь от 5 мая 1793 г.).
В Конституции разделение властей трактовалось как разделение труда в деле осуществления властных полномочий с четкими границами и ответственностью. «Общественная гарантия (прав человека) не может существовать, если пределы публичных функций не будут четко определены законом и если ответственность каждого функционера не будет обеспечена» (ст. 24 Декларации прав человека и гражданина 1793 г.).
В противоположность федералистским намерениям жирондистов якобинцы провозгласили курс на централизацию и на закрепление единства страны, зафиксировав в первой статье положение о том, что «французская республика едина и неделима». Конституция упразднила деление граждан на активных и пассивных, предоставив всеобщее и прямое избирательное право для мужского состава населения в возрасте 21 года. Законы должно принимать Законодательное собрание, но в особом порядке, сочетая представительную власть с непосредственной демократией: собрание предлагало проекты законов, затем они обсуждались в департаментах (в половине их числа плюс один) и одобрялись в течение 40 дней. Законопроект считался непринятым, если он отвергался хотя бы 1 / 1 0 народных первичных собраний в департаментах.
Так обеспечивался принцип «народ обсуждает и постановляет законы», навеянный концепцией народного суверенитета в духе Руссо.
Якобинцы были большими почитателями демократического опыта древних греков, что особенно заметно на сроке полномочий выборных должностных лиц. Например, члены местных администраций ежегодно наполовину обновляются в своем составе при содействии своих выборщиков от департамента и дистрикта. Мировые судьи, третейские судьи и уголовные судьи выбираются также ежегодно.
Правительственная
власть концентрировалась в
В Декларации прав говорилось, что целью общества является общее счастье, а целью правительства — обеспечение человеку пользования его естественными и неотъемлемыми правами (здесь положения очень близки тексту преамбулы американской Декларации независимости). Дается не только более четкий перечень естественных прав — «равенство, свобода, безопасность, собственность» (ст. 2), по и краткие определения их существа и содержания. О сопротивлении угнетению как естественном праве не говорится, но отмечается, что это право «есть следствие, вытекающее из всех прочих прав человека» (ст. 33). Общий объем якобинской Декларации превышает первую Декларацию чуть более чем в два раза.
В отличие от американской Декларации здесь особо подчеркивается право на восстание народа (или части его) в случае Нарушения Правительством его прав. «Когда Правительство Нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть священнейшее право и неотложная обязанность» (ст. 35). Весьма категорична характеристика губительных последствий угнетения хотя бы одного Человека — этот аргумент был излюбленным В Выступлениях анархистов (М. Бакунин и др.) против власти государства в обществе и, возможно, этим же навеян известный тезис из «Братьев Карамазовых» о слезе ребенка и жестокосердии окружающего мира. «Угнетение хотя бы одного только члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза» (ст. 34).
О равенстве говорится, что «все люди равны по природе и перед законом» (ст. 3), что все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям (ст. 5), что образование должно стать «достоянием всех граждан» (ст. 22).
О свободе в дополнение к воспроизводимым положениям Декларации 1789 г. сказано, что ее основу составляет природа, а правило — справедливость и что ее обеспечение следует считать законом. Нравственную границу свободы составляет следующее правило: «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других» (здесь имеет место скрытое цитирование золотого правила из Евангелия от Матфея). Кроме того, указывается, что свобода распространяется на область выражения своих мыслей и мнений, на подачу петиций в государственные органы, а также на право собираться вместе (право собраний) и право совершать религиозные обряды (ст. 6, 7, 32).
Право собственности,
согласно тексту Декларации, состоит
в принадлежащей каждому
Некоторые добавления имеются и в характеристике роли законов. Закон есть не просто выражение общей воли, а «свободное и торжественное выражение общей воли». При этом он предписывает то, что «справедливо и полезно», и воспрещает то, что «приносит обществу вред». «Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих» (ст. 4, 9). Он призван назначать «строго и бесспорно необходимые наказания». При этом наказания должны быть «соразмерны преступлению и полезны для общества» (ст. 15).
Существенной новацией стало включение в Декларацию блока социальных прав, которым, впрочем, не суждено было осуществиться. Здесь имеются в виду статьи об общественном презрении неимущих, безработных и нетрудоспособных, статьи о народном просвещении, а также положение о том, что «ни один налог не может быть установлен иначе как в интересах общей пользы» (ст. 20, 21, 22).
Учреждения якобинской диктатуры. Через четыре месяца действие Конституции было приостановлено, Конвент взял на себя не только законодательные, но и исполнительные властные полномочия. Функции правительства были возложены на Комитет общего спасения, созданный еще при жирондистах. В декабре 1793 г. Робеспьер уточняет общую перспективу в таких словах: «Цель конституционного правления — в сохранении республики, цель революционного правления — создание республики».
Якобинская диктатура
как режим осуществления
Комитет общего спасения переизбирался ежемесячно в составе 9—16 членов депутатами Конвента и поначалу обходился без министерских учреждений. Однако затем они были воссозданы и поставлены под его контроль вместе с высшим военным командованием и комиссарами. Последние избирались из депутатов Конвента и наделялись чрезвычайными контрольными и иными властными полномочиями в обеспечение централизации административной власти и управления. Законом от 4 декабря 1793 г. из ведения местных органов были изъяты полномочия, относящиеся к «революционным законам и мерам управления и общего спасения».
По инициативе Робеспьера 5 сентября 1793 г. был принят Закон о реорганизации революционного трибунала. На базе созданных еще при жирондистах специальных комитетов по надзору за иностранцами были созданы революционные трибуналы, состоящие из наиболее активных и преданных революции граждан и располагающие расширенными карательными функциями (они могли присуждать наказание до 10 лет каторги).
10 июня 1794 г. революционный
трибунал подвергся еще одной
реорганизации. Была упрощена
и ускорена процедура
Решение принималось по велению совести. Адвоката не полагалось. В декрете была дана формула «враг народа», под которым понимались лица из числа прямых изменников или контрреволюционеров, а также те, кто «стремится унизить» Конвент и его учреждения, кто «поддерживает связи» с врагами республики И Народа, кто под разными «внешними прикрытиями» посягает на «свободу или единство республики или стремится помешать ее упрочению». К моменту принятия декрета по приговорам ревтрибунала уже были казнены 2607 человек.
Специальным учреждением
по преследованию
Вспомогательную роль играли местные народные клубы и общества (местные якобинские клубы), которые выполняли функции массовых организаторов в деле мобилизации на борьбу с внешними и внутренними врагами. Всего эти клубы охватывали около 40 тыс. активистов.
В республиканской армии довольно успешно шло слияние кадрового состава с добровольческими отрядами и налажена целенаправленная политическая и воспитательная работа. Новизна военной тактики состояла в реализации лозунга: «Мир хижинам, война дворцам». Была открыта дорога способным и талантливым молодым офицерам, которой воспользовался в этот период уроженец Корсики и близкий соратник Робеспьера-младшего Наполеон Бонапарт. Своеобразной была также практика реализации Декрета о всеобщей воинской повинности от 23 августа 1793 г., в котором говорилось: «Молодые мужчины отправляются в бой. Женатые куют оружие и поставляют провиант. Женщины шьют палатки и одежду и служат в госпиталях. Стариков приносят в общественные места, чтобы они пробуждали в воинах отвагу, наполняли их сердца ненавистью к королю и любовью к единой республике... Государственные служащие остаются на своих постах. Неженатые граждане и бездетные вдовцы призываются первыми».
Якобинцам удалось отвести внешнюю угрозу, провозгласить союз революционной Франции со всеми освобождающимися народами и сословиями (они провозгласили, в частности, отмену рабства во французских колониях). Через неделю после захвата власти они декретировали передачу общинных земель крестьянам. Затем была отменена десятина в пользу церкви и безвозмездно упразднялись «все сеньориальные подати» и оброки. Так закончились мероприятия по искоренению феодальных привилегий в области земельных отношений. Однако через некоторое время в связи с нехваткой продовольствия и снаряжения для армии в деревню были посланы продовольственные отряды для изъятия излишков, А В городах для справедливого распределения продуктов были использованы продовольственные карточки.
Информация о работе Якобинская диктатура во Франции. Основные учреждения и режим правления