Ядерная программа Индии. Место Индии в системе региональной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой является положение Индии в системе безопасности, в основном региональной.
Задачи данной работы это ядерная политика индии; ее начало, развитие; состояние на сегодняшний день и место Индии в Южной Азии, а именно отношения с Пакистаном.

Содержание

Введение
Начало ядерной политики и ее развитие
Ядерная программа на современном этапе
Индия в системе региональной безопасности 

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ.docx

— 55.82 Кб (Скачать)

Суммарная мощность работающих в Индии реакторов сейчас составляет 3779 МВт. Согласно индийским источникам, долговременной целью ядерной отрасли  является производство до 275 ГВт электроэнергии к середине 21 века. Реализация этой задачи предполагает строительство  большого количества новых реакторов.

По соглашению, США  обязались поставлять в Индию  обогащенное урановое топливо, а  также предоставить некоторые ядерные  технологии. Для этого, от Индии требовалось  поставить все свои мирные ядерные  объекты под контроль МАГАТЭ, а  также, что наиболее важно, прекратить получение плутония из отработавшего  реакторного топлива. Последнее  требование было очень негативно воспринято и военным, и научным сообществами Индии, как и оппозиционной политической партией Bharatiya Janata Party.

Оно, конечно, препятствовало производству Индией ядерного оружия, но, кроме того, ставило под удар и мирную ториевую программу, поскольку  для запуска реакторов на тории  необходим плутоний.

Ситуация с ториевой программой изменилась недавно в  результате подписания 123-Сооглашения (the 123-Agreement). По этому, новому, соглашению, Индия сохраняет право на производство плутония, а США – получают право  на контроль его использования. Соответственно, в настоящем варианте соглашение между Индией и США не препятствует прямо развитию её ториевой программы. Впрочем, многие в Индии, включая  парламентскую оппозицию, по-прежнему выступают против соглашения, поскольку  оно запрещает Индии проведение ядерных испытаний, а также и  производство плутония в военных  целях. Таким образом, в настоящее  время неясно, каким будет соглашение в окончательной форме.

Содержание 123-соглашения, по-видимому, свидетельствует о том, что руководство Индии заинтересовано в скорейшем развитии ядерной  энергетики, причём как в сотрудничестве с другими странами, так и путем  реализации собственной ториевой программы.  Эта позиция представляется наиболее перспективной, потому что, с одной стороны, Индии требуется больше ядерной энергии прямо сейчас, но, с другой стороны, без своих собственных технологий Индия никогда не сможет полностью удовлетворить свои постоянно увеличивающиеся с ростом экономики потребности в ядерной энергии.

Между тем, заключение соглашения между Индией и США  уже приводит к тому, что и другие страны рассматривают возможность  ”ядерного” сотрудничества с Индией на тех же условиях. Так, 16 августа  премьер-министр Австралии John Howard озвучил согласие Австралии поставлять в Индию уран, при условии строгого выполнения Индией условий соглашения с США.

 

24 сентября, Индия  официально подтвердила свою  давнюю позицию об отказе присоединиться  к Договору о нераспространении  ядерного оружия (ДНЯО), который в  Нью-Дели считают дискриминационным.

"Индия не может  принять призывы к универсальности", - сказано в письме постоянного  представителя Индии в ООН Х.С.Пури в адрес постпреда США в ООН и президента СБ Сьюзан Райс, обнародованном МИД Индии.

Автор письма напомнил о заявлении премьер-министра Индии  Манмохана Сингха перед парламентом 29 июня 2009 года, в котором он исключил вступление Индии в ДНЯО в качестве неядерного государства.

"Ядерное оружие  является неотъемлемой частью  национальной безопасности Индии  и останется таковым до недискриминационного  и глобального разоружения", - отмечается в послании. 
Нью-Дели также подчеркнул приверженность "добровольному, одностороннему мораторию на ядерные испытания", отказу от первого ядерного удара, заявив, что "не поддерживает никаких гонок вооружений, в том числе гонку ядерных вооружений".

Как известно, недавно Совет безопасности ООН единогласно принял резолюцию с призывом к странам соблюдать ядерные обязательства и воздержаться от проведения ядерных испытаний.3

В документе сказано, что странам, которые еще не присоединились к Договорам о всеобъемлющем  запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), необходимо как можно  скорее это сделать.

Отметим, из всех стран-членов ООН лишь Индия, Пакистан, Израиль  и КНДР не являются участниками ДНЯО. 
Совсем недавно в последнюю минуту провалом закончилась попытка подписать соглашение между Сингхом и президентом США Бараком Обамой (Barack Obama), так как США отказывались предоставить требуемые Индией широкие гарантии. США хотели оставить за собой право потребовать назад уже поставленный уран и атомные технологии. Россия отказалась от такого варианта и сделала еще шаг вперед. По словам индийских дипломатов,  Москва разрешила Индии проводить переработку отработанных стержней, используемых во всех российских реакторах, а также проводить обогащение поставленного урана в рамках установленных границ.

Для Индии очень важны  гарантии поставок, поскольку в этой стране находятся лишь незначительные запасы низкосортной урановой руды.  Гарантии Медведева в политическом отношении весьма деликатны, так как атомная держава Индия не подписала договор о нераспространении ядерного оружия. Индия обязана США за то, что с этого года после десятилетий изоляции в эту страну могут поставляться уран и ядерные технологии. Предшественник Обамы Джордж У. Буш (George W. Bush) подготовил вместе с Сингхом в 2005 году соответствующее соглашение, после чего Индия получила зеленый свет на работу с 45 государствами, занимающимися экспортом ядерных материалами.

Для американских концернов  все это тем более неприятно, что Россия теперь имеет возможность  воспользоваться образовавшейся брешью.

 Глава российского  государственного атомного концерна  Сергей Кириенко заявил после  встречи в Москве Сингха и  Медведева, что Россия построит  в Индии несколько реакторов. Также  Россия обещала предоставить кредитную линию на 100 миллионов долларов и технологии.4

Медведев подчеркнул, что  Россия выступает против появления  новых членов в клубе ядерных  государств, что является  отражением позиции России по Ирану.

 
 

 

  1. Индия в системе региональной безопасности

Современные международные  отношения отличает не только беспрецедентная  динамика, но и сложность и многомерность. Биполярный мир холодной войны канул  в Лету, и на смену ему пришла не монополярность (как бы это ни грезилось иным политикам и теоретикам), а динамично развивающаяся - причем в разных векторах и измерениях - новая сложная мировая система, по сути своей многополярная и  многомерная. Образно говоря, время  «евклидовой геометрии» в мировой  политике закончилось. Пришла пора куда более сложных и многомерных  политических уравнений, причем их многие переменные и по сей день окончательно не определены.

В качестве первого примера  обычно приводится вмешательство Индии  во внутренний конфликт в Восточном  Пакистане в 1971 г. Подавление Исламабадом  протеста восточнопакистанцев привело  к масштабным жертвам среди населения, а более 9 млн. человек были вынуждены  бежать в Индию. Индия ввела свои войска в Восточный Пакистан, разгромила там западнопакистанскую армию, обеспечила возвращение беженцев на родину. В результате было создано  независимое государство Бангладеш. Разумеется, в действиях Индии  присутствовало стремление подорвать  мощь своего традиционного соперника - Пакистана и решить проблему беженцев, пребывание которых в таком количестве на территории страны создавало угрозу ее безопасности. Но и с учетом этого  вмешательство Индии имело большой  гуманитарный эффект. Тем не менее 105 членов Генеральной Ассамблеи ООН  осудили акцию Индии как вмешательство  во внутренние дела суверенного Пакистана. От более жестких репрессалий  в Совете Безопасности Индию спасла угроза вето со стороны Советского Союза, который действовал исходя из геостратегических соображений.

 

Правящие круги Индии  рассматривают проблему обеспечения  безопасности страны в рамках всего  Южноазиатского региона. Отсюда неизменное стремление защитить и упрочить доминирующие позиции Индии в Южной Азии. Страна категорически выступает  против привлечения внешних сил, особенно государств глобального уровня, к решению региональных проблем. В Индии считают, что попытки  найти решение спорных вопросов, возникающих в двусторонних отношениях, включив их в повестку дня международных  форумов и привлекая внешние  силы, лишь препятствуют мирному политическому  урегулированию, укреплению региональной безопасности. Соседи Индии, напротив, обычно не видят угрозы безопасности извне. 

События 11 сентября 2001 г. и  начатая Вашингтоном всемирная  кампания борьбы с терроризмом, имеющая  антиисламские коннотации, объективно была выгодна Индии, которая получала шанс подорвать традиционные представления  американских политиков о выгодности для США поддержки Пакистана  в региональных делах. 
        Правда, став президентом Пакистана, П. Мушарраф был достаточно осмотрителен, чтобы отмежеваться от экстремистов исламского толка. Поддержав в 2001 г. США в их борьбе против афганских талибов, Исламабад подтвердил свою ориентацию на союз с Вашингтоном и не дал Индии девальвировать свою роль в американской политике. Одновременно пакистанская сторона прибегла к тактике избирательного и ограниченного силового давления на Индию в Кашмире – отчасти с целью переключения на нее внимания местных экстремистов. Последние в ином случае могли сосредоточиться на борьбе с самим П. Мушаррафом – его исламисты считали не достаточно «патриотичным». 
        Как бы то ни было, в Кашмир из Афганистана (через пакистанскую территорию) были снова переброшены боевики кашмирского происхождения, которые устроили серию терактов. Их действия вышли за пределы Кашмира. 13 декабря 2001 г. они даже совершили нападение на здание индийского парламента в Дели. Индия обвинила Пакистан в поддержке террористов и сосредоточила на границе с ним полумиллионную армию. Сначала в январе, а затем в мае-июне 2002 г. (после еще одного «громкого дела» террористов) мир снова наблюдал опасное противостояние двух соперников. К тому моменту их вооруженные силы были оснащены эффективными средствами доставки прошедших испытания ядерных боезарядов. 
        Сдержанность политического и военного руководства двух государств вкупе с давлением мирового общественного мнения и американской администрации, которая не хотела обострения индийско-пакистанских отношений на фоне сложной обстановки в соседнем Афганистане и подготовки войны против Ирака, помогли разрядить обстановку. Осенью 2002 г. Индия решила начать отвод войск, а через полгода – вступить в переговоры с Пакистаном. Последний незамедлительно поддержал обе инициативы. 
        Рассматривая пять из шести «туров» последовательно чередовавшихся конфликтов и разрядок в отношениях между Индией и Пакистаном (которые укладываются в основном в десятилетние циклы), можно обнаружить закономерность: в основе каждой новой конфронтации лежит военное преобладание той страны, которая в предшествовавший период уделяла больше внимания военному строительству и вышла на позицию силового превосходства. В 1998 г. оба государства превысили уровень, за которым их регулярные «пробы сил» способны перерасти в региональный ядерный конфликт. Обе вспышки конфронтации после 1998 г. носили кратковременный характер и не сопрягались для обеих сторон с большими потерями. В целом, по сравнению с серединой прошлого века конфликт обнаруживает тенденцию скорее к затуханию, чем разрастанию, несмотря на то, что потенциальная цена риска подобного разрастания резко увеличивается ввиду ядерного статуса обеих стран. 

Нынешний этап индийско-пакистанских отношений характеризуется превосходством Индии и происходящим на этом фоне улучшении двусторонних связей. Осенью 2003 г. по предложению Пакистана стороны объявили о прекращении огня в зоне соприкосновения войск в Кашмире (до этого артиллерийские перестрелки происходили постоянно). В январе 2004 г. на очередном саммите Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) в Исламабаде состоялась встреча между тогдашним премьер-министром Индии А.Б. Ваджпаи и президентом П. Мушаррафом. После этого уже в феврале 2004 г. стартовали комплексные двусторонние переговоры, имеющие восемь тематических «дорожек». 
        Линия на развитие диалога была закреплена после смены правительства в Дели. По итогам всеобщих выборов в апреле-мае 2004 г. индусско-националистическую коалицию сменила парламентская коалиция во главе с партией Индийский национальный конгресс. Ставший премьер-министром Индии М. Сингх несколько раз встречался с П. Мушаррафом и главой пакистанского кабинета Ш. Азизом. Регулярные контакты продолжились на уровне министерств иностранных дел. Несмотря на все это, прогресс, достигнутый в ходе двухлетних усилий, нельзя признать прорывом7
        Существует некое структурное подобие между современным этапом отношений и периодом 1947-1953 годов – первым периодом индийского преимущества. Как и тогда, сегодня в повестке стоят главным образом три проблемы – кашмирская, водная и самоидентификации, хотя содержание их видоизменилось.

 

 

 

Заключение

В данной работе выполнены  поставленные задачи и таким образом  выяснено, что:

· Индия близка к окончательной разработке и практической реализации своей трёх-ступенчатой ториевой ядерной программы. К 2020 году, по плану, будут построены и ”быстрые”, и тяжеловодные реакторы, работающие на ториевом топливе. Хотя, возможно, останется нерешенной проблема реализации замкнутого ториевого цикла.

· Индия планирует параллельно развивать и свою ториевую программу, и строительство урановых реакторов в сотрудничестве с другими странами, включая США и Россию.

· В будущем возможно сотрудничество Индии с другими странами по строительству относящихся к ториевой программе тяжеловодных реакторов и реакторов на быстрых нейтронах, а также по разработке замкнутого ториевого цикла.

Приходится констатировать, что на современном этапе борьба с такими угрозами безопасности как терроризм, наркомафия и организованная преступность в Южной Азии ведется пока на уровне отдельных государств. 

На долю Индии приходится 73,4% территории Южной Азии, 76,5% населения  региона и около 80% валового национального  продукта, производимого здесь. Сходная  ситуация существует и в военном  отношении. Естественное доминирование  одной страны предопределяет особенности региональной обстановки. 
 

Информация о работе Ядерная программа Индии. Место Индии в системе региональной безопасности