Автор: s**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:44, доклад
Внешняя торговля каждой страны может включать в себя 2 вида операций: экспорт и импорт.
Экспорт – вывоз товаров из страны, продажа их иностранным покупателям.
Импорт – ввоз товаров в страну, т.е. покупка товаров за рубежом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАДЖИКИСТАНА
Факультет: «Делового администрирования и инновационной экономики»
Кафедра:
Внешнеэкономической
деятельности и делового
администрирования»
ДОКЛАД
по дисциплине: «Международная экономика»
тема: «Выигрыш
от внешней торговли»
подготовил: ст.
4-го курса гр. 060600 р.А
Самадов А. А.
приняла:
Алиева Ф.К.
Душанбе – 2011 г.
Внешняя торговля
Внешняя торговля каждой страны может включать в себя 2 вида операций: экспорт и импорт.
Экспорт – вывоз товаров из страны, продажа их иностранным покупателям.
Импорт – ввоз товаров в страну, т.е. покупка товаров за рубежом.
Данные об экспорте и импорте отражаются в торговом балансе. Поскольку экспорт приносит стране доходы, то полученные за счет него средства записываются в доходную часть торгового баланса, а импорт, поскольку он требует затрат (на приобретение товаров у других стран) – в расходную. Соотношение между экспортом и импортом называется сальдо торгового баланса. Оно может быть положительным (когда сумма экспортированных товаров превышает сумму импортированных товаров) и отрицательным (наоборот). Отрицательное сальдо торгового баланса называется дефицитом торгового баланса.
В основе международных экономических отношений вообще и внешней торговли, в частности, лежат два обстоятельства.
Первое – различие природных, человеческих ресурсов, технологий в разных странах мира, которое позволяет нам потреблять многое, что было бы недоступным при отсутствии внешней торговли (кофе, чай, многие виды высокотехнологичных товаров, фруктов и т.д.).
Второе – на производство
Определение мировой цены и объемов торговли
Две страны — Китай и Корея — производят один и тот же продукт — рис. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке риса в Китае устанавливается при цене 100 долл. за 1 т, а в Кореи — при цене 150 долл. за 1 т.
Цена на риса в Кореи выше, чем в Китае, поэтому китайским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в Кореи — покупать более дешевый импортный рис. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения риса на экспорт, спроса на импортный рис и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.
Китайским производителям будет выгодно расширять производство риса и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Кореи (Р > 100). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Китае будут расширять предложение риса, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Китае будут сокращать предъявляемый на рынке спрос.
С другой стороны, корейским потребителям будет выгодно приобретать импортный рис, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Кореи (Р < 150). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Кореи будут увеличивать спрос на рис, но одновременно корейские производители будут сокращать объем предложения.
Итак, по
мере налаживания торговых связей цена
на рис в Китае растет, и его предложение
для продажи на внешнем рынке увеличивается,
а цена в Кореи снизится, и спрос на импорт
растет. В нашем примере равновесие на
мировом рынке достигается при цене 130
долл. за 1 т риса.
Торговля и интересы потребителей
Рассмотрим влияние внешней торговли на интересы потребителей. До установления торговых отношений между странами потребители в Корее продавали 50 тыс. т зерна по цене 150 долл. за 1 т, а потребители в Китае — 60 тыс. т по цене 100 долл. за 1 т. Приобретая рис по этим ценам, потребители получали выигрыш, равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были согласны заплатить за рис, и суммой, которую они фактически платили исходя из сложившейся рыночной цены.
После установления торговых отношений Корея становится импортером риса и цена на ее внутреннем рынке снижается с 150 до 130 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т. Обратная картина наблюдается в Китае как стране-экспортере риса. Внутренняя цена в Китае повышается со 100 до 130 долл. за 1 т. что приводит к падению спроса на рис и. соответственно, его закупок.
Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.
Торговля и интересы производителей
Рассмотрим теперь влияние международной торговли на интересы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи риса — так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене.
После установления внешнеторговых отношений китайские производители риса становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. Что касается корейских производителей риса, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего производства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство.
Таким образом,
в результате развития международной
торговли производители в
Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом
В
целом, рассмотрение рыночного равновесия
с использованием модели "спрос-предложение"
еще раз подтверждает вывод о
том, что развитие международной
торговли дает выигрыш всем странам. Однако
если в стране-импортере этот чистый выигрыш
возникает в результате того, что выгоды
потребителей намного превосходят потери
производителей продукции, конкурирующей
с импортом, то в стране-экспортере, наоборот,
общий прирост благосостояния обеспечивается
за счет большого выигрыша производителей,
хотя потребители несут потери. Этот вывод
принципиально важен для объяснения причин
государственного вмешательства в сферу
внешней торговли.
Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан
Внешнеторговый оборот Таджикистана за 11 месяцев 2008 года составил 4301,4 млн. долларов США, что на 17,9% больше по аналогичного периода 2007 года.
Свыше половины доходов приносит вывоз алюминия, значительна доля электроэнергии, хлопка, фруктов, растительного масла, текстиля.
В общем экспорте этих продуктов, на Нидерланды и Турцию приходится по 25%, Латвию и Швейцарию - по 10%, Узбекистан – 9%, Россию – 7%, Иран - 6%.
Импортируется электроэнергия, нефтепродукты, двуокись алюминия, машины и оборудование, продовольствие. Основные партнеры по импорту это: Россия (20%), Узбекистан (15%), Казахстан (11%), Азербайджан (7%), Украина (7%), Румыния (5%).