Автор: Анна Конивец, 16 Ноября 2010 в 19:50, контрольная работа
Ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принципе невозможно.
Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.
Введение…………………………………………………………………....2
Глава 1 Всемирная торговая организация………………………………..4
§1. История создания…………………………………………………...…4
§2. Задачи ВТО………………………………………………………...…..5
§3. Практические принципы работы ВТО…………………...…………..6
§4. Организационная структура ВТО………………………...…………..9
Глава 2 Россия и Всемирная торговая организация…………………….11
§1. Первые шаги вступления России в ВТО……………………...…….12
§2. Цели и задачи присоединения………………..….…………………..13
§3. Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО...14
§4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………...………...25
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………….30
Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. 3
§4. Организационная структура ВТО.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам4.
Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет
по торговле товарами, в свою очередь,
руководит деятельностью
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет
по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соглашения
ТРИПС, также занимается проблемами,
связанных с международной
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Глава 2 Россия и Всемирная Торговая Организация.
§1. Первые шаги вступления России в ВТО.
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР.
Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника5.
Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.
Процедура вступления в ГАТТ (и ВТО) достаточно сложна. До подачи заявления страна получает статус наблюдателя, чтобы ознакомиться с правилами этой организации, механизмом ее функционирования. Затем подается заявление,; которое рассматривается членами организации. В случае положительного решения формируется рабочая группа, которая занимается обеспечением всех переговоров. Сами переговоры о вступлении условно можно разбить на две стадии. Первая — это изучение экономического механизма вступающей страны (особенно ее внешнеторгового режима). Все эти сведения содержатся в Меморандуме о внешнеторговом режиме. На второй стадии обсуждаются конкретные условия присоединения. По итогам заседаний рабочей группы делается доклад, а также составляется проект протокола по присоединению страны, который содержит основные условия ее вступления. После того как протокол и доклад одобрены высшим органом организации, страна становится полноправным членом этой организации.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России6.
§2. Цели и задачи присоединения.
Членами
Всемирной торговой организации
являются уже 148 стран мира, и в
ближайшие годы их число будет
увеличиваться. Это означает, что
практически всякое государство, претендующее
на создание современной, эффективной
экономики и равноправное участие в мировой
торговле, стремится стать членом ВТО.
Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ.
Их получение и является в прагматическом
смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными
целями присоединения для России можно
считать следующие:
Задача ведущихся переговоров о присоединении
– добиться наилучших условий присоединения
России к ВТО, то есть наиболее выгодного
соотношения преимуществ от вступления
и уступок в виде снижения тарифов и открытия
внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр
экономического развития и торговли Герман
Греф, баланс прав и обязательств России
при вступлении в ВТО должен способствовать
экономическому росту, а не наоборот.
§3. Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО.
В соответствии с
"Изучить
заявку Правительства
Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о внешнеторговом режиме", который был представлен Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т.н. "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами).
Второе заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 4-6 декабря 1995 г. К этому заседанию российская сторона представила дополнения к Меморандуму, охватывающие т.н. "новые" сферы вопросы торговли услугами, вопросы прав интеллектуальной собственности, меры инвестиционной политики, а также ответы на 495 дополнительных вопросов стран-членов7.
Третье заседание Рабочей группы состоялось 28-31 мая 1996 г. Оно было посвящено предметному обсуждению российских документов по проблематике "новых" сфер, а именно услуг, вопросов охраны интеллектуальной собственности и инвестиционных мер, связанных с торговлей, а также 394 ответов на дополнительные вопросы стран-членов.
По итогам третьего заседания Рабочей группой было принято решение о завершении в первом чтении российского Меморандума о внешнеторговом режиме и о переходе к обсуждению отдельных вопросов, требующих, по мнению членов Рабочей группы, дополнительного рассмотрения. В качестве таких вопросов на четвертое заседание были выделены вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки, сельского хозяйства и обзор развития законодательства в области экономики и торговли.
Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15-16 октября 1996 г. На открытом заседании 15 октября были детально обсуждены вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки и обзор развития законодательства. 16 октября в рамках неформального заседания были рассмотрены проблемы российского сельского хозяйства в контексте переговоров о присоединении
По итогам четвертого заседания Секретариат ВТО по поручению Рабочей группы подготовил неофициальную памятную записку с кратким изложением прошедших обсуждений ("Aide Memoire").
На
пятое заседание Рабочей
В период проведения пятого заседания Рабочей группы были также проведены двусторонние консультации с США, ЕС, Японией, Швейцарией, Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой.
По итогам пятого заседания Рабочей группы Секретариат ВТО также подготовил соответствующую памятную записку ("Aide Memoire"). Данные документы затем будут использованы при подготовке проекта Протокола о присоединении6.
На шестое заседание Рабочей группы, которое прошло 22-23 июля 1997г. в неофициальном формате, были вынесены вопросы обзора развития российского законодательства, включая законодательство в области правительственных закупок, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных норм и сельского хозяйства. Кроме того, была проведена целая серия двусторонних консультаций с заинтересованными странами по пунктам повестки дня. По итогам заседания Секретариатом также была подготовлена памятная записка в отношении проблематики технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных норм.
На седьмом заседании Рабочей группы (9 и 11 декабря 1997 г.) в официальном формате были рассмотрены вопросы: развития российского законодательства, промышленных субсидий, мер инвестиционной политики (ТРИМс) и преференциальных торговых соглашений2.
По завершении официального заседания было проведено заседание в неофициальном формате, в ходе которого продолжился обмен мнениями по вопросам регулирования российского сельскохозяйственного сектора. Помимо этого, была проведена серия двусторонних консультаций российской делегации с заинтересованными странами по вопросам пунктов повестки дня, а также вопросам технических барьеров в торговле.