Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить вопрос о новом международном учреждении – ВТО.
Предметом исследования явились история создания ВТО и отношения России с ВТО.
Объект - Всемирная Торговая Организация.
Задачи курсовой работы:
1.Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений.
2.Изучить цели, принципы, функции ВТО.
3.Выявить основные преимущества и проблемы ВТО.
4.Рассмотреть путь вступления России в ВТО.
5.Осознать значение вступления России во Всемирную торговую организацию.
Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли.
Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно.
9-13 ноября 2001г. В катарском городе Доха состоялась четвертая министерская конференция. В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО.
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 года, хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.
В декабре 2003года и феврале этого же года состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП.
27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Доработка модальностей отложена на следующий этап переговоров. Документ предусматривает также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Хотя для большинства стран «июльский консенсус» стал весьма непростым решением, данный документ имеет важное политическое, а также психологическое значение для стран-членов в плане преодоления «канкунского» синдрома [9,c.63].
Впервые проблемы ВТО были затронуты на 4 министерской конференции в Дохе, который был посвящен нуждам и интересам развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, подняли целый ряд проблем и вопросов, касающихся осуществления соглашений Уругвайского раунда. Некоторые из этих вопросов вынесены в отдельный протокол «Решение о вопросах осуществления», многие из которых имеют эффект немедленного действия как, например: сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры и технические ограничения в торговле, текстиль, анти-демпинг, субсидии и компенсационные меры, ТРИПС [9,c.13]
Очевидно, что развивающиеся страны должны были получить некоторые «уступки» за согласие реализовать обязательства, принятые во время Уругвайского раунда. Тем не менее, положения, имеющие эффект немедленного действия, хотя и не несущественны, но и не являются главными уступками.
В настоящее время наиболее актуальными проблемами, требующими своего решения, участники многосторонних переговоров по линии ВТО считают следующие:
1. Проведение кардинальных реформ в области сельского хозяйства
2. Эффективное содействие развитию. США и ЕС негативно оценивают концепцию предоставления широких льгот государствам с низкими доходами на душу населения, признавая в то же время необходимость помощи эти странам.
3. Совершенствование системы урегулирования споров.
4. Обеспечение доступа слаборазвитых стран к дешевым лекарствам
5. Либерализация в секторе услуг.
В рамках ВТО идет острая борьба за корректировку того, что было достигнуто в итоге Уругвайского раунда, то есть так называемой "Правовой системы ВТО" [11].
В эту систему был собран довольно пестрый набор принципов и правил международной торговли. Многие из этих документов были созданы еще в 40-50 годы прошлого века (ГАТТ 1947). Другие появились в конце 70-х годов и получили свое развитие позже в правовых документах ВТО или родились уже в период деятельности организации.
Баланс прав и обязательств соглашений ВТО основательно сдвинут в сторону интересов Севера. Развивающиеся страны не смогли включить в них в полном объеме так называемый дифференцированный и более благоприятный режим, то есть право их брать на себя такие обязательства, которые соизмеримы с их экономическими возможностями. Это не дало возможности многим развивающимся странам (по меньшей мере 60) реально включиться в правовую систему ВТО, реформировать свое законодательство. Во многих развивающихся странах отсутствовали квалифицированные кадры, финансовые и материальные ресурсы, необходимые для перевода национального административно-правового механизма на нормы ВТО. Развивающиеся страны стоят за то, чтобы круг ведения ВТО был ограничен вопросами торговли товарами и услугами в том виде, в котором они включены в деятельность ВТО.
Развитые страны настаивают на включение в сферу интересов ВТО таких вопросов, как торговля и инвестиции, торговля и конкурентная среда, торговля и экология, торговля и трудовые стандарты и другие. Эти вопросы получили название "Сингапурские вопросы", по месту проведения Первой конференции министров стран-членов ВТО, где они и были подняты.
Многие соглашения ВТО носили незавершенный характер. Некоторые положения были сразу же отнесены на будущие переговоры. Это так называемая "встроенная повестка дня переговоров" привела практически к непрерывности в переговорном процессе. С середины 90-х годов XX века появились новые договоренности: Соглашение о базисных телекоммуникациях, Соглашение о финансовых услугах, Декларация об электронной торговле и другие. Переговоры по этим проблемам показали, что интересы стран-членов ВТО значительно расходятся. В основе этого лежат серьезные объективные причины и, в первую очередь, существенные изменения, которые произошли в международной торговой системе[9,c.24].
Уже в 2003 году объем мирового экспорта составил 7,3 трлн. долларов, мировой экспорт услуг около 1,8 трлн. долларов. Международная торговля превысила одну треть ВВП всех стран мира. Зависимость практически всех стран от процессов, идущих в мировой торговле, достигла беспрецедентно высокого уровня. Это поставило вопросы развития внешней торговли в центр внимания политических и государственных лидеров всех стран мира.
В итоге стала происходить определенная политизация деятельности ВТО и в повестку переговоров, идущих в ее рамках, была добавлена политическая составляющая: вопросы создания открытой, справедливой и равноправной мировой торговой системы, основанной на справедливых правовых нормах.
Как и в 70-80х годах XX века, вышла на поверхность проблема создания равных условий конкуренции для неравных партнеров и связанная с этим проблема более широкого применения дифференцированного и более льготного режима для развивающихся государств. Все более активно поднимаются вопросы снижения торговых барьеров для товаров, экспортируемых развивающими странами, в требуемых последними размерах, дальнейшего развития в этом направлении правовой системы ВТО.
В начале XXI веке геополитические, да и экономические позиции развивающихся стран заметно укрепились. Среди них отчетливо обозначились свои центры - Индия, Бразилия, Китай. Развивающиеся страны активно борются за то, чтобы их внешняя торговля и мировая торговля в целом в большей мере служили инструментами развития собственных экономик [8, c.59].
При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.
Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того, партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих стран.
В действительности необходимые корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений. “При разработке торговой политики голоса, выступающие против изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие изменения, необходимые для развития экономики”. Ведение национальной торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным секторальным интересам.
Итак, членство в ВТО - это не просто вступление в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе.
2. Россия и Всемирная торговая организация
2.1 Путь России во Всемирную торговую организацию
Россия, как и СССР в 1946 году, организацию приветствовала и немедленно выразила намерение в нее вступить. Но история с провалом МТО произвела слишком сильное впечатление на западные страны, и они особого энтузиазма не высказывали. Значительную роль в том, что Россию долго не хотели принимать в ВТО, сыграл пример развивающихся стран, которые, вступив в организацию, занялись делом либерализации явно без охоты – и постоянно жаловались на то, что богатые страны эксплуатируют и преследуют собственные интересы. После того как в ВТО вступил еще один постоянный член Совбеза ООН – Китай, отношение к России стало едва ли не более осторожным. С самого начала западные страны обвинили Китай в невыполнении своих обязательств, в частности – в явном нежелании бороться с нарушениями прав интеллектуальной собственности. Развивающиеся страны, наоборот, приободрились, полагая, что Китай встанет на их сторону в противостоянии с США. И Евросоюзом. Наконец, значительную роль сыграли и постоянные торговые конфликты США и Евросоюза между собой.
И вот в ноябре 2006 года США присоединились к европейцам, одобрив российское вступление в ВТО. Надо заметить, что администрация президента Буша убеждает американскую общественность в том, что вступление России пронесёт выгоду США: Россия закупает американских сельскохозяйственных товаров на 1 миллиард долларов в год (при этом является главным потребителем американской курятины), а американских промтоваров - на 2-3 милллиардов. А после вступления в ВТО будет покупать американскую продукцию ещё лучше. При этом Россия ещё и выразила готовность бороться с пиратством в Интернете и с подделками CD и DVD и даже согласилась через некоторое время на открытие филиалов иностранных страховых фирм. Стремление американских властей оправдать вступление России в ВТО неудивительно – конгресс постоянно ставит вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания в ВТО самих США [6,c.75].
Непосредственно со дня присоединения России к ВТО ни одна пошлина не уменьшается, либерализация тарифов по отдельным позициям осуществляется в течение переходных периодов продолжительностью от года до семи лет, в зависимости от «чувствительности конкретной позиции для отечественных секторов промышленности». Тарифные квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы будут действовать в сегодняшнем виде до 2009 года, после чего их действие может продлеваться на неограниченный период, зависящий «от нашей позиции». Как обещает МЭРТ, «облегчится импорт сырья, недостающего пищевой промышленности, что позволит насытить потребительский рынок и обеспечить благоприятные условия для развития животноводства и перерабатывающих секторов агроиндустрии»[17] Останется неизменной заградительная пошлина на спирт, но при этом снизятся с 20 до 12% ставки пошлин на иностранные вина и коньяки, шампанское и виски. Средневзвешенная ставка российских пошлин на сельскохозяйственные товары снизится примерно на три процентных пункта. Американская газета The Wall Street Journal с удовлетворением подчеркивает, что снижение пошлины коснется не только мяса, но и «биотехнологических продуктов» МЭРТ комментариев по этому поводу не дает. Примерно на столько же, с 11,1 до 8,2%, снизятся и импортные пошлины на ввоз промышленных товаров. Как отмечает та же The Wall Street Journal, «ставка станет ближе к таможенным платежам, установленным в США, Европейском союзе и Японии, и ниже тех, что установили Бразилия и Индия».
При этом будут снижены, а в ряде случаев отменены пошлины на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье. Будут «переведены на платежный уровень» ставки пошлин на обувь, бытовую технику, что, по мнению экспертов МЕРТ, позволит исключить серые и черные схемы импорта. Кроме того, будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. В частности, в течение трех лет будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу.