Всемирная торговая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 05:50, доклад

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Работа содержит 1 файл

Всемирная торговая организация.docx

— 47.50 Кб (Скачать)

     В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными  последствиями: многие предприятия, а  возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и  пищевой промышленности). Это потребует  крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих  мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров  по ВТО.

     Поскольку российским производителям придется конкурировать  с зарубежными и на внешнем, и  на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере  кризисные явления могут развиваться  по двум основным направлениям.

     С одной стороны, зарубежными фирмами  обязательно будут предъявлены  – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

     С другой стороны, на внутреннем рынке  резко усилится конкуренция с  более дешевыми и качественными  товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым  экспертным оценкам, только 25% отечественных  предприятий смогут конкурировать  на внутреннем рынке с иностранными производителями. Для остальных  снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной  продукции из Европы, Азии и других стран.

     Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей  стране продолжаются острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

     Критика

     Заявленная  цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям (транснациональным) и богатым странам.

     Критики полагают, что небольшие страны имеют  очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.

     В частности, деятельность ВТО часто  подвергается критике и осуждению  со стороны антиглобалистов.

     Противоречия  между странами-членами  ВТО.

     Хотя  устав ВТО декларирует равноправие  всех стран-участниц, внутри этой организации  существуют сильные объективные  противоречия между развитыми и  развивающимися странами.

     Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком  квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего  мира» могут импортировать в  основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая  свою текстильную промышленность и  агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

     Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени  практически все страны. Поэтому  взаимное снижение протекционистских  барьеров становится довольно трудным  процессом.

     Либерализация мировой торговли затрудняется также  тем, что развитые и развивающиеся  страны сильно различаются по экономической  силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают  страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую  систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В  свою очередь, развитые страны справедливо  отмечают, что многие государства  откровенно спекулируют на своей  слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

     Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся  стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой –  главным образом в странах  «третьего мира» – торговых марок  известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого  Севера» заинтересованы гораздо  сильнее, чем государства «бедного Юга».

     Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и  развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран  в ВТО резко повышает приток в  них иностранных инвестиций. Поэтому  страны-члены ВТО ищут и находят  компромиссные решения трудных  проблем.

     Стратегией  развития ВТО стало постепенное  привлечение в нее все новых  и новых стран, но при этом чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.

     Льготы  для новых стран-участниц хорошо заметны, прежде всего, в уровне тарифов  на импортные товары. Если сравнить средний уровень тарифов стран-членов ВТО (табл. 1) с теми условиями, на которых  в ВТО входили некоторые страны (табл. 2), то заметно привилегированное положение новых членов. Им часто разрешают применять более высокие импортные тарифы, чем в среднем в ВТО; к тому же и эти тарифы они вводят после многолетнего переходного периода. Таким образом, новые участники ВТО могут сразу получать выгоды от снижения пошлин на экспорт своих товаров за рубеж, а трудности от снижения протекционистской защиты ослабляются.

     Борясь  против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают  к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры. Впрочем, подобного рода конфликты часто возникают не только между развитыми и развивающимися, но и между разными развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.

Информация о работе Всемирная торговая организация