Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:30, контрольная работа
Сущность внешнеэкономической деятельности, ее составные части. Два основных типа внешнеторговой политики. Среднесрочные перспективы развития внешней торговли России.
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Понятие внешнеэкономической политики………………………. 4
1.1. Структура торговли……………………………………..……. 6
1.1.1. Экспорт………………………………………………......... 6
1.1.2. Импорт…………………………………………………….. 8
2. Методы регулирования внешней торговли……………………..... 11
3. Перспективы развития внешней торговли………………………. .17
Заключение……………………………………………………………………… 18
Список используемой литературы…………………………………………….. 19
Приложения……………………………………………………………………..
Доля
импорта продовольственных
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 16,6% (в январе-феврале 2010 года - 18,7%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 27,8%.
Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе-феврале 2011 года составила 7,4% (в январе-феврале 2010 года - 7,5%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем-февралем 2010 года на 40,5%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-феврале 2011 года составил 5,9% (в январе-феврале 2010 года - 5,7%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-февралем 2010 года возрос на 50,4%, а физический - на 56,6%.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-феврале 2011 года доля машин и оборудования составила 34,5% (в январе-феврале 2010 года - 22,7%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-февралем 2010 года возрос на 71,7%.
Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-феврале 2011 года составил 21,3% (в январе-феврале 2010 года - 18,7%), продовольственных товаров и сырья для их производства - 14,9% (15,1%), топливно-энергетических товаров - 7,0% (15,2%), продукции химической промышленности - 8,9% (9,6%), текстильных изделий и обуви - 5,1% (4,5%).
Рост
стоимостных объемов импорта
из стран СНГ по сравнению с
январем-февралем 2010 года наблюдался по
всем укрупненным позициям товарной
номенклатуры, исключение составили
топливно-энергетические товары (снижение
на 48,4%). Увеличение стоимостного объема
ввоза вызвано в основном ростом импорта
(физических объемов) черных металлов
и изделий из них - на 10,2 %, мяса свежемороженного
- на 81,3%, масла растительного - в 5,6 раза,
нефтепродуктов - на 53,0%, древесины и целлюлозно-бумажных
изделий - на 68,6%, пластмассы и изделий
из нее - в 2,4 раза.
Методы
регулирования внешней
торговли
Государство во все времена стремилось регулировать отношения на внешнем рынке, использовать их в политических целях, сопрягая их с задачами внешней политики. Объективные законы развития рынка используются в конкретных социально-политических условиях. С помощью государства вырабатывается такая экономическая политика, которая непосредственно служит интересам определенных общественных сил. Её органической составной частью является внешнеторговая политика как система мер государства по регулированию и управлению внешнеторговой деятельностью.
Существует два основных типа внешнеторговой политики:
1.Фритрэдэрство.
2.Протекционизм.
Политика фритрэдэрства означает, что государство использует такую систему торгово-политических мероприятий, которые допускают свободный экспорт и импорт товаров. Но это не означает отсутствие регулирующей роли государства. Государством проводится сознательная политика по созданию благоприятных условий на внутреннем рынке для ввозимых без значительных ограничений импортных товаров. Сторонники рыночного консерватизма отстаивали свободу торговли, т. к. в ней воплощены все законы рыночной экономики в первозданном виде, саморегуляция экономических отношений. Свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополизм. Свобода импорта продукции из-за рубежа – мощная конкуренция собственному производству, заставляющая производителей снижать издержки производства, всесторонне использовать достижения научно-технического прогресса.
В
противоположность
Основные причины, побуждающие следовать протекционистской политике:
1.Сохранение
необходимых государству
2.Защита молодых отраслей производства от разрушительных последствий иностранной конкуренции.
3.Обеспечение
стабильной занятости в
Выбор типа внешнеэкономической политики должен активно способствовать усилению позиции страны в системе мирохозяйственных связей. Именно этой задаче сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей России. Следует обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и протекционизма с учетом специфики состояния ее экономики и потенциальных возможностей мирохозяйственных связей.
Опыт последних лет показал, что трактовка свободы торговли как ускоренной либерализации (именно так она рассматривается в ходе российских реформ) может привести и уже приводит к негативным последствиям: снижению отечественного промышленного потенциала; разрушению отраслей и отдельных предприятий; консервации диспропорций в структуре народно-хозяйственного комплекса; усилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран; снижению "качества" структуры отечественного экспорта и импорта; потере национальными производителями части внутреннего рынка и т. д.
При либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за ослабления стимулов к развитию как импортозаменяющих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но могущих зависеть от процессов либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не может сразу компенсировать ее падение в других сферах. Предприятия экспортного направления не успевают поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
Реализация фритрэдэрской модели в чистом виде в переходных экономиках затруднена. Постсоциалистические страны вступили в конкуренцию на мировом рынке в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии являются сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.
Однако надо отметить, что ослабление протекционизма в этих странах, выразившееся в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в более эффективное производство. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона после начала реформирования экономики, либерализации внешней торговли ежегодный прирост ВВП составил 5-6 %, а внешней торговли-9-10 %.
Для регулирования внешней торговли государство использует методы, которые можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Протекционизм часто осуществляется для пополнения доходов государственного бюджета. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт. Однако, чем эластичнее спрос, тем больше возрастают доходы государства при ослаблении протекционизма. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответную реакцию со стороны других. Экономические противоречия между странами могут обостриться и привести к отрицательным последствиям для каждой из них, в частности, к ухудшению платежного баланса той или иной страны.
В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным - квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.
Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью чрезмерно высоких барьеров (таможенных или иных), оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что, в конечном счете, приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.
Усиление протекционизма отрицательно сказывается на развитии производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах, комплектующих изделиях. От повышения пошлин выигрывает небольшая часть отечественных производителей, которые, становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества. Защищаемые отрасли теряют стимул к совершенствованию производства. Все это ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.
Современная торговая политика имеет, кроме защитного, и наступательный арсенал - меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно-конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним и т. п. Именно сюда сместился центр тяжести во внешнеэкономической политике развитых государств: содействие правительственных организаций расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государства в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.
В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей. Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены лишь в 1995 году.
Отсутствие
в России целого ряда необходимых
для нормального
Перспективы
развития внешней
торговли РФ
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.
Имеются
возможности для стабилизации и
расширения традиционного
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По
мере развития отечественного сельского
хозяйства и легкой промышленности,
очевидно, в российском импорте будет
сокращаться доля потребительских товаров,
и увеличиваться доля инвестиционных
товаров - машин и оборудования.
Заключение
В заключение изученного материала можно сделать вывод.
Внешняя
торговля России ни по своему объему, ни
по структуре экспорта и импорта не соответствует
экономическому потенциалу страны. Более
полное использование ее конкурентных
преимуществ и преодоление присущих ей
недостатков возможно только в процессе
возрождения экономики страны, создания
полноценной системы государственной
поддержки ее экспортного потенциала.