Полноправное членство
в ВТО даст Республике Беларусь возможность
стать участником процесса многостороннего
регулирования мировой торговли,
что будет способствовать снятию существующих
преград продвижению товаров и услуг на
рынке других стран.
Среди преимуществ, позволяющих
активизировать внешнеторговую деятельность
Республики Беларусь посредствам вступления
в ВТО, можно выделить следующие:
- возможность получения доступа к рынкам около 140 государств мира, внешнеторговые отношения с которыми основываются на долговременной стабильной основе;
- возможность отстаивать и защищать свои интересы в отношениях с внешнеторговыми партнерами в соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами и правилами;
- получение режима наибольшего благоприятствования, позволяющего пользоваться постоянно снижающимися таможенными тарифами стран-участниц ВТО;
- снижение потерь от применения к белорусским товарам мер дискриминационного характера;
- получение доступа к механизму решения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов страны в случае их ущемления торговыми партнерами;
- возможность проведения внешнеторговой экспансии путем участия в системе многосторонних торговых переговоров, которая заменит громоздкую систему многочисленных двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. [1, с.105]
Особо следует подчеркнуть
значение использования международной
правовой системы ВТО для защиты
экономических интересов страны. При вступлении
в ВТО Республика Беларусь получит определенные
права и обязанности как «члена-экспортера»
и «члена-импортера». У нее появится возможность
защищать себя от «серьезного вреда» своим
интересам и от «потери или уменьшения
прибылей», если субсидированный экспорт
стран - торговых партнеров будет оказывать
отрицательное воздействие на экспорт
Беларуси. В этом случае республика имеет
право обратиться за помощью, что в результате
приведет к прекращению субсидий или даст
ей право для принятия контрмер. Как «член-импортер»
Беларусь сможет обращаться за помощью,
если субсидируемый импорт из другой страны
наносит ущерб отечественной промышленности.
Кроме того, появится возможность
использовать институциональный механизм
для проведения объективного расследования относительно
применения торговым партнером субсидий,
их объемов, а также о наличии ущерба, потере
или уменьшении прибыли.
Большое значение для
Республики Беларусь имеет также
получение правовой основы для устранения
дискриминационных мер (количественных ограничений,
антидемпинговых, компенсационных и защитных
мер), применяемых отдельными экономически
более развитыми государствами к белорусским
товарам. Полноправное членство в ВТО
уменьшит риск одностороннего произвола.
При этом чрезвычайно важно, чтобы в ходе
разрешения конфликтов с помощью используемых
в ВТО механизмов и процедур разрешения
споров принимались во внимание специфические
экономические условия Беларуси.
С другой стороны, после
вступления в ВТО Беларусь должна
реализовать основной принцип этой организации
и в значительной степени либерализовать
внешнеторговый режим. Этот процесс может
вызвать негативные последствия, связанные:
- с ухудшением финансового состояния белорусских предприятий в результате быстрого открытия экономики для иностранной конкуренции;
- с вытеснением отечественных предприятий, в первую очередь нерентабельных, из важных секторов экономики;
- с временным ростом безработицы. [1, с.106]
Введение режима
свободной конкуренции товаров
и услуг может привести и к ухудшению структуры экспортно-импортных
потоков, снижению эффективности экспорта,
ухудшению показателя внешнеторгового
баланса.
Таким образом, «открытие»
национальной экономики должно быть
постепенным, опирающимся на разумное
сочетание мер либерализации и протекционизма. Интеграция Беларуси
в систему мирохозяйственных связей будет
способствовать ее вступлению во Всемирную
торговую организацию, но не любой ценой,
а с учетом интересов национальной экономики.
Это позволит развивать внешнеторговые
отношения с другими странами на долговременной
стабильной основе, отстаивать и защищать
национальные интересы в торгово-экономических
отношениях с партнерами на общепринятых
в мировой практике правовых положениях
и сложившихся традициях.
3 Активизация внешнеэкономической политики
и международного сотрудничества
Продвижение Республики
Беларусь по пути устойчивого развития
в решающей степени зависит от качественного
расширения ее связей с внешним миром.
Это обусловлено ориентацией важнейших
отраслей производства и сферы услуг на
внешний рынок и существенной зависимостью
белорусского сырьевого рынка от импорта.
Углубление интеграции
Республики Беларусь в мировое сообщество
является стратегической задачей. Внешнеторговая
политика строится на основе международных
норм и демократических стандартов, соблюдения
международных договоренностей, многовекторности
и либерализации внешнеторговых связей.
Основная цель внешнеэкономической
политики Республики Беларусь – эффективное участие в международном
разделении труда на основе использования
конкурентных преимуществ страны для
повышения уровня и качества жизни населения
посредством реализации достижений научно-технического
прогресса, динамичного развития экономики
и социальной сферы при сохранении воспроизводственного
потенциала природного комплекса страны
как части биосферы Земли в интересах
нынешнего и будущих поколений.
В связи с этим важнейшими
задачами должны стать:
- создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта;
- расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями;
- участие страны в международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.
Для их решения в прогнозируемый
период до 2020 г. необходимо осуществить
комплекс основных мероприятий:
- продолжить курс на либерализацию внешней торговли при условии обеспечения экономической безопасности и защиты социально-эколого-экономических интересов страны во внешнеэкономической деятельности;
- проводить в рамках общепринятых процедур политику разумного протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей при сохранении адекватной конкурентной среды;
- обеспечить реализацию конкурентных преимуществ страны при осуществлении внешней торговли;
- создать условия для привлечения зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;
- развивать инфраструктуру внешней торговли, включающую товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети. [11, с.149]
Так, в целях упрощения условий осуществления
внешней торговли, в январе 2011 – июне 2011
гг. реализованы следующие мероприятия:
- внедрена автоматизированная система электронного декларирования ввоза/вывоза товаров на/с территории Республики Беларусь. За период с января 2011 г. по май 2011 г. в системе электронного декларирования оформлено порядка 250 000 электронных таможенных документов, в том числе задекларировано порядка 95% всех экспортируемых товаров и более 30% от общего количества импортируемых товаров. Внедрение системы электронного декларирования ввоза/вывоза товаров позволило сократить время на таможенное оформление товаров в 8 раз (с 4-6 часов до 10-15 минут). В рамках мероприятий по расширению применения системы электронного декларирования ввоза/вывоза товаров таможенными органами Республики Беларусь завершена работа по формированию единого информационного ресурса, в котором в виде электронных документов накапливаются сведения из ранее выданных органами государственного управления и иными ведомствами лицензий (разрешительных документов). В дальнейшем субъекты внешнеэкономической деятельности могут повторно не предъявлять при таможенном декларировании товаров данные лицензии (разрешительные документы), что является практической реализацией принципа «одного окна» при таможенном декларировании товаров. На практике это позволяет сократить время на рассмотрение и учет разрешительных документов на 1-2 часа;
- внедрена система предварительного информирования о перемещении товаров через границу Республики Беларусь. Применение данной системы позволяет ускорить проведение таможенных процедур еще до фактического перемещения товаров через границу. В результате сокращение временных затрат составило порядка 50-60%, стоимостных – 20-25% (от стоимости соответствующих услуг таможенных агентов). По состоянию на май 2011 года, порядка 27% ввозимых на территорию Республики Беларусь товаров оформляются с применением системы предварительного информирования;
- развитие системы анализа и управления рисками. Таможенными органами Республики Беларусь разработана и применяется Концепция системы анализа и управления рисками на период 2010-2015 гг. и в перспективе до 2020 года. Реализация данной Концепции позволяет создать партнерские взаимоотношения между таможенными органами и субъектами хозяйствования, а также повышает безопасность международной цепи поставок товаров. Таможенный досмотр в настоящее время проводится с учетом анализа наличия оперативной информации о возможном нарушении правил ввоза/вывоза товаров, соответствующего профиля риска и индикатора риска. На практике это позволяет сократить количество досмотров перемещаемых товаров и грузов (транспортных средств) примерно в 5 раз. Соответственно сократились и временные издержки субъектов внешнеэкономической деятельности на перемещение товаров;
- обеспечено расширение области применения системы единого расчетного и информационного пространства. В целях предоставления субъектам внешнеэкономической деятельности возможности использования современных платежных инструментов для проведения расчетов по таможенным платежам, проведена работа по подключению таможенных органов к единому расчетному и информационному пространству (ЕРИП). Так, в целях подключения таможенных органов к ЕРИП между Национальным банком и Государственным таможенным комитетом заключен договор от 31 августа 2010 г. № 47/2010/398/Д, а также разработан Регламент информационного обмена между Национальным банком и Государственным таможенным комитетом. В марте 2011 г. реализованы технические мероприятий по подключению таможенных органов к ЕРИП и проведены тестовые платежи по выборочным таможенным органам. В настоящее время осуществляется поэтапное обновление соответствующего программного обеспечения банков (их филиалов и отделений) Это позволяет субъектам ВЭД производить уплату таможенных платежей с использованием банкоматов, терминалов, через сеть Интернет. В итоге сокращение временных затрат на проведение расчётов по таможенным платежам составляет до 5-8 часов;
- обеспечено сокращение номенклатуры продукции (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия. За период с 2008 по 2010 гг. указанное сокращение составило порядка 40%. Кроме того, 31 декабря 2010 г. принят Закон Республики Беларусь № 228-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». Так, изготовителю и поставщику продукции предоставляется возможность замены по своему выбору декларирования соответствия, осуществляемого самим изготовителем и поставщиком, сертификацией соответствия продукции с участием органа по сертификации, Кроме того, Закон направлен на дальнейшее сокращение перечня продукции (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Замена сертификации соответствия на декларирование соответствия позволяет сократить стоимостные затраты субъектов внешнеэкономической деятельности при прохождении соответствующих процедур до 80%. Кроме того, временные затраты на проведение процедур по декларированию соответствия составляют порядка 2-х дней;
- снижение стоимостных затрат субъектов внешнеэкономической деятельности на перевозку товаров. В целях сокращения стоимостных затрат субъектов внешнеэкономической деятельности на перевозку товаров автомобильным транспортом Министерством транспорта: отменены нормативные правовые акты по утверждению норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта; разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок возврата НДС на топливо, приобретенное на территории Республики Польша, на условиях принципа взаимности. [16]
В соответствии с реализацией
принципа многовекторности в международном
сотрудничестве определены следующие
приоритеты:
- углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран Содружества Независимых Государств, в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийского Экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание Единого экономического пространства в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ);
- включение страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции в связи с расширением Евросоюза;
- активизация внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Стратегическими мерами во
внешнеэкономической политике Беларуси
с ЕС должны стать:
- четкая регионально-страновая ориентация экспорта и экономическая выгода от внешней торговли;
- диверсификация структуры экспорта на рынках ЕС;
- перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО, с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
- совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала.
Для расширения
взаимоотношений с Евросоюзом необходимо
проводить работу по эффективному включению
белорусской экономики в европейские
международные экономические, финансовые,
научные, экологические структуры, содействовать
углублению такого сотрудничества, развивать
межрегиональные хозяйственные связи.
Необходимо принимать активное участие
в многостороннем политическом и экономическом
диалоге в рамках Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе, Европейской
патентной организация, Европейской конференции
министров транспорта и других международных
и региональных организаций.
Следует активизировать
внешнеэкономическое сотрудничество
с соседними государствами, вступившими
в Европейский Союз, что обусловлено
географической близостью и делает привлекательным развитие
трансграничного сотрудничества.
Перспективным
является расширение внешнеэкономических
связей со странами Юго-Восточной Азии,
особенно с быстро развивающимися Китаем
и Индией.
Для расширения
внешнеэкономической деятельности
предстоит активизировать участие Республики
Беларусь в работе международных экономических
и финансовых организаций: Международного
Валютного Фонда, группы Всемирного Банка,
Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР), Организации ООН по промышленному
развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по транснациональным
корпорациям и инвестициям. Сотрудничество
с такими экспертными международными
организациями обеспечит накопление опыта
в области внешнеэкономической деятельности,
необходимого для ускорения процесса
либерализации торговли и закрепления
Республики Беларусь на мировых рынках.
Перспективной
формой интеграции экономики Республики
Беларусь в систему мирохозяйственных связей
явится формирование финансово-промышленных
групп (ФПГ) и транснациональных корпораций
(ТНК), обеспечивающих внедрение социально-эколого-экономических
передовых разработок. Для этого предусматривается
развивать интеграционные отношения с
участием межгосударственных финансовых
и нефинансовых корпораций, создавать
транснациональные структуры, межгосударственные
альянсы предприятий. Статус малой индустриальной
страны позволяет Республике Беларусь
развивать стратегию проникновения в
межстрановые ФПГ или ТНК путем вхождения
в них белорусских предприятий. Чем в большее
число международных производственно-технологических
цепочек будет включена экономика Республики
Беларусь, тем она будет иметь более устойчивый
потенциал развития.
Одним из направлений
устойчивого развития Республики Беларусь
является создание и развитие свободных
экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности
необходимо осуществлять с учетом приоритетов
структурно-инвестиционной политики,
создания полюсов ускоренного роста путем
привлечения иностранных инвестиций,
стимулирования развития экспорта и импортозамещающих
производств, внедрения современных технологий
и новых методов хозяйствования. Создание
и функционирование СЭЗ связывается с
либерализацией и активизацией внешнеэкономической
деятельности, отработкой рыночной модели
развития, обеспечением благоприятных
условий для экономического развития
регионов страны, созданием новых рабочих
мест, ускорением научно-технического
прогресса.
Стратегия развития каждой
СЭЗ направлена на увеличение роли
и значимости в хозяйственной жизни регионов
и страны в целом. Для этого к 2020 г. намечается
в среднем в 2,5–3 раза повысить удельный
вес СЭЗ в общем объеме производства и
экспорта продукции, что потребует создания
производственной инфраструктуры, приемлемой
для реализации средних и крупных инвестиционных
проектов, основанных на современных наукоемких
технологиях.