Внешняя торговля и инвестиционное сотрудничество РФ и ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 02:03, реферат

Описание работы

Глубокие экономические и политические изменения, которые произошли на рубеже 80-90-х годов в Европе, во многом определили дальнейшее развитие всего мирового хозяйства. Объединение Германии, ставшее возможным в результате распада социалистического лагеря, а затем и СССР, в известной степени ускорило европейские интеграционные процессы и практически окончательно определило европейского лидера, которым и стала Германия.
В результате этого события коренным образом изменилась ее роль не только в Европе, но и в мире в целом, а следовательно, произошли изменения во взаимоотношениях со странами - партнерами, в том числе и с Российской Федерацией.
По ряду причин - исторических, географических, политических и экономических - Германия занимает особое положение во внешнеэкономических связях России, являясь ее крупнейшим внешнеторговым партнером. В свою очередь экономические и политические интересы России обуславливают ее заинтересованность в определении взаимовыгодной основы сотрудничества с Германией .
Целью данной работы является исследование внешней торговли и инвестиционного сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Республики Германии. Проблемы и перспективы отношений.

Содержание

Введение
Экономические отношения России и Германии
Инвестиционное сотрудничество
Правовая база Российско-Германского торгово-экономического сотрудничества
Межрегиональное сотрудничество
Заключение

Работа содержит 1 файл

взаимоотношения РФ и германии.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Наиболее  известные германские инвесторы  в реальном секторе экономики: «КНАУФ» (производство строительных материалов) – около 1 млрд. евро, «МЕТРО» (оптовые  торговые сети) – около 500 млн. евро, «VW» - 500 млн. евро, «КЛААС» (производство зерновых комбайнов) – 20 млн. евро. Стоит так же отметить приобретение германским концерном «Даймлер» (Daimler) 10%  пакета акций российского ОАО «КамАЗ» на  сумму 250 млн. долл. в ноябре 2008 года.

     В настоящее время в России насчитывается  более 4,6 тыс. фирм с участием германского  капитала. Перспективные направления  инвестиционного сотрудничества с  Германией: автомобилестроение, деревообрабатывающая промышленность, авиастроение, металлургия, электротехническая промышленность, транспортное и энергетическое машиностроение, производство строительных материалов.

     Сумма накопленных российских инвестиций в Германии, по данным Росстата, за первый квартал 2009 г. составила 2,3 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – 107 млн. долл. и 2,2 млрд. долл. прочих инвестиций в виде торговых и иных кредитов.1 

     Таким образом, общий приток российских инвестиций в Германию происходит за счёт значительного  объема краткосрочных кредитов германским предприятиям, незакрытых обязательств по экспортным контрактам, а также остатков на счетах российских предприятий в германских банках. Всего в  первом квартале 2009 года в Германию, по данным Росстата, поступило 262 млн. долл. инвестиций из России.

     Традиционно привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, предприятия финансового сектора, логистики и туризма. 

  С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии.1

  Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические связи с  Германией, является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка 0,5 млрд. долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Кредитная задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. Предпочтительные для немецкой стороны условия погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по эффективному использованию кредитов ФРГ являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей (15% от суммы кредитов), совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России.

  Основным  организационным инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет  по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого – содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств. Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени приобретают региональный характер: расширяются экономические связи между отдельными субъектами РФ и землями ФРГ, особенно Северного Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны, Федеральное Ведомство ФРГ по особым задачам заключило в свое время рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми. В основу этих соглашений положена схема финансирования немецкого экспорта под гарантии «Гермеса» на базе бартера. Программы сотрудничества включают и проекты инвестиционного характера. Ряд крупных регионов России разработали перспективные программы сотрудничества с германскими партнерами. Отдельные субъекты Российской Федерации провели в Германии презентации своих регионов и проектов для сотрудничества.1 

  В целом Германия рассматривает сегодня  Россию как равноценного партнера важнейших  промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный  торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются  и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция), ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.

  Кроме того, Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как с экономическим  лидером Евросоюза. ЕС – важнейший  экономический партнер России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более  половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться». 

  Правовая  база российско-германского  торгово-экономического сотрудничества

     Для торговых отношений определяющее значение имеет Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве между Россией  и Европейским союзом, определяющее режим наибольшего благоприятствования  в торговле России со странами ЕС.  

Название  соглашения Место и  дата подписания Дата  ратификации Примечание
«Договор  Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германия о содействии осуществлению  и взаимной защите капиталовложений»   Бонн,

13.06.1989г

  ФРГ - 02.07.1990 г.;

  СССР - Постановление ВС СССР

  от 29.05.1991г.

  N 2205-1

  Обмен ратификационными грамотами произведен

  в г. Межигорье 05.07.1991г.

  Договор вступил в силу 05.08.1991г.

  «Договор  между СССР и Федеративной Республикой  Германия о развитии широкомасштабного  сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники»   Бонн,

09.11.1990г

  СССР - Постановление  ВС СССР от 04.03.1991г.

  N 1987-1

  Договор вступил в силу 26.07.1991г.   
«Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании  двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»   Москва,

29.05.1996г.

Федеральный закон  от 18.12.1996 г.  
№ 158-ФЗ
  Вступило  в силу 30.12.1996г.
«Соглашение между Правительством СССР и Правительством Федеративной  Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве»   Москва, 14.06.1996г.     Вступило  в силу с даты его подписания.
  «Соглашение между Правительством Российской Федерации  и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области  исследования и использования космического пространства в мирных целях» (вместе с «интеллектуальной собственностью и конфиденциальной информацией»)   Санкт-Петербург,

10.04.2001г

  Федеральный закон 

  от 22.05.2004г.

N 44-ФЗ

  Соглашение  вступило в силу 16.09.2004г.
«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия» Берлин, 10.12.2003г   Федеральный закон от 10.11.2004г. № 137-ФЗ   Соглашение временно применялось с 01.01.2004г.

Вступило  в силу 09.12.2004г

 
 

  Межрегиональное сотрудничество

     Успешно развивается межрегиональное сотрудничество, чему в значительной мере способствует практика проведения российскими регионами  крупных мероприятий с привлечением представителей германских деловых  кругов.

     Тесные  деловые связи с германскими  землями активно поддерживают практически все европейские регионы России, а также Томская, Новосибирская, Омская, Свердловская, Тюменская и ряд других областей (22 межрегиональных соглашения, 50 пар городов-побратимов).

     На  территории Германии представлены и  достаточно эффективно работают представительства Алтайского края и Томской области (Берлин), Новосибирской области (Франкфурт-на-Майне) и Санкт-Петербурга (Гамбург).

     Германские  федеральные земли активно открывают  представительства  
в России, среди которых следует отметить высокую деловую репутацию представительств Баварии, Берлина, Гессена, Нижней Саксонии.

     В Кировской области в феврале прошлого года была проведена международная «Биржа контактов» с представителями германских деловых кругов. Германская делегация была представлена руководителями компаний «Вольф Систем» (Wolf System GmbH),  «Инженёрбюро Бондорф Гбр Эгельн» (Ingenieurbüro Bohndorf GbR EGELN), «Хольцштольц» (HOLZSTOLZ GmbH), осуществляющих свою деятельность в области малоэтажного домостроительства, глубокой переработки древесины, агропромышленного строительства, внедрения энерго- и теплосберегающих технологий, туризма, консалтинга.

     В прошлом году началась реализация совместного проекта ФГУ «Приволжский окружной медицинский центр экспертизы качества препаратов крови и исследования фракционирования донорской плазмы» и компании  
«Глатт Инженёртехник ГмбХ» (Glatt Ingenieurtechnik GmbH), который предусматривает строительство в областном центре завода по производству препаратов крови.

     В Мурманской области при поддержке Германии реализуется комплексный проект по безопасному обращению с отработанными реакторными отсеками, на реализацию которого  выделено 55 млн. евро. В рамках проекта профинансированы работы по формированию 18 реакторных отсеков, очистке акватории Сайда Губы и строительству причалов для хранения многоотсечных лодочных конструкций. Основные работы выполняли судоремонтный завод «Нерпа» (Мурманская область) и фирма «Энерговерке Норд» (Германия).

     В Республике Татарстан в соответствии с инвестиционным проектом СП «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» в прошлом году на новом специализированном оборудовании по немецким технологиям был начат выпуск барабанных тормозов, а также дисковых тормозов, гасителей крутильных колебаний, автоматических рычагов регулирования для барабанных тормозов. Инвестиции в оборудование составили 25 млн. евро. В течение 3 лет планируется увеличение производственных площадей с 6 до 14 тыс. кв.м. При этом расширится и номенклатура выпускаемых автокомпонентов. На начальном этапе «КАМАЗ» будет основным потребителем СП с долей заказов 70%, но предприятие постепенно будет увеличивать и продажи на рынке России. Планируется, что численность работающих на «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» возрастет с 123 человек в 2009 г. до 354 человек в 2012г.

     ОАО «Татнефть» совместно с германской компанией «Прайсс-Даймлер Групп» (Preiss-Daimler Group) организовало предприятие ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» по производству стекловолокна и продукции на его основе на территории ОЭЗ «Алабуга». В январе прошлого года компания получила статус резидента особой экономической зоны «Алабуга», в июле состоялась  торжественная церемония «закладки первого камня»  будущего  завода.  Запланировано, что совместное предприятие будет заниматься производством стекловолокна и продукции на его основе в объеме около 19 тыс. тонн в год. Годовой объем продаж ожидается в 40 млн. евро в год. Общий объем инвестиций оценивается в 70 млн. евро. К моменту выхода производства на полную мощность будет создано 297 рабочих мест.

     В Республике Башкортостан в настоящее время развивается совместный проект компаний «ХайдельбергЦемент АГ» и ОАО «Башкирская химия». В прошлом году подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Башкортостан, компанией «ХайдельбергЦемент АГ» и ОАО «Башкирская химия», предусматривающее взаимодействие всех сторон по модернизации и расширению производства цемента и сухих строительных смесей в ОАО «Сода» в г. Стерлитамаке.

     Активной  областью сотрудничества Санкт-Петербурга с германскими компаниями является реализация крупных инфраструктурных проектов на основе частно-государственного партнерства. В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуются четыре таких проекта, и в конкурсе по реализации трех из них участвуют германские компании. В конкурсе на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля участвует Консорциум в составе германских компаний «Цюблин» (Züblin AG) и «Нева Траверза» (Neva Traversa GmbH). Компания «Сименс» (Siemens) участвует в конкурсе на право заключения соглашения о создании и последующей эксплуатации линии нового вида пассажирского транспорта «Надземный экспресс».

Информация о работе Внешняя торговля и инвестиционное сотрудничество РФ и ФРГ