Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 02:03, реферат
Глубокие экономические и политические изменения, которые произошли на рубеже 80-90-х годов в Европе, во многом определили дальнейшее развитие всего мирового хозяйства. Объединение Германии, ставшее возможным в результате распада социалистического лагеря, а затем и СССР, в известной степени ускорило европейские интеграционные процессы и практически окончательно определило европейского лидера, которым и стала Германия.
В результате этого события коренным образом изменилась ее роль не только в Европе, но и в мире в целом, а следовательно, произошли изменения во взаимоотношениях со странами - партнерами, в том числе и с Российской Федерацией.
По ряду причин - исторических, географических, политических и экономических - Германия занимает особое положение во внешнеэкономических связях России, являясь ее крупнейшим внешнеторговым партнером. В свою очередь экономические и политические интересы России обуславливают ее заинтересованность в определении взаимовыгодной основы сотрудничества с Германией .
Целью данной работы является исследование внешней торговли и инвестиционного сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Республики Германии. Проблемы и перспективы отношений.
Введение
Экономические отношения России и Германии
Инвестиционное сотрудничество
Правовая база Российско-Германского торгово-экономического сотрудничества
Межрегиональное сотрудничество
Заключение
Наиболее известные германские инвесторы в реальном секторе экономики: «КНАУФ» (производство строительных материалов) – около 1 млрд. евро, «МЕТРО» (оптовые торговые сети) – около 500 млн. евро, «VW» - 500 млн. евро, «КЛААС» (производство зерновых комбайнов) – 20 млн. евро. Стоит так же отметить приобретение германским концерном «Даймлер» (Daimler) 10% пакета акций российского ОАО «КамАЗ» на сумму 250 млн. долл. в ноябре 2008 года.
В настоящее время в России насчитывается более 4,6 тыс. фирм с участием германского капитала. Перспективные направления инвестиционного сотрудничества с Германией: автомобилестроение, деревообрабатывающая промышленность, авиастроение, металлургия, электротехническая промышленность, транспортное и энергетическое машиностроение, производство строительных материалов.
Сумма
накопленных российских инвестиций
в Германии, по данным Росстата, за первый
квартал 2009 г. составила 2,3 млрд. долл.,
в том числе прямых инвестиций
– 107 млн. долл. и 2,2 млрд. долл. прочих инвестиций
в виде торговых и иных кредитов.1
Таким образом, общий приток российских инвестиций в Германию происходит за счёт значительного объема краткосрочных кредитов германским предприятиям, незакрытых обязательств по экспортным контрактам, а также остатков на счетах российских предприятий в германских банках. Всего в первом квартале 2009 года в Германию, по данным Росстата, поступило 262 млн. долл. инвестиций из России.
Традиционно
привлекательными для российских инвесторов
в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной,
химической, металлургической промышленности,
а также сферы оптовой и розничной торговли,
предприятия финансового сектора, логистики
и туризма.
С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии.1
Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические связи с Германией, является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка 0,5 млрд. долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Кредитная задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. Предпочтительные для немецкой стороны условия погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по эффективному использованию кредитов ФРГ являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей (15% от суммы кредитов), совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России.
Основным
организационным инструментом экономического
сотрудничества России и Германии является
постоянный Консультационный Совет
по экономическому и научно-техническому
сотрудничеству, цель которого – содействие
развитию торгово-экономических связей
между двумя странами на уровне правительств.
Экономические связи между Россией и Германией
в определенной степени приобретают региональный
характер: расширяются экономические
связи между отдельными субъектами РФ
и землями ФРГ, особенно Северного Рейна-Вестфалии,
Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга.
С другой стороны, Федеральное Ведомство
ФРГ по особым задачам заключило в свое
время рамочные кредитно-торговые соглашения
с администрациями Пермской, Тюменской,
Челябинской, Оренбургской, Свердловской
областей, Татарией, Башкортостаном и
Коми. В основу этих соглашений положена
схема финансирования немецкого экспорта
под гарантии «Гермеса» на базе бартера.
Программы сотрудничества включают и
проекты инвестиционного характера. Ряд
крупных регионов России разработали
перспективные программы сотрудничества
с германскими партнерами. Отдельные субъекты
Российской Федерации провели в Германии
презентации своих регионов и проектов
для сотрудничества.1
В целом Германия рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция), ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.
Кроме
того, Россия заинтересована в сотрудничестве
с Германией, как с экономическим
лидером Евросоюза. ЕС – важнейший
экономический партнер России: 40%
ее внешней торговли приходится на
страны Союза, оттуда поступает более
половины прямых инвестиций в Российскую
экономику. Как утверждает немецкая сторона,
«первостепенная цель германской и западной
политики состоит в том, чтобы Россия стала
частью новой Европы, и к этому мы будем
дальше стремиться».
Правовая база российско-германского торгово-экономического сотрудничества
Для
торговых отношений определяющее значение
имеет Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве между Россией
и Европейским союзом, определяющее
режим наибольшего
Название соглашения | Место и дата подписания | Дата ратификации | Примечание |
«Договор
Союза Советских |
Бонн,
13.06.1989г |
ФРГ - 02.07.1990 г.;
СССР - Постановление ВС СССР от 29.05.1991г. N 2205-1 |
Обмен ратификационными
грамотами произведен
в г. Межигорье 05.07.1991г. Договор вступил в силу 05.08.1991г. |
«Договор между СССР и Федеративной Республикой Германия о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники» | Бонн,
09.11.1990г |
СССР - Постановление
ВС СССР от 04.03.1991г.
N 1987-1 |
Договор вступил в силу 26.07.1991г. |
«Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» | Москва,
29.05.1996г. |
Федеральный закон
от 18.12.1996 г. № 158-ФЗ |
Вступило в силу 30.12.1996г. |
«Соглашение между Правительством СССР и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве» | Москва, 14.06.1996г. | Вступило в силу с даты его подписания. | |
«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» (вместе с «интеллектуальной собственностью и конфиденциальной информацией») | Санкт-Петербург,
10.04.2001г |
Федеральный
закон
от 22.05.2004г. N 44-ФЗ |
Соглашение вступило в силу 16.09.2004г. |
«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия» | Берлин, 10.12.2003г | Федеральный закон от 10.11.2004г. № 137-ФЗ | Соглашение
временно применялось с 01.01.2004г.
Вступило в силу 09.12.2004г |
Межрегиональное сотрудничество
Успешно
развивается межрегиональное
Тесные деловые связи с германскими землями активно поддерживают практически все европейские регионы России, а также Томская, Новосибирская, Омская, Свердловская, Тюменская и ряд других областей (22 межрегиональных соглашения, 50 пар городов-побратимов).
На территории Германии представлены и достаточно эффективно работают представительства Алтайского края и Томской области (Берлин), Новосибирской области (Франкфурт-на-Майне) и Санкт-Петербурга (Гамбург).
Германские
федеральные земли активно
в России, среди которых следует отметить
высокую деловую репутацию представительств
Баварии, Берлина, Гессена, Нижней Саксонии.
В Кировской области в феврале прошлого года была проведена международная «Биржа контактов» с представителями германских деловых кругов. Германская делегация была представлена руководителями компаний «Вольф Систем» (Wolf System GmbH), «Инженёрбюро Бондорф Гбр Эгельн» (Ingenieurbüro Bohndorf GbR EGELN), «Хольцштольц» (HOLZSTOLZ GmbH), осуществляющих свою деятельность в области малоэтажного домостроительства, глубокой переработки древесины, агропромышленного строительства, внедрения энерго- и теплосберегающих технологий, туризма, консалтинга.
В
прошлом году началась реализация совместного
проекта ФГУ «Приволжский окружной медицинский
центр экспертизы качества препаратов
крови и исследования фракционирования
донорской плазмы» и компании
«Глатт Инженёртехник ГмбХ» (Glatt Ingenieurtechnik
GmbH), который предусматривает строительство
в областном центре завода по производству
препаратов крови.
В Мурманской области при поддержке Германии реализуется комплексный проект по безопасному обращению с отработанными реакторными отсеками, на реализацию которого выделено 55 млн. евро. В рамках проекта профинансированы работы по формированию 18 реакторных отсеков, очистке акватории Сайда Губы и строительству причалов для хранения многоотсечных лодочных конструкций. Основные работы выполняли судоремонтный завод «Нерпа» (Мурманская область) и фирма «Энерговерке Норд» (Германия).
В Республике Татарстан в соответствии с инвестиционным проектом СП «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» в прошлом году на новом специализированном оборудовании по немецким технологиям был начат выпуск барабанных тормозов, а также дисковых тормозов, гасителей крутильных колебаний, автоматических рычагов регулирования для барабанных тормозов. Инвестиции в оборудование составили 25 млн. евро. В течение 3 лет планируется увеличение производственных площадей с 6 до 14 тыс. кв.м. При этом расширится и номенклатура выпускаемых автокомпонентов. На начальном этапе «КАМАЗ» будет основным потребителем СП с долей заказов 70%, но предприятие постепенно будет увеличивать и продажи на рынке России. Планируется, что численность работающих на «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» возрастет с 123 человек в 2009 г. до 354 человек в 2012г.
ОАО «Татнефть» совместно с германской компанией «Прайсс-Даймлер Групп» (Preiss-Daimler Group) организовало предприятие ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» по производству стекловолокна и продукции на его основе на территории ОЭЗ «Алабуга». В январе прошлого года компания получила статус резидента особой экономической зоны «Алабуга», в июле состоялась торжественная церемония «закладки первого камня» будущего завода. Запланировано, что совместное предприятие будет заниматься производством стекловолокна и продукции на его основе в объеме около 19 тыс. тонн в год. Годовой объем продаж ожидается в 40 млн. евро в год. Общий объем инвестиций оценивается в 70 млн. евро. К моменту выхода производства на полную мощность будет создано 297 рабочих мест.
В Республике Башкортостан в настоящее время развивается совместный проект компаний «ХайдельбергЦемент АГ» и ОАО «Башкирская химия». В прошлом году подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Башкортостан, компанией «ХайдельбергЦемент АГ» и ОАО «Башкирская химия», предусматривающее взаимодействие всех сторон по модернизации и расширению производства цемента и сухих строительных смесей в ОАО «Сода» в г. Стерлитамаке.
Активной областью сотрудничества Санкт-Петербурга с германскими компаниями является реализация крупных инфраструктурных проектов на основе частно-государственного партнерства. В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуются четыре таких проекта, и в конкурсе по реализации трех из них участвуют германские компании. В конкурсе на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля участвует Консорциум в составе германских компаний «Цюблин» (Züblin AG) и «Нева Траверза» (Neva Traversa GmbH). Компания «Сименс» (Siemens) участвует в конкурсе на право заключения соглашения о создании и последующей эксплуатации линии нового вида пассажирского транспорта «Надземный экспресс».
Информация о работе Внешняя торговля и инвестиционное сотрудничество РФ и ФРГ