Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью исследования является анализ современной внешней политики Японии.
Для достижения этой цели в работе нужно рассмотреть следующие вопросы: отношения Японии с Азией, Западом и Россией.
Введение_________________________________________________________2
1. Япония и Азия___________________________________________________5
1.1. Отношения с Китаем____________________________________________5
1.2. Отношения с Северной Кореей___________________________________9
1.3. Отношения с Южной Кореей____________________________________12
2. Япония и Запад_________________________________________________15
2.1. Отношения с США____________________________________________15
2.2. Отношения с ООН_____________________________________________20
3. Япония и Россия________________________________________________22
3.1. Территориальные проблемы_____________________________________22
3.2. Экономическое сотрудничество_________________________________26
Заключение______________________________________________________29
Список использованной литературы_________________________________30
Содержание
Введение______________________
1. Япония и Азия__________________________
1.1. Отношения с Китаем________________________
1.2. Отношения с Северной Кореей________________________
1.3. Отношения с Южной Кореей________________________
2. Япония и Запад_________________________
2.1. Отношения с США___________________________
2.2. Отношения с ООН___________________________
3. Япония и Россия________________________
3.1. Территориальные проблемы______________________
3.2. Экономическое сотрудничество________________
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение
Еще в конце XIX в. Дж.Хей - государственный секретарь США утверждал: "Средиземное море - океан прошлого, Атлантический океан - океан настоящего, Тихий океан - океан будущего"1. И действительно, как бы подтверждая предсказание Дж.Хея, ныне Азия превратилась в мощную мировую силу. Можно сказать, что этот регион стал самым динамичным в современном мире. Одной из ведущих индустриально развитых стран в этой части света является Япония. Она располагает мощным потенциалом и ресурсами, и этим закрепляет лидерство в своем регионе. Страна восходящего солнца превратилась в экономическую супердержаву, превосходящую любую европейскую страну и способную на равных соперничать в сфере экономики с США.
С этой точки зрения большой интерес представляют возможные пути развития взаимоотношений Японии с США и Западом в целом. Японская экономическая мощь не соответствует ее военному и политическому весу и влиянию. Но она располагает возможностями для существенного увеличения военных расходов. О растущих политических амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Если же существующая ныне асимметричность будет ликвидирована и приведет свой военный и политический статус в соответствие с собственным экономическим весом, то это может вызвать большие изменения в регионе, да и во всем мире.
Эта тема является актуальной, так как у Японии есть все нужные качества для того, чтобы стать одной из господствующих стран в ХХI веке. Современные международные процессы динамично развиваются, и важную роль в их формировании играет Япония. Все вышеизложенное является подтверждением того, что Страна восходящего солнца стремится стать мировой державой, а усиление своего влияния в мире — это средство достижения этой цели.
Целью исследования является анализ современной внешней политики Японии. Для достижения этой цели в работе нужно рассмотреть следующие вопросы: отношения Японии с Азией, Западом и Россией.
Объектом исследования является внешняя политика Японии. Предметом исследования являются отношения Японии со странами взаимовыгодное сотрудничество, с которыми является крайне важным как для Японии, так и для самих стран.
К методам, которые были использованы автором в ходе исследования в рамках курсовой работы, относятся такие общенаучные методы как обобщение и анализ, а также исторический метод. Так общенаучные методы были использованы при написании введения, а также выводов. Исторический метод применялся при исследовании внешней политики.
В список литературы входит наименования. Среди них один учебная литература, монография, научные статьи, а также публицистика и Интернет-ресурсы. Учебная литература включает в себя учебники по геополитике К.С. Гаджиева и Н.А. Нартова, которые также были использованы при написании первой главы, помимо учебников по геополитике интерес также представила и учебная литература по международным отношениям. Характеризуя учебную литературу, следует отметить что в ней отношения Японии с другими странами были изложены с геополитической точки зрения, а также с точки зрения экономического сотрудничества. Поэтому было необходимо использование литературы другого рода, как например монография О.А.Арина, которая помогла при оценке внешней политики Японии.
Что касается других статей, то они носят односторонний характер, так как раскрывают только отношения Японии с отдельными странами. Важно упомянуть и об Интернет-ресурсах, которые сыграли значительную роль при исследовании темы данной курсовой работы, так как информация в учебной литературе является иногда неверной в силу произошедших изменений с момента ее опубликования, что не относится к Интернету.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, содержащие по два-три параграфа, заключение и список литературы.
1. Япония и Азия
1.1. Отношения с Китаем
Отношения Японии и Китая нельзя характеризовать однозначно хорошими или плохими. За многовековую историю этих стран отношения менялись в ту или иную сторону.
Япония и Китай сотрудничают в различных сферах экономики. В начале 1990-х годов Япония инвестировала Китай, а к концу 90-х гг. торговля пошла на спад, но восстановилась к 2000 году. Возможно, на такой всплеск торговли повлияла перспектива Китая стать членом Всемирной торговой организации.
В настоящее время Япония стала меньше инвестировать Китай; росло движение за прекращение официальной помощи, также начинает процветать поддержка страны со стороны населения. Многие считают, что Япония должна прекратить помогать Китаю по двум главным причинам: первое – предоставление Китаю экономической поддержки фактически финансирует его военную мощь, что может постепенно привести к угрозе безопасности Японии; второе – Китай поддерживает много различных развивающихся стран, особенно в Африке, и поэтому совершенно нет необходимости поддерживать страну, которая может себе позволить оказывать помощь другим. Многие спорят против сокращения поддержки Китая, так как считают, что если продолжать помогать ему, то китайское правительство, скорее всего, будет играть по правилам международной системы, а также, что поддержка Японии искупит вину страны и покроет разрушения, причиненные во время Второй мировой войны.
Однако, напряжение периодически возрастает по вопросам торговли и технологии, китайского мнения о потенциальном восстановлении милитаризации Японии, а также отношениям Японии и Тайваня. В начале 2005 года Япония и США выпустили совместную декларацию по вопросам мирного решения тайваньской проблемы. Эта декларация разозлила КНР, которая опротестовала вмешательство в свои внутренние дела.
В мае 2008 года Ху Цзиньтао стал первым китайским президентом, решившим посетить Японию с официальным государственным визитом за последние 10 лет, и призвавшим к усилению сотрудничества двух стран. Обе страны согласны с тем, что Япония и Китай разделяют большую ответственность за мир во всем мире и развитие в XXI веке.
Китай присоединился к другим китайским странам, таким как Южная Корея, Северная Корея и Сингапур, критикующим японские учебники по истории, которые обеляют военные преступления Японии во время Второй мировой войны, утверждая, что искажения были свидетельством повышения милитаризма в японской политике. Из-за того, что написано в учебниках, в Китае начало расти антияпонское чувство.
Также продолжается спор об островах Сэнкаку, приведший к столкновению китайского и японского правительств. В своё время они принадлежали Китаю, но после завоевания Японией острова Тайвань они были включены вместе с Окинавой в состав Японии. В 1945 Япония потеряла все территории, приобретённые ею. Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США. Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку.
Китай с этим решением не согласен и объявил эту территорию исконно китайской. Интерес к архипелагу усилился после того, как здесь были обнаружены значительные запасы природного газа.2
В октябре 2004 состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.
В апреле 2005 правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. Китайская сторона посчитала, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей.
Последующие встречи по этому вопросу не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе.
Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения.
Также в 2005 году вспыхнули споры, породившие антияпонские протесты и насилие на территории Китая. Многотысячные антияпонские протесты охватили Китай в апреле 2005, когда в Токио вышло новое издание школьных учебников истории, где, по мнению китайских властей, недостаточно полно освещалась история японского вторжения в Китай и частичной оккупации страны в 1931-1945. В ходе протестов и погромов значительный ущерб был нанесён японским компаниям и дипломатическим представительствам в крупнейших городах Китая. При этом Пекин не только не пожелал принести Токио извинения, но и дал понять, что извиняться должна Япония. Японское правительство принесло свои извинения по поводу военных преступлений, но многие китайские наблюдатели расценивают его как недостаточное и не являющееся действительно искренним. Массовые выступления населения приняли беспрецедентно широкий размах. Их участники требуют не допустить постоянное членство Японии в Совете Безопасности ООН.
Кроме того, Китай и Япония постоянно спорят по поводу фактического количества погибших в Наньцзине. Китай утверждает, что, по крайней мере, 300000 гражданских лиц были убиты, Япония же спорит, что умерших было гораздо меньше. Поднимаются вопросы о том, а имела ли место Наньцзинская резня вообще. Некоторые японские политики вообще отрицают факт любых злодеяний. 3
Не так давно в 2008 году по Японии прокатилась волна пищевых отравлений, связанных с китайскими клёцками, в которых в больших количествах были обнаружены дихлофос, метамидофос и бензол.
Эти инциденты легли в основу
настороженных отношений к
От того, каким станет в будущем Китай, который сейчас переживает бурный экономический рост, в высшей степени зависит и то, каким станет 21 век для Японии, Азии, да и для всего мира. Япония прилагает максимальные усилия для того, чтобы путем широкого диалога, включая постоянное общение лидеров обеих стран, добиться реальных результатов в решении практических задач японо-китайских отношений. Стабильный и играющий еще более конструктивную роль в мировом сообществе Китай - это непреложное условие стабильности данного региона и всего мира на протяжении всего 21 века. Вот почему Япония будет оказывать необходимое воздействие, и сотрудничать именно в этом направлении.
1.2. Отношения с Северной Кореей
Отношения между Японией и Северной Кореей нестабильны и даже враждебны. Проблемы, приведшие к конфликтам в отношениях Японии с Северной Кореей, включали в себя атаки СМИ Северной Кореи на Японию, наложение Японией экономических санкций на Северную Корею из-за террористических актов против Южной Кореи в 1980-х годах и невыплаченный долг Северной Кореи японским предприятиям.
До конца 1980-х годов поствоенная политика Северной Кореи в отношении Японии была сосредоточена на уменьшении сотрудничества между Южной Кореей и Японией и на удержании Японии от перевооружения, но в то же время она стремилась к более тесным дипломатическим и коммерческим связям с Японией.
Решающую роль для такой политики играла поддержка Северной Кореи со стороны Японии, в частности среди японцев, которые поддерживали японские коммунистическую и социалистическую партии, и корейского населения Японии. На протяжении нескольких лет, однако, Северная Корея сделала многое, чтобы дискредитировать себя в глазах многих потенциальных спонсоров в Японии. Японцы, которые переехали к своим супругам в Северную Корею, переживали серьезные трудности и им не позволяли общаться с родственниками и друзьями, находящимися в Японии. Япония с презрением наблюдала за тем, как Северная Корея предоставляла прибежище террористическим группам. Неспособность и отказ Северной Кореи выплатить свои долги японским торговцам также укрепляли презрение Японии к Северной Корее.
В начале 1990-х годов Япония продолжила вести длительные переговоры с Северной Кореей с целью установления дипломатических отношений с Пхеньяном, в то же время сохраняя свои отношения с Сеулом. В январе 1991 года Япония начала нормализовать переговоры с Пхеньяном с формальных извинений за свое колониальное правление на Корейским полуострове в 1910-1945 годах. Переговорам способствовала поддержка Токио одновременного вступления в ООН Северной и Южной Кореи; однако, международные проверки ядерных заводов в Северной Корее и количество экономической помощи со стороны Японии усложняли переговоры.