Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:03, доклад
События, происходящие на международной арене, всегда привлекают наше внимание, однако сами по себе факты могут лишь свидетельствовать о случившемся, но не объясняют причин этих событий. Понимание того, почему происходят те или иные события важно не только для исследователей-теоретиков, но и для всех, кто в своей деятельности так или иначе связан с международным взаимодействием – для политиков, дипломатов, бизнесменов, журналистов. Только на основе такого объяснения можно давать оценки и делать прогноз в отношении дальнейших тенденций в развитии. Как однажды сказал известный психолог К.Левин – “Нет ничего практичнее хорошей теории”.
Внешняя политика в неомарксизме
События, происходящие на международной арене, всегда привлекают наше внимание, однако сами по себе факты могут лишь свидетельствовать о случившемся, но не объясняют причин этих событий. Понимание того, почему происходят те или иные события важно не только для исследователей-теоретиков, но и для всех, кто в своей деятельности так или иначе связан с международным взаимодействием – для политиков, дипломатов, бизнесменов, журналистов. Только на основе такого объяснения можно давать оценки и делать прогноз в отношении дальнейших тенденций в развитии. Как однажды сказал известный психолог К.Левин – “Нет ничего практичнее хорошей теории”.
Теоретические подходы к изучению международных отношений на протяжении истории постоянно развивались и изменялись, оказывали влияние друг на друга. В настоящее время принято выделять несколько основных теоретических подходов в исследованиях международных отношений и мировой политики: реализм (в современном варианте это неореализм), либерализм (сегодня представленный неолиберализмом), постмодернизм и неомарксизм. Рассмотрению концепций внешней политики, имеющихся в неомарксизме, и посвящена моя работа.
Как следует из названия подхода, основоположником марксизма был Карл Маркс. Его идейными наследниками, принявшими в целом его идеи, и развившими их являются, например, Иммануил Валлерстайн, Андрэ Гундэр Франк, Роберт У.Кокс.
Одним из наиболее известных вариантов неомарксизма является школа, сторонники которой придерживаются так называемой мир-системной теории. Она исходит из нескольких положений. Первое – мир делится не только на государства, но и на более важные с точки зрения представителей этой школы структурные единицы – классы. Появление государств было лишь необходимым шагом для перехода к мировой экономической системе, именуемой в данном подходе – мир-экономикой, и победой мир-экономики над мир-империями прошлого. Второе – сейчас существует только одна мир-экономика – капиталистическая. Развитие капитализма прошло через ряд циклов экспансии и стагнации, в процессе которых он сначала охватил весьма небольшую территорию Европы, а впоследствии распространился на весь мир. В результате развития капитализма произошло расслоение в зависимости от их экономических показателей всех стран на три части: центр (ядро), полупериферию и периферию. Оказавшиеся в центре страны имеют несравненно более высокий уровень жизни и доминируют над всеми остальными.
Так, например, по данным предоставленным Программой развития ООН за 2000 год, 20% населения Земли представляющие тех, кто живет в благополучных странах Центра потребляют около 90% всех производимых на планете товаров. Им принадлежит около 85% всего парка автомобилей. На них приходится потребление свыше 60% всей вырабатываемой энергии, а доходы граждан проживающих в благополучных странах превышают доходы жителей периферии в 60 раз и более.
Для стран периферии характерны такие черты, как высокий прирост населения (в противовес неуклонному его сокращению в развитых странах), низкий образовательный уровень населения (менее 40% грамотных, на Севере – 97%), высочайшая безработица, низкий уровень жилищных условий, недостаток питьевой воды, пищи.
В некоторых странах, например в Индии, Нигерии, Бразилии, Индонезии, Пакистане и др. большая часть населения не только не имеет водопровода, но и вынуждено совершать ежедневные многокилометровые марши для того, чтобы набрать питьевой воды, особенно тяжелое положение, складывается в сельской местности. Из-за болезней, связанных с неудовлетворительным качеством воды ежегодно умирает 10 млн. людей. Население хронически недоедает, по разным оценкам число хронически недоедающих, составляет приблизительно 800-850 млн. человек. Проблема питания могла бы быть решена, если бы огромные сельскохозяйственные площади не отводились под экспортные культуры: чай, кофе, какао, а использовались для взращивания тех культур, которые необходимы для сбалансированного рациона, восполнение недостатка белка. Но даже если эти культуры используются, они идут в основном на экспорт и для питания среднего класса.
Таким образом, представители мир-системной теории исходят из того, что развитие Центра осуществляется за счет стран периферии и полупериферии. Следовательно, говорят сторонники этой теории, конфликты неизбежны. В мир-системной теории подчеркивается продолжающаяся борьба между самими странами ядра, но отмечается, что их общие цели доминируют в их отношениях с периферий, где они имеют доступ к дешевым ресурсам, рынкам сбыта и практически бесплатной рабочей силе. Поэтому, говорят сторонники мир-системного подхода, страны центра не заинтересованы в развитии стран полупериферии и периферии, в их экономическом преображении.
При этом периферия и полупериферия пытаются сопротивляться, поднимают различного рода восстания, говорят неомарксисты. Так, И.Валлерстайн в своем сборнике трудов “Окончание мира, каким мы его знали. Социальная наука XXI века” изданном в 2000 году, утверждает, что “лидеры Октябрьской революции рассматривали себя как тех, кто организовал первую пролетарскую революцию в современной истории. Это было одно из первых, возможно, наиболее драматических национально-освободительных восстаний на периферии и полупериферии мир-системы”. Вообще же, для сторонников мир-системной теории характерны утверждения о происходящей сегодня по линии “богатый Север – бедный Юг” поляризации, что ведет к потенциальным конфликтам. Это утверждение становится все более популярным в специализированных журналах, монографиях и даже газетных статьях. Например, годовой доход на душу населения в 1990 году в странах “глобального Севера” составил 19590 долларов США, а на “глобальном Юге” – 840, т.е разница в 23 раза, а в 2004 году стала еще больше - 33850 долларов США в развитых странах, и 900 в беднейших – т.е уже в 37 раз больше.
Теория зависимости представляет собой иной вариант неомарксизма. В отличии от мир-системной теории, теория зависимости делает акцент не на историческом развитии мира и его циклах, а в большей степени на его современном состоянии. Сторонники этого подхода (например, А.Франк) отмечают бурное экономическое развитие мира во второй половине XX века. Однако они более пессимистичны, поскольку, согласно их точке зрения, менее развитые страны находятся в зависимости от более развитых. Приверженцы теории зависимости подвергают критике политику развитых стран, выступающих за сокращение социальных расходов в странах периферии, за демонтаж системы полной занятости населения и преднамеренного создания безработицы, изменения фискальных систем в пользу и без того обеспеченных слоев населения (являющихся минимальной прослойкой в этих странах). Кроме того, в течение долгого времени происходило перераспределение прибавочного продукта в пользу метрополий – стран центра. В итоге этот процесс привёл к запрограммированной “зависимой отсталости” периферии, которая в противоположном случае (будь она ориентирована на собственное потребление и развитие) могла бы успешно функционировать.
Сегодня развитые страны продолжают эксплуатировать страны периферии, перейдя от силового принуждения, к принуждению экономическому, что, по сути, является новой формой колониализма – неоколониализма. Поэтому мы наблюдаем в развивающихся странах феномен так называемой “двухуровневой экономики”. Он проявляется во влиянии развитых государств на развивающиеся в таком ключе, что в последних происходит неравномерное развитие экономики: одни отрасли (ориентированный на экспорт) становятся суперсовременными, с открытыми границами, процветающими и привлекающими все новые и новые инвестиции, в то время как другие остаются отсталыми, порой использующими средневековые способы производства. Все это вызывает социальную и политическую нестабильность в странах периферии.
Резюмируя, можно сказать, что согласно точке зрения неомарксизма, в вопросе о взаимосвязи внешней политики государства с его внутренней политикой, приоритет принадлежит внешней политике, которая является исключительным источником для политики внутренней. Т.е. другими словами, внешняя политика влияет не только на его положение в мире, но и на его внутреннюю политику. Т.к. немногочисленные страны ядра, потребляя ресурсы куда более многочисленной периферии, являются в то же самое время и производителями промышленной продукции и потребительских благ, необходимых для существования периферии, то можно говорить о существовании несимметричной взаимозависимости, являющейся основным полем внешнеполитической борьбы развитых стран со странами периферии. Страны ядра заинтересованы в сохранении существующего порядка вещей, в то время как страны не входящие в ядро стремятся изменить его. В конечном счете, основные интересы обеих сторон лежат в сфере внешней политики, от успешности которой зависит их внутреннее благополучие.
1