Внешняя международная торговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохра¬нили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообмен¬ных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

Работа содержит 1 файл

международная торговля.docx

— 47.58 Кб (Скачать)

Экономические санкции – наиболее радикальная из всех мер. Она означает запрет на ввоз из какой-либо страны или вывоз куда-либо продукции. Эти меры могут применяться в различных ситуациях. Но, как правило, торговое эмбарго вводится по политическим мотивам. А в случае соответствующего решения ООН санкции к определенной стране могут применяться коллективно.

Эти инструменты  являются основными в регулировании  внешнеторговой политики, но существует и множество других: административное регулирование, установление стандартов качества, норм безопасности и т. д. В любом случае они, как правило, направлены на защиту отечественного производителя. [2]

 

 

 

Либерализация и протекционизм

В международной  торговой системе в том, что касается доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Соответственно  этим тенденциям в международном  торговом праве закреплены принцип  либерализации торговли и принцип  защиты национального рынка. Во внешнеторговой политике государств используются для  этого тарифные и нетарифные меры как в актах внутригосударственного права, так и в международно-правовой позиции государств при решении проблем МТ, в том числе в рамках ВТО.

Идея создания глобального единого экономического пространства, из которой исходит  современный международный экономический  порядок, реализуется через принцип  свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижение ставок таможенных пошлин до их полной ликвидации.

С учетом этого  регулирование импорта путем  прямого установления количественных объемов ввоза практически во всех основных государствах-участниках МТ заменено или заменяется на таможенно-тарифное регулирование товаропотоков. Таможенно-тарифное регулирование несет фискальные и/или защитные функции. Практика знает применение следующих видов таможенных пошлин:

— импортные;

— экспортные (используются редко);

— транзитные (в настоящее время практически не применяются).

В зависимости  от методики установления уровня таможенных пошлин различают пошлины:

— специфические, т. е. в виде фиксированной суммы  с единицы измерения;

— адвалорные, т. е. в виде процента от декларируемой  продавцом стоимости товара;

— альтернативные (комбинированные), когда таможенные органы самостоятельно выбирают между  специализированной и адвалорной в сторону более высокой.

Обычно таможенные тарифы содержат несколько уровней  ставок:

— общие  ставки (или, иначе, максимальные, генеральные, автономные);

— наиболее благоприятные (минимальные);

— преференциальные.

Однако поскольку  почти все государства, задействованные  в международную торговую систему, связаны через ВТО или двусторонние торговые договоры обязательством о  предоставлении РНБ, применение «общих», максимальных, ставок в отношении  товаров какого-либо государства  фактически означает дискриминацию  этого государства в МТ.

Структура таможенных тарифов крупных развитых государств, как правило, содержит 2—3 колонки  с соответствующими ставками пошлин. В ряде государств тарифы более дифференцированы: в тарифе Венесуэлы — 7 колонок, Сенегала — 9, Мали — 17.

Структура таможенных тарифов по мере развития МТ усложнилась. Первоначально существовали одноколонные тарифы и применялась единая ставка ко всем импортировавшимся товарам, независимо от страны происхождения. Это не позволяло гибко решать торгово-политические задачи.

В современных  тарифах товары распределяются по группам  в соответствии с производственными  признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных  пошлин, как правило, прямо пропорционален степени обработки ввозимого  товара: чем технологичнее товар, тем выше пошлина. Это стимулирует  ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности.

В свою очередь, такая практика развитых государств не соответствует объективным групповым  интересам PC, так как именно они  являются основными поставщиками сырьевых ресурсов в развитые страны. По этой причине многие PC в целях развития национальной экономики стремятся к повышению степени обработки вывозимого сырья, что повышает и его цену.

Действующий в настоящее время таможенный тариф России в качестве базовых предусматривает ставки РНБ. В отношении товаров из стран, не являющихся наиболее благоприятствуемыми нациями, базовые ставки увеличиваются вдвое.

В отношении  товаров из PC базовые ставки уменьшаются  вдвое. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно. Товары из стран СНГ также ввозятся беспошлинно.

В определенные периоды (1992—1995 гг. и с 1999 г.) в России применяются экспортные пошлины на некоторые сырьевые, продовольственные, фармацевтические товары, химическую продукцию в целях устранения ценовых диспропорций на внутреннем и внешнем рынках.[3] 

Современная внешнеторговая политика России

Реформирование  внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных  экономических преобразований. Однако в России, осуществлявшей с начала 90-х п: переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось более решительно и последовательно.

Факторы, сдерживающие развитие внешней торговли России:

- сокращение  научно-технического потенциала  экономики страны;

- сохранение "утяжеленности" структуры экономики (низкий удельный вес производства современной наукоемкой продукции);

- недостаточная  инвестиционная активность на  внутреннем рынке;

- рост издержек  производства и транспортных  издержек;

- слабое  развитие сферы услуг:

- активизация  дискриминационных мер против  российских экспортера.

В результате сохраняются преимущественно топливно-сырьевая направленность российского экспорта и его слабая диверсификация в товарном и страховом отношении.

Поэтому внешнеторговая политика должна тесным образом увязываться  с внутренней экономической политикой  страны, с одной стороны, и с  ее обшей внешней политикой, с  другой. В настоящее время, например, достаточно очевидна иллюзорность точки  зрения о том, что экономика России может долго успешно развиваться  на основе наращивания экспорта главным  образом сырьевых и энергетических ресурсов, не решая при этом проблем  перехода к инновационной модели развития.

При реформировании своей внешнеторговой политики руководство  России должно учитывать следующие  обстоятельства:

- несмотря  на видимую самообеспеченность, степень зависимости России от  мирохозяйственных связей в целом  высока;

- перед Россией  стоят общие фундаментальные  за задачи более эффективного включения в современные мирохозяйственные связи (с тем, чтобы не оказаться "сырьевым придатком" по отношению к группе ведущих стран);

- решение  проблем реализации эффективной  внешнеторговой политики России  тесно связано с решением задач  позитивных изменений в ее  общем экономическом положении;

- внешнеторговая  политика страны объективно является  составной частью общей внешней  политики страны вообще.

Реформирование  внешней торговли и внешнеэкономической  деятельности в целом связано  в первую очередь с переходом  к открытой экономике и отменой  государственной монополии в  этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением  прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний  рынок были допущены отраслевые, республиканские  и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного  выхода на внешний рынок.

Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и  спонтанным. При либерализации внешней  торговли страны необходимо учитывать  тот факт, что современная международная  торговля представляет собой такую  систему отношений, в которой "правила  игры" определяют крупнейшие ТНК.

Формирование  внешнеэкономической политики, законодательной  и нормативной базы с 1992г., когда  Россия стала самостоятельным субъектом  мирового хозяйства, осуществляется как  составная часть рыночной трансформации  экономики. Непосредственное влияние  на этот процесс оказали: переход  к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.[4]

Стратегическим  направлением внешнеэкономической  политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта   узкого  круга   товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих   потребительских   товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

В этой связи  для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

    • повышение конкурентоспособности российской экономики;
    • сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
    • обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
    • проведение таможенной тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его  конкурентоспособности,  не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
    • сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля над осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Присоединение России к Всемирной   торговой   организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия  согласованного «кодекса поведения» участников мирового   внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.

В настоящее  время в основном уже завершен так называемый «информационный  этап»  этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.

Присоединение России к ВТО возможно лишь после  достижения в ходе переговорного  процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит  не только от российской стороны, но и  от позиции наших торговых партнеров.

Установленный в России внешнеторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

В настоящее  время ограничительные меры (главным образом антидемпинговые пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция, Индия и др.).

В этой связи  ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама. [5]

Информация о работе Внешняя международная торговая политика