Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:25, контрольная работа
В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохра¬нили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообмен¬ных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.
Экономические санкции – наиболее радикальная из всех мер. Она означает запрет на ввоз из какой-либо страны или вывоз куда-либо продукции. Эти меры могут применяться в различных ситуациях. Но, как правило, торговое эмбарго вводится по политическим мотивам. А в случае соответствующего решения ООН санкции к определенной стране могут применяться коллективно.
Эти инструменты являются основными в регулировании внешнеторговой политики, но существует и множество других: административное регулирование, установление стандартов качества, норм безопасности и т. д. В любом случае они, как правило, направлены на защиту отечественного производителя. [2]
Либерализация и протекционизм
В международной торговой системе в том, что касается доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.
Соответственно этим тенденциям в международном торговом праве закреплены принцип либерализации торговли и принцип защиты национального рынка. Во внешнеторговой политике государств используются для этого тарифные и нетарифные меры как в актах внутригосударственного права, так и в международно-правовой позиции государств при решении проблем МТ, в том числе в рамках ВТО.
Идея создания
глобального единого
С учетом этого регулирование импорта путем прямого установления количественных объемов ввоза практически во всех основных государствах-участниках МТ заменено или заменяется на таможенно-тарифное регулирование товаропотоков. Таможенно-тарифное регулирование несет фискальные и/или защитные функции. Практика знает применение следующих видов таможенных пошлин:
— импортные;
— экспортные (используются редко);
— транзитные (в настоящее время практически не применяются).
В зависимости от методики установления уровня таможенных пошлин различают пошлины:
— специфические, т. е. в виде фиксированной суммы с единицы измерения;
— адвалорные, т. е. в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара;
— альтернативные (комбинированные), когда таможенные органы самостоятельно выбирают между специализированной и адвалорной в сторону более высокой.
Обычно таможенные тарифы содержат несколько уровней ставок:
— общие ставки (или, иначе, максимальные, генеральные, автономные);
— наиболее благоприятные (минимальные);
— преференциальные.
Однако поскольку
почти все государства, задействованные
в международную торговую систему,
связаны через ВТО или
Структура таможенных тарифов крупных развитых государств, как правило, содержит 2—3 колонки с соответствующими ставками пошлин. В ряде государств тарифы более дифференцированы: в тарифе Венесуэлы — 7 колонок, Сенегала — 9, Мали — 17.
Структура таможенных тарифов по мере развития МТ усложнилась. Первоначально существовали одноколонные тарифы и применялась единая ставка ко всем импортировавшимся товарам, независимо от страны происхождения. Это не позволяло гибко решать торгово-политические задачи.
В современных тарифах товары распределяются по группам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных пошлин, как правило, прямо пропорционален степени обработки ввозимого товара: чем технологичнее товар, тем выше пошлина. Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности.
В свою очередь,
такая практика развитых государств
не соответствует объективным
Действующий в настоящее время таможенный тариф России в качестве базовых предусматривает ставки РНБ. В отношении товаров из стран, не являющихся наиболее благоприятствуемыми нациями, базовые ставки увеличиваются вдвое.
В отношении товаров из PC базовые ставки уменьшаются вдвое. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно. Товары из стран СНГ также ввозятся беспошлинно.
В определенные
периоды (1992—1995 гг. и с 1999 г.) в России
применяются экспортные пошлины на некоторые
сырьевые, продовольственные, фармацевтические
товары, химическую продукцию в целях
устранения ценовых диспропорций на внутреннем
и внешнем рынках.[3]
Современная внешнеторговая политика России
Реформирование внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных экономических преобразований. Однако в России, осуществлявшей с начала 90-х п: переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось более решительно и последовательно.
Факторы, сдерживающие развитие внешней торговли России:
- сокращение
научно-технического
- сохранение "утяжеленности" структуры экономики (низкий удельный вес производства современной наукоемкой продукции);
- недостаточная инвестиционная активность на внутреннем рынке;
- рост издержек производства и транспортных издержек;
- слабое развитие сферы услуг:
- активизация дискриминационных мер против российских экспортера.
В результате
сохраняются преимущественно
Поэтому внешнеторговая
политика должна тесным образом увязываться
с внутренней экономической политикой
страны, с одной стороны, и с
ее обшей внешней политикой, с
другой. В настоящее время, например,
достаточно очевидна иллюзорность точки
зрения о том, что экономика России
может долго успешно
При реформировании своей внешнеторговой политики руководство России должно учитывать следующие обстоятельства:
- несмотря
на видимую самообеспеченность,
степень зависимости России от
мирохозяйственных связей в
- перед Россией стоят общие фундаментальные за задачи более эффективного включения в современные мирохозяйственные связи (с тем, чтобы не оказаться "сырьевым придатком" по отношению к группе ведущих стран);
- решение
проблем реализации
- внешнеторговая
политика страны объективно
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано в первую очередь с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой "правила игры" определяют крупнейшие ТНК.
Формирование
внешнеэкономической политики, законодательной
и нормативной базы с 1992г., когда
Россия стала самостоятельным
Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.
В настоящее время в основном уже завершен так называемый «информационный этап» этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения в ходе переговорного процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит не только от российской стороны, но и от позиции наших торговых партнеров.
Установленный в России внешнеторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.
В настоящее время ограничительные меры (главным образом антидемпинговые пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция, Индия и др.).
В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама. [5]