Внешние связи Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:58, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга.

Основной целью работы является анализ статистических данных для получения кратких выводов и наглядной картины состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях.

Работа содержит 1 файл

внешние связи спб.docx

— 43.79 Кб (Скачать)

Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза 
                       

Сотрудничество  с ЕС

В 90-х годах  Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами. “Российский  интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую  просто не может себе позволить. Более  того, тесное взаимодействие с внешнем  миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно  важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны”. 
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:  
-        Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);  
-        Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);  
-        Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС(Москва, РФ);  
-        Технический офис программы ТАСИС(Санкт-Петербург, РФ); 
-        Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ). 
В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению своих проектов с использованием механизмов международных европейских и региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов международных региональных организаций этого региона.  
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы международных европейских и балтийских региональных организаций.  
В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются:  
-         Совет Государств Балтийского моря;  
-         Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;  
-         Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;  
-         Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.  
Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200 млн.долл.  
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-Петербурга.  
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая сумма техническогосодействия по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл.  
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасисвелась работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.  
Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе России.
 

Сотрудничество  со странами Северной Европы и странами региона Балтийского  моря 
Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде ввсего в следующих областях: 
-       торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;  
-       улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;  
-       развитиеградостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;  
-       развитиесистем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконнымоборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенныхкатастроф; 
-       развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международныетранспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;  
-       развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;  
-         достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.   
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить  наиболее значимые:   
-         программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии; 
-         программысотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;  
-         программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;  
-         программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.  
Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.  
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета государств Балтийского моря».  
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация, основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы : 
-         по содействию демократическим институтам и правам человека;  
-         по экономическому сотрудничеству;  
-         по ядерной безопасности;  
-         а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств.  
В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза). 
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.  
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК,что позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.  
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества.  
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.  
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:  
-        Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;  
-        Развитие Северо-Западного речного порта;  
-        Кольцевая автомобильная магистраль. 
Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года . 
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных проектов на благо всего региона.  
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:  
-         расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном уровне;  
-         согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;  
-         обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.  
Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная организация, основанная на конференции представителей городов стран Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря.  
Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского моря.  
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.  
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской Федерации.  
 

Заключение

В наше динамичное время многие субъекты и регионы  России, и Санкт-Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной  работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его  международных связей.  
В результате проведенного анализа я получила желаемую наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:  
 Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного масштаба.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studiapolitica; Вып.3)
  2. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»: http://www.expert.ru.
  3. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга:  
    http://www.spb.ru.
  4. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг: http://www.rbc.ru.
  5. http://revolution.allbest.ru

Информация о работе Внешние связи Санкт-Петербурга