Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:58, реферат
Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга.
Основной целью работы является анализ статистических данных для получения кратких выводов и наглядной картины состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях.
Международные
связи Санкт-Петербурга
на примере Европейского
Союза
Сотрудничество с ЕС
В 90-х годах
Россия уделяла основное внимание отношениям
с западными странами. “Российский
интерес к Европе в новых условиях
связан с рядом причин как внутреннего,
так и внешнего характера. Хотя Россия
все больше сосредотачивается на
самой себе, она стремиться избежать
международной изоляции, которую
просто не может себе позволить. Более
того, тесное взаимодействие с внешнем
миром является необходимым условием
реорганизации России и ее развития.
Европа не только близка, но и чрезвычайно
важна с экономической точки зрения.
Только на страны ЕС приходится более
двух пятых торгового оборота страны”.
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет
сотрудничество с ЕС, прежде всего, по
проектам технической помощи с такими
структурами ЕС как:
- Европейская Комиссия (Комиссия Европейских
сообществ, с Директорами по направлениям
финансирования, Бельгия);
- Делегация Европейского
Союза (Москва, РФ);
- Российским бюро
по использованию консультационного
технического содействия
ЕС(Москва, РФ);
- Технический офис
программы ТАСИС(Санкт-Петербург, РФ);
- Технический офис
по “малым проектам”
программы ТАСИС “Приграничное
сотрудничество” (Санкт-Петербург,
РФ).
В этой связи Санкт-Петербург получает
широкие возможности по продвижению своих
проектов с использованием механизмов
международных европейских и региональных
организаций. В начале 1996 года исполнительный
орган Европейского Союза - Европейская
комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона
Балтийского моря, сущность которой заключается
в том, что реализация программ ЕС “TACIS”
для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера
Европы и “PHARE” для стран Центральной
Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного
сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться
с учетом сотрудничества стран в регионе
Балтийского моря путем координации программ
с использованием механизмов международных
региональных организаций этого региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что
возможность продвижения крупных инвестиционных
проектов определяется их включением
в соответствующие программы международных
европейских и балтийских региональных
организаций.
В настоящее время такими организациями
для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию
в ЕС являются:
- Совет Государств Балтийского моря;
- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;
- Организация субрегионального сотрудничества
государств Балтийского моря;
- Балтийская Комиссия Форума регионов
морского побережья Европы.
Санкт-Петербург в настоящее время является
одним из крупнейших регионов России по
объемам получаемой технической помощи
от иностранных государств и международных
организаций. За период 1991-1997 гг. по этим
каналам было получено около 200 млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского
Союза, по линии которой за вышеуказанный
период реализовано и находятся в стадии
реализации проектов и программ на общую
сумму более 150 млн.долл. В последние два
года объем финансирования от западных
стран-доноров и международных финансовых
институтов приходится, в основном, на
промышленную инфраструктуру (включая,
безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные
объекты с неразвитой экологической инфраструктурой,
конверсионные предприятия). Финансовые
вливания в вышеуказанные сектора экономики
в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования
имеют, безусловно, определенный интерес
для Санкт-Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами,
международными финансовыми организациями
в 1998 году в абсолютных размерах возросло.
Это связано с ухудшением экономического,
финансового и социального положения
России. Общая сумма техническогосодействия
по линии Комиссии Европейского Союза
составила 40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы
Тасисвелась работа по 64 проектам на общую
сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран - контракторов проектов
по линии ЕС, основное место среди них
занимают Германия, Великобритания, Франция,
Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее
время представлены незначительно, хотя
в последнее время намечается активизация
работы по проектам технического содействия
по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш
взгляд это вызвано рядом причин. Прежде
всего - наличие единой границы с Россией,
проходящей по линии Ленинградской области.
Кроме того, активное двустороннее правительственное
сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия
позволило последней накопить значительный
опыт и знание сегодняшней ситуации и,
соответственно, возможностей реализации
своих интересов в Северо-Западном регионе
России. Вступление Финляндии в ЕС значительно
расширяет финансовые возможности этой
страны для реализации программ технического
содействия, что, безусловно, оказывает
благоприятное влияние на экономическую
ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти
проблему безработицы и получая дополнительную
информацию по интересующим ее политическим,
экономическим и социальным вопросам
в Северо-Западном регионе России.
Сотрудничество
со странами Северной
Европы и странами
региона Балтийского
моря
Внешняя политика города, в значительной
мере, ориентирована также на страны Северной
Европы и страны региона Балтийского моря,
считая сотрудничество с ними одним из
приоритетов своей международной и внешнеэкономической
деятельности и прежде ввсего в следующих
областях:
- торгово-экономическое сотрудничество,
прежде всего, в направлении развития
экспорта с использованием научно-технического
и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;
- улучшение состояния окружающей среды
и развитие энергосберегающих технологий;
- развитиеградостроительства, в том числе
сохранение, реставрация и реконструкция
памятников истории и архитектуры, сохранение
исторической городской среды;
- развитиесистем гражданской безопасности
и обеспечения прав человека, включая
защиту жителей в условиях обострившейся
криминогенной ситуации, борьбу с незаконнымоборотом
и употреблением наркотиков, защиту от
природных и техногенныхкатастроф;
- развитие потенциала Санкт-Петербурга
как центра транзитных перевозок, включая
основные элементы инфраструктуры: международныетранспортные
коридоры, внутригородские и объездные
транзитные магистрали, таможенные зоны
и транспортные терминалы;
- развитие сотрудничества в области культуры,
образования, обмена информацией и туризма;
- достижение более высоких стандартов
в социальной сфере и здравоохранении.
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров
из стран Северной Европы и региона Балтийского
моря осуществляется, как правило, в рамках
международных программ, в реализации
которых Петербург принимает активное
участие, среди них можно выделить наиболее
значимые:
- программы сотрудничества и развития
отношений Европейского Союза в Балтийском
регионе и с Российской Федерацией “ Северное
измерение ЕС”, предложенной Правительством
Финляндии;
- программысотрудничества с Европейским
Союзом “Санкт-Петербург - Европейские
ворота России”;
- программы сотрудничества европейских
и азиатских городов и регионов;
- программы мероприятий “ Санкт-Петербург
- Европейский город культуры - 2003”.
Традиционно, одно из главных направлений
сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом
и регионами Северо-Запада России заключалось
в содействии развитию рыночной инфраструктуры,
адаптированной к сотрудничеству с Европейским
Союзом. Такое сотрудничество в основном
развивалось по линии прямой технической
помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной
Европы и странами региона Балтийского
моря осуществляется также с помощью участия
представителей в работе «Совета
государств Балтийского
моря».
Совет государств Балтийского моря –
межправительственная организация, основанная
в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного
органа Комитет старших должностных лиц
и Рабочие группы :
- по содействию демократическим институтам
и правам человека;
- по экономическому сотрудничеству;
- по ядерной безопасности;
- а также Комиссара по Демократическим
институтам и правам человека, включающим
права национальных меньшинств.
В Совет государств Балтийского моря входит
12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия,
Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша,
Россия, Швеция и Европейская комиссия
(исполнительный орган Европейского Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе
делегации Российской Федерации принимают
участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в
Совет государств Балтийского моря (от
России участвовал Председатель Правительства
В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю
2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные
положения, учитывающие Инициативу ЕК
в отношении региона Балтийского моря,
а министры иностранных дел стран СГБМ
на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г.
в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы
действий, включающие Инициативу ЕК,что
позволило приступить к разработке и согласованию
“Рамочного соглашения по трансграничному
сотрудничеству в регионе Балтийского
моря” между странами-участницами Совета
государств Балтийского моря и Европейским
Союзом, создающего юридическую базу для
реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января
1998 года главы правительств стран, входящих
в Совет государств Балтийского моря,
подтвердили свою поддержку дальнейшему
сотрудничеству в регионе Балтийского
моря, которое будет содействовать формированию
стабильной, демократической и процветающей
Европы без разделительных линий . Они
приветствовали вступление в силу Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Европейским
союзом и его странами-членами, а также
приняли во внимание сообщение Европейской
Комиссии о намерении включить "Северное
измерение " в политику ЕС. Они согласились,
что деятельность неправительственных
организаций является важным дополнительным
элементом межправительственного сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям
сотрудничества полезно не только в плане
подготовки России к реализации положений
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве
с ЕС, но и для защиты российских экономических
интересов на рынках новых членов ЕС -
Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление
в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета
Государств Балтийского моря позволило
оказать поддержку некоторым, осуществляющимся
в городе проектам:
- Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;
- Развитие Северо-Западного речного порта;
- Кольцевая автомобильная магистраль.
Организация субрегионального
сотрудничества государств
Балтийского моря (ОССГБМ)
- неправительственная организация стран
Балтийского моря, куда входят представители
областей, районов и "вольных" городов,
расположенных на берегу Балтийского
моря. Организация субрегионального сотрудничества
государств Балтийского моря основана
в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993
года .
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические
функции для всех регионов Балтийского
моря, осуществляет общую целевую политику
на международных форумах и, используя
имеющиеся ресурсы, способствует внедрению
конкретных проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ
с 1993 года. Участие Санкт-Петербурга в
работе ОССГБМ позволяет:
- расширить торговые, хозяйственные и
экономические связи на региональном
уровне;
- согласовать политику по борьбе с преступностью,
нелегальной миграцией, контрабандой
наркотиков и оружия;
- обсудить экономические и культурные
возможности Санкт-Петербурга.
Союз Балтийских городов (СБГ)
- международная неправительственная
организация, основанная на конференции
представителей городов стран Балтийского
моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием
представителей Санкт-Петербурга. В настоящее
время в Союз входят 79 городов 10 стран
Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью
стимулирование всестороннего сотрудничества
между городами региона Балтийского моря.
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских
взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС.
Санкт-Петербург входит в состав СБГ с
1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно
в Союзе Балтийских городов и в Организации
субрегионального сотрудничества государств
Балтийского моря определяется его двойным
статусом, как города и как субъекта Российской
Федерации.
В наше динамичное
время многие субъекты и регионы
России, и Санкт-Петербург не является
исключением, связаны с зарубежным
миром тысячами нитей. В одной
работе невозможно дать сколько-нибудь
исчерпывающий обзор всех его
международных связей.
В результате проведенного анализа я получила
желаемую наглядную картину состояния
дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической
и некоторых других внешних областях и
сделал следующий краткий вывод:
Если в конце 80-х годов такого города как
Санкт-Петербург не существовало на экономической
и финансовой карте мира, то теперь он
занимает достойное место, как в России,
так и за рубежом, подтверждением чему
служат многомиллионные кредиты зарубежных
партнеров, участие Санкт-Петербурга в
работе организаций как регионального,
так и международного масштаба.
Список литературы