Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ внешнеторговых связей США в современном мире.
Трудно найти другую страну, к которой проявлялся бы больший интерес, чем к США. Это одно из крупнейших государств мира, обладающее могучим экономическим, научно-техническим и военным потенциалом, которое во многом определяет политику современного мира.
Введение………………………………….…………………………………3
1.Отраслевая структура экономики США………………………………..6
2. Внешнеэкономические связи………………………………………….10
2.1. Значение внешней торговли для экономики США………………...10
2.2. Общая характеристика внешней торговли США…………………..13
2.3. Товарная структура внешней торговли США……………………..18
2.4. Географические направления внешней торговли………………….22
2.5. Внешнеторговая политика США……………………………………24
3. Отраслевая международная конкурентоспособность производителей США……………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30
Соединенные Штаты Америки в 90-е годы являлись также бесспорными лидерами в торговле военной продукцией, когда США, резко увеличившие свои поставки на мировой рынок вооружений и военной техники после окончания «холодной» войны. По некоторым данным, Соединенные Штаты к середине 90-х годов поставляли оружие почти в 150 стран мира, продолжая в то же время наращивать усилия по проведению в жизнь активной экспортной политики. При этом многими экспертами выделяется ряд конкретных причин, по которым мировые импортеры предпочитают именно американское оружие: во-первых, высокий технический уровень предлагаемой военной продукции; во-вторых, комплексные условия сделок и надежность послепродажного обслуживания ВВТ; в-третьих, постоянно усиливающееся политическое давление госаппарата США на своих торговых партнеров; в-четвертых, перестройка производственной и сбытовой деятельности американских военно-промышленных компаний с ориентацией на внешние рынки.13
Если применить классификацию
по конечному использованию
Таблица 1.
Товарная структура внешней торговли США в текущих ценах и в классификации по конечному использованию товаров (в % к итогу).
Вид продукции |
Экспорт |
Импорт | ||||||
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 | |
Сельскохозяйственные товары |
17,4 |
18,7 |
10,4 |
6,8 |
15,5 |
7,0 |
5,3 |
4,0 |
Промышленное сырье и материалы |
28,9 |
29,0 |
25,0 |
21,1 |
38,1 |
53,0 |
29,1 |
24,7 |
Инвестиционные товары, за исключением автотранспортных средств |
34,6 |
34,0 |
39,5 |
46,2 |
10,0 |
12,3 |
23,3 |
28,3 |
Автотранспортные средства |
9,2 |
7,8 |
9,3 |
10,4 |
13,8 |
11,3 |
17,7 |
16,0 |
Промышленные потребительские товары, за исключением автотранспортных средств |
6,6 |
7,9 |
11,0 |
11,6 |
19,0 |
13,8 |
21,3 |
23,1 |
Прочие промышленные товары |
3,3 |
2,6 |
4,8 |
3,9 |
3,6 |
2,3 |
3,3 |
3,9 |
Доля промышленных потребительских товаров, как в экспорте, так и импорте США в последние два десятилетия XX в. держится примерно на одном уровне. Показательно, что и на рынках этой сравнительно простой в технологическом отношении продукции американские компании все-таки нашли свою «нишу», с одной стороны, специализируясь на производстве наиболее высококачественных товаров, а с другой – всемерно их, удешевляя посредством развития трансграничной производственной кооперации (например, с мексиканскими или карибскими предприятиями).
2.4. Географические направления внешней торговли.
В распределении американских внешнеторговых потоков по регионам и отдельным странам решающую роль играет изменившийся характер и товарный состав этой торговли. Приоритетное развитие получают торговые связи США с партнерами, наиболее динамично развивающимися и наиболее успешно осваивающими современные технологии достижения, а также имеющими хорошо развитую обрабатывающую промышленность и в целом достаточно диверсифицированную экономику. Соответственно падает значение стран, развитие которых замедлилось, а тем более тех, кому фактически нечего предложить на мировых рынках, кроме сырья и самых примитивных потребительских товаров.
В отдельных случаях на географической структуре внешнеторговых связей заметно сказывается влияние торгово-политических или даже чисто политических факторов. Например, значительный стимул к росту американского экспорта дало вхождение Мексики в НАФТА в 1994 г. После этого немедленно увеличился экспорт инвестиционных и потребительских товаров в Мексику.14 «Холодная война» в течение многих лет тормозила развитие экономических связей США с так называемыми социалистическими странами, одновременно стимулируя расширение этих связей со «стратегическими партнерами» Америки, особенно со странами Западной Европы и Японией. В настоящее время по политическим соображениям США всячески ограничивают торговые контакты с Кубой и рядом арабских государств.
Обозначим общие контуры региональной структуры внешнеторговых связей США и общие тенденции ее изменений. Так, доля промышленно развитых стран в американском экспорте в 1950 г. составляла 57%, затем она повысилась, но к 2000 г. вновь понизилась практически до этого же уровня (табл.2). Следует подчеркнуть, что уменьшение доли промышленно развитых стран в 1990-х гг. произошло не из-за сокращения торговли (экспорт США в эти страны возрос в 1,7 раза), а в связи с более динамичным развитием торговых связей с рядом стран, формально относимых к развивающимся, но на самом деле уже индустриальными (Южная Корея, Сингапур и др.).
Довольно сходная картина наблюдается в распределении импорта США, в котором доля промышленно развитых стран также заметно снизилась в 1990-х гг. при абсолютном росте ввоза товаров из этих стран в 2,1 раза. Как и в экспорте, и в этом случае особенно значительно уменьшилась доля Японии, экономика которой уже давно находится в состоянии стагнации. Экспорт США в Японию возрос с 1990 по 2000г. в 1,3 раза, а импорт из Японии – 1,6 раза.
Среди развивающихся стран к концу века значительно упала доля в американской внешней торговле стран Латинской Америки, за исключением Мексики. К концу XX в. Мексика заняла в списке крупнейших покупателей американских товаров вторе место (после Канады), а в списке крупнейших поставщиков товаров на американский рынок – третье место (после Канады и Японии). В целом же доля партнеров США по НАФТА (Канады и Мексики) составляла в 2000 г. в американском экспорте около 35%, а в импорте – 30%.
Таблица 2.
Географическое направление внешней торговли США в текущих ценах (в % к импорту)
Страны |
Экспорт |
Импорт | ||||||
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 | |
Промышленно развитые страны |
69,1 |
61,2 |
65,2 |
56,8 |
73,2 |
51,2 |
60,2 |
52,0 |
В том числе | ||||||||
Страны Западной Европы |
33,5 |
30,1 |
28,6 |
23,1 |
28,0 |
18,9 |
21,9 |
19,9 |
Канада |
21,0 |
18,6 |
21,4 |
23,2 |
27,8 |
17,2 |
18,7 |
19,1 |
Япония |
10,8 |
9,3 |
12,3 |
8,2 |
14,7 |
12,5 |
18,1 |
12,0 |
Развивающиеся страны |
30,1 |
37,0 |
33,5 |
42,4 |
26,1 |
47,7 |
39,3 |
46,7 |
Страны Восточной Европы* |
0,8 |
1,8 |
1,1 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
1,3 |
*- страны Восточной Европы
в 1970-1990 гг. включают СССР, а в
2000г-Россию и другие
Очень динамично в последние годы развиваются и торговые отношения США со странами Юго-Восточной Азии, которые относятся к категории «новых индустриальных стран». Их доля в экспорте США поднялась к 2000 г. до 30%, а в импорте достигла почти 40%. Среди них наиболее активно развивается торговля США с Китаем, доля которого и в импорте, и в экспорте США за последние 10 лет почти удвоилась. Причем по объему поставок товаров на американский рынок к концу 1990-х гг. Китай вышел на четвертое место среди крупнейших партнеров США (после Канады, Японии и Мексики). В экспорте США его доля пока что, правда, не велика.15
2.5. Внешнеторговая политика США.
Внешнеторговая политика
США основана на понимании того,
что в стратегическом плане государство
заинтересовано в расширении международного
торгового обмена, который создает
благоприятные условия для
Выдвигая на первый план
лозунг «свободной торговли», США, однако,
проявляют значительный прагматизм
в текущей политике, не останавливаясь
при необходимости перед
Для реализации своих целей
в области международной
В последние два десятилетия во внешнеторговой политике США наблюдалось определенное смещение акцентов с мероприятий по регулированию импорта (которые, тем не менее, власти США продолжают активно заниматься) в сторону мер, обеспечивающих беспрепятственный доступ американских товаров на рынки других стран. При этом речь идет не только об устранении торговых барьеров на пути экспорта США, но и о воздействии на хозяйственную деятельность и экономическую политику других стран, если они затрудняют американскую торговую экспансию и задевают интересы американских компаний, работающих на внешних рынках.
3. Отраслевая международная
конкурентоспособность
Обратимся к анализу отраслевой
международной
Добыча металлов и минералов. Для политики фирм в данной сфере были характерны инвестиции в экологически чистые технологии, использование вторичного сырья, сокращение собственного экологически грязного производства. Политика фирм явно была направлена на формирование глобальных преимуществ. Во многом это объяснялось и политикой государства, основными направлениями которой были нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности отрасли через экологические нормативы, стимулирование повышения степени обработки исходного сырья; антидемпинговые меры по отношению к импортерам. Лишь последняя мера направлена на поддержание ресурсных преимуществ национальных фирм. Первая способствует обретению ими глобальной, а вторая – технологической конкурентоспособности.
Угольная отрасль. Политика угольных предприятий была направлена на повышение производительности труда; улучшение технологий добычи, экономию на масштабах добычи через объединение основных производителей, то есть на получение преимуществ технологических. В то же время политика государства в угольной отрасли преследовала цели упрочить позиции американских фирм на европейских рынках, то есть, по существу, тоже была ориентирована на технологическое развитие отрасли.
Химическая отрасль. Предприятия отрасли производят большие вложения в НИОКР, в открытие новых лекарств (в фармацевтике), рост НИОКР за пределами США (из27 крупнейших американских ТНК шесть занимаются лекарствами); рост числа совместных предприятий.
Текстильная отрасль. Предприятия данной сферы занимались реструктуризацией и реорганизацией производства, что вело к сокращению занятых и \или к выносу производства за рубеж (с базированием в США только штаб-квартир, в некоторых случаях – с маркетинговыми и инновационными функциями), что свидетельствует о попытке наращивать инновационно - технологические конкурентные преимущества.
Информация о работе Внешнеторговые связи США в современном мире