Внешнеторговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:18, лекция

Описание работы

Внешнеторговая политика государства – определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами.
Цели внешнеторговой политики:
1) изменение способа и степени включения данной страны в систему МРТ
2) изменение объемов экспорта и импорта;
3) изменение структуры внешней торговли;

Содержание

1.Внешнеторговая политика: понятие и виды
2.Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли
3.Классификация и функции таможенные пошлин
4.Нетарифное регулирование внешней торговли
5.Внешнеторговая политика РФ
6. Преимущества и недостатки политики протекционизма

Работа содержит 1 файл

Тема 5 Внешнеторг политика.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

Лицензирование

В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случаях:

1) введения временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных видов  товаров; 

2) реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставления  исключительного права на экспорт  и (или) импорт отдельных видов  товаров; 

4) выполнения  РФ международных обязательств.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) через свои территориальные органы выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.

б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.

в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Примеры нетарифного регулирования ВЭД в РФ:

  • квоты и лицензии на экспорт газа, нефти;
  • квоты на ввоз текстиля;
  • субсидирование угольной и сельскохозяйственной промышленности;
  • система государственных закупок;
  • разветвленная система технических барьеров.

 

      1. Преимущества и недостатки политики протекционизма

Аргументы в пользу протекционизма:

        • Стимулирование производства и обеспечение занятости

Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо для поддержки отечественных производителей, сохранения рабочих мест и, соответственно, сохранения социальной стабильности. Сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Сравнение последствий установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям позволяет сделать следующий вывод. Если производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь не несут. Тогда как потери от введения тарифа больше.

        • Защита молодых отраслей

Сторонники протекционизма утверждают, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.

Однако, во-первых, трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. В-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм

        • Увеличение доходов государственного бюджета

Во многих случаях государство  проводит протекционистскую политику, т.к. нуждается в дополнительных доходах на покрытие дефицита государственного бюджета.

Однако поступления в бюджет в этом случае зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

        • Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны

Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих  стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Однако серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, энергоносителей и другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (нефти, газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать субсидиями.

Аргументы против протекционизма:

  • Обострение межгосударственных противоречий

Политика протекционизма, проводимая одной страной, вызывает ответные меры со стороны ее торговых партнеров. Т.е. следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон.

  • Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса

Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия.

  • Устранение иностранной конкуренции приводит к застою, т.к. ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы докладов

    1. Таможенные тарифы развитых и развивающихся стран
    2. Внешнеторговая политика России
    3. Практика и механизм применения таможенных тарифов в РФ
    4. Таможенное регулирование внешней торговли в РФ

 

Тесты

Принципы и  тенденции развития внешнеторговой политики

1. Методами регулирования внешней  торговли являются... 
a) экономические и административные 
b) административные и международные 
c) экономические и национальные 
d) тарифные и экономические

2. При свободной внешней торговле  больше всего выигрывают... 
a) потребители 
b) развивающиеся страны 
c) оборонные отрасли 
d) «молодые» отрасли производства

3. Сторонники протекционизма утверждают, что он необходим для... 
a) увеличения внутренней занятости 
b) открытости национальной экономики 
c) заключения новых торговых соглашений 
d) росту демократии в стране

4. Торговый оборот страны представляет собой... 
a) совокупность экспорта и импорта 
b) разницу экспорта и импорта 
c) выручку торговых организаций страны 
d) выручку государственных организаций страны

5. Защищает определенные отрасли,  и прежде всего сельское хозяйство, ________ протекционизм. 
a) отраслевой 
b) селективный 
c) скрытый 
d) коллективный

6. Либерализация внешней торговли  связана с... 
a) понижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеторговых связей 
b) введением импортных квот 
c) ужесточением лицензирования 
d) установлением дополнительных стандартов и требований к ввозимым товарам

7. Всемирная торговая организация  выступает за... 
a) сокращение таможенных пошлин 
b) увеличение тарифной эскалации 
c) сокращение объемов торговли 
d) увеличение миграции рабочей силы между странами

8. Основная тенденция в национальном  регулировании международной торговли  – это... 
a) либерализм 
b) протекционизм 
c) глобализм 
d) интернационализм

9. Тарифные методы регулирования  приводят к... 
a) увеличению налогового бремени 
b) увеличению импорта 
c) увеличению экспорта 
d) сокращению транзитных поставок

10. Все тарифные методы влияют  на... 
a) цену товара 
b) рыночный механизм 
c) увеличение государственных трансфертов 
d) увеличение благосостояние населения

 

Тарифные ограничения  международной торговли

1. Таможенные пошлины не выполняют следующую функцию... 
a) контрольную 
b) фискальную 
c) протекционистскую 
d) балансировочную

2. Может ли введение импортного  тарифа благоприятно сказаться  на экономике страны... 
a) да, в случае возможности страны влиять на уровень мировых цен 
b) нет, так как любое ограничение торговли снижает конкуренцию 
c) да, в случае введения пошлины на товары, конкурирующие с отечественными товарами 
d) да, если действия страны не позволяют повышать уровень мировых цен

3. Решение фискальной задачи для тарифных методов предполагает... 
a) получение дополнительных доходов в госбюджет 
b) создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей 
c) развитие контактов с зарубежными партнерами 
d) ограничение импорта

4. Балансировочная функция, выполняемая таможенными пошлинами, предполагает установление ограничений на... 
a) экспорт товаров 
b) импорт товаров 
c) транзит товаров 
d) импорт технологии

5. Таможенные пошлины не выполняют следующую функцию... 
a) денежно-кредитную 
b) фискальную 
c) балансировочную 
d) протекционистскую

6. К тарифным методам регулирования  международной торговли относится... 
a) таможенная пошлины 
b) квота 
c) технические стандарты 
d) экспортная субсидия

7. Потери от импортной пошлины  несут... 
a) потребители в импортирующей стране 
b) производители в импортирующей стране 
c) бюджет государства, установившего импортную пошлину 
d) потребители в экспортирующей стране

8. Конкурентоспособность импортных  товаров повышается, если... 
a) ввозные пошлины снижены 
b) введены акцизные сборы 
c) утверждена антидемпинговая пошлина 
d) предъявляются технические ограничения

9. Страна (малая) ввозила товар  X по мировой цене 100 долл. за тонну.  При введении импортного тарифа  цена в стране выросла до 112 долл. за тонну, тогда размер импортного тарифа составит... 
a) 12 долл. 
b) 112 долл. 
c) 2 долл. 
d) 10 долл.

10. При введении экспортной пошлины  в 5 долларов за кубометр, экспорт  леса сократился с 200 м3 до 180 м3. Дополнительные доходы в бюджет от введения экспортной пошлины составят... 
a) 100 долл. 
b) 20 долл. 
c) 80 долл. 
d) 120 долл.

Скрытые и неэкономические  методы торговой политики

1. К техническим барьерам торговой  политики не относится... 
a) обязательное лицензирование 
b) соблюдение санитарно-гигиенических норм 
c) требование о соблюдении национальных стандартов 
d) сертификаты качества

Информация о работе Внешнеторговая политика