Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:09, реферат
Целью данной работы является достижение целостного понимания системы управления ВЭД в Забайкальском крае.
Основная задача: Рассмотреть все уровни управления ВЭД Забайкальского края, для формирования общего представления о системе управления.
Организация управления основывается на следующих основных принципах:
1. Деление
государственных органов на
2. Определение
целей деятельности каждого
3. Установление
характера взаимоотношений
4. Взаимодействие
звеньев государственного
5. Взаимодействие
государственных органов
6. Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями.
7. Формирование
партнерских отношений
На федеральном уровне
управления ВЭД, основными государственными
учреждениями являются Министерство промышленности
и торговли РФ (МПиТ РФ), Федеральная таможенная
служба РФ (ФТС РФ), МФ и ЦБ РФ.
2. Система управления ВЭД на региональном уровне. Общие положения.
С
учетом конкретного региона и его двусторонних
соглашений с центром необходимо четко
описать региональный уровень регулирования
внешнеэкономической деятельности, особенно
внешней торговли.
В этой связи требует пристального внимания
и изучения подход к распределению полномочий
в области регулирования внешнеэкономической
деятельности между федеральным центром
и субъектами Российской Федерации, закрепленный
в Конституции РФ (1993 г.).
Ранее все вопросы регулирования внешнеэкономических
связей находились в исключительном ведении
центральных органов власти. По новой
Конституции допускаются совместное ведение
Российской Федерации и субъектами РФ
такого вопроса, как "координация международных
и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации, выполнение международных
договоров Российской Федерации" (статья
72). Такое разделение полномочий во внешнеэкономической
сфере потребовало и выработки двухуровневой
концепции управления ВЭД (федеральный
уровень и региональный уровень), а следовательно,
и создания различающихся по составу элементов
обособленных механизмов регулирования
ВЭД.
Конституция РФ исходит из того, что в условиях рыночной экономики реализация региональных преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых) через внешнеэкономическую деятельность возможна лишь при известной самостоятельности регионов в регулировании ВЭД. При этом под самостоятельностью регионов понимается единство их свободы их маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов. Такой подход, на наш взгляд, не означает, что интересы федерального центра отодвигаются как бы на второй план. Центр реализует "свой" эффект, получаемый на более высоком уровне и в больших масштабах — эффект общегосударственной кооперации.
Функции регионального механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, который представляет собой сочетание факторов развития регионального комплекса, а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии и др.), организационных, правовых норм и правил международного, федерального и регионального уровня, существенно отличаются от функций общефедеральных. Достаточно емкое представление о функциях этого механизма дает статья 8 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (1995 г.), которая трактует полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В ней, в частности, идет речь о таких функциях регионального механизма, как:
— координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на территории региона;
— формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности;
— предоставление дополнительных, по отношению к федеральным, финансовых гарантий участникам внешнеторговой деятельности;
— предоставление гарантий и льгот участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на территории региона, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами субъекта РФ;
— создание страховых и залоговых фондов в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов;
— заключение
соглашений в области внешнеторговых
связей с субъектами иностранных федеративных
государств, административно-
Необходимо отметить, что перечисленные выше функции могут быть расширены в том случае, если это предусмотрено двусторонним договором о разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектом РФ, который подписали уже 44 из 89 субъектов Российской Федерации. Так, изучение некоторых из договоров показало, что в них предусмотрены координация взаимодействия органов субъекта РФ, согласование планов работы по международным и внешнеэкономическим связям, проектов соглашений с зарубежными партнерами. Данные договоры предусматривают право субъектов участвовать в разработке проектов законов и нормативных актов в сфере международных и внешнеэкономических связей, затрагивающих их интересы.
В Забайкальском крае, как и в других субъектах РФ, пока не имеющих с центром аналогичного договора о разграничении полномочий, механизм регулирования ВЭД строится на нормативно-правовой базе Гражданского и Таможенного кодексов Таможенного союза, федеральных законов, регулирующих ВЭД, Основного закона (Устава) Забайкальского края, постановлений Главы администрации.
Региональный
уровень управления ВЭД Забайкальского
края представлен МВЭСиТ, Читинской таможней
и уполномоченными на проведение ВЭД банками.
Рассмотрим данные органы более подробно.
Внешнеэкономическая деятельность
Прогнозирование
внешнеэкономической
Внешнеторговый оборот края в 2011 году, по оценке, составит 385,0 млн. долларов США, что на 27,6 % ниже уровня предыдущего года. Объем экспортных операций оценивается в сумме 95,0 млн. долларов США (38,3 % к уровню 2010 года), импортных – 290,0 млн. долларов США (102,3 %). В структуре экспорта края наибольшую долю сформируют товарные статьи «древесина и изделия из нее» – 70,3 % и «металлы и изделия из них» – 8,4 %, в структуре импорта продовольственные товары составят 60,7 %, машины, оборудование и транспортные средства – 9,7 %.
Ожидаемый объем экспорта оценивается с учетом уменьшения объема поставок по основной товарной статье «древесина и изделия из нее», а также снижения объема поставок лома черных металлов, а также осуществленной ОАО «ППГХО» в декабре 2010 году поставки в КНР четырех партий закиси урана, которая обеспечила 40 % стоимостного объема экспорта края.
Структура основных показателей внешнеторговой деятельности на период до 2013 года будет формироваться по основным товарным статьям с учетом реализации проектов по освоению месторождений полезных ископаемых на территории Забайкальского края.
В 2012 году, по прогнозу, внешнеторговый оборот края составит 400,0 млн. долларов США (101,5 %) по обоим вариантам, в 2013 году – 409,0 млн. долларов США (102,3 %). Объем экспортных операций, по прогнозу, составит в 2012 году 102,0 млн. долларов США (102,0 %), в 2013 году – 105,0 млн. долларов США (102,9 %). Прогнозируемый объем импорта составит в 2012 году 298,0 млн. долларов США (101,4 %), в 2013 году – 304,0 млн. долларов США (102,0 %). Объем импорта в прогнозируемом периоде будет незначительно расти, в основном, за счет продовольственных товаров, металлов, машинотехнической продукции из КНР.
Прогнозируемое увеличение
Забайкальский край — один из уникальных регионов в Российской Федерации по своему ресурсно-сырьевому потенциалу, наличию выгодной транспортной схемы, интегрированной в мировую систему коммуникаций, благоприятным условиям для создания зон свободного предпринимательства, исключительно ценным рекреационным ресурсам, емкому и свободному от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.
Географическое положение
В период с 2000 по 2007 г. товарооборот внешней торговли края неуклонно повышался, что было связано как с улучшением экономической ситуации в регионе, так и с продолжающимся экономическим ростом в КНР.
Наибольший объем торговли с
зарубежными странами
Основным экспортным товаром региона является древесина, большая часть которой — круглый лес. Проводимая правительством Забайкальского края политика упорядочения лесной отрасли, а также введение с 1 июля 2007 г. и с 1 апреля 2008 г. новых таможенных пошлин на круглый лес, привели к тому, что объем экспорта из региона уменьшился.
На протяжении многих лет основной импортной позицией являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Ввиду суровых климатических условий в Забайкалье многие виды сельскохозяйственных культур выращивать невозможно. Продукты питания, прежде всего овощи и фрукты, в обозримом будущем будут оставаться основной статьей импорта Забайкальского края.
С целью повышения
Забайкальский край занимает
одно из первых мест по
Состав стран-инвесторов нерационален, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония вообще не представлена на инвестиционном рынке края, равно как и новые индустриальные государства (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющие опыт работы в странах с переходной экономикой, менее опасающиеся инвестиционных рисков по сравнению с западными инвесторами. Они готовы вкладывать капитал в высокотехнологичные объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.
Крупнейшим инвестиционным проектом, реализуемым на территории края, является реконструкция Ново-Широкинского золотополиметаллического рудника, инвесторами которого являются канадско-британско-рос-сийский холдинг Highland Gold Mining Ltd. и АО «Казцинк». В октябре 2009 г. состоялся пуск производственного комплекса Ново-Широкинского рудника. Его товарной продукцией будут в основном свинцовый и цинковый концентраты. Ежегодный выпуск составит: 20-28 тыс. т свинцового концентрата, 8-9 тыс. т цинкового концентрата, 35-40 тыс. унций золота и 700-800 тыс. унций серебра. Согласно информации управляющей компании «Руссдрагмет», по итогам первого полугодия 2009 г. общий объем привлеченных инвестиций в данный проект составил 123,5 млн долл., или около 50 % иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края.
Холдинг Highland Gold Mining Ltd. совместно
с канадской компанией Barrick Gold
Corporation владеет лицензией на право
освоения Тасеевского
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность в Забайкальском крае