Внешнеэкономическая деятельность в Забайкальском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является достижение целостного понимания системы управления ВЭД в Забайкальском крае.
Основная задача: Рассмотреть все уровни управления ВЭД Забайкальского края, для формирования общего представления о системе управления.

Работа содержит 1 файл

Копия Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

        Организация управления основывается на следующих основных принципах:

 1. Деление  государственных органов на звенья, относительно обособленные, но с  подчинением по вертикали.

 2. Определение  целей деятельности каждого звена,  стоящих перед ним задач и полномочий.

 3. Установление  характера взаимоотношений между  звеньями.

 4. Взаимодействие  звеньев государственного управления  ВЭД с другими структурами  по горизонтали.

 5. Взаимодействие  государственных органов управления  с субъектами ВЭД.

 6. Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями.

 7. Формирование  партнерских отношений властных  структур и деловых кругов  в обеспечении интересов России  за рубежом. В РФ существуют  следующие уровни управления  ВЭД:

  • общегосударственный;
  • функциональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • хозяйственный (субъектов ВЭД).
 

        На федеральном уровне управления ВЭД, основными государственными учреждениями являются Министерство промышленности и торговли РФ (МПиТ РФ), Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ), МФ и ЦБ РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  2. Система управления  ВЭД на региональном  уровне. Общие положения.

       С учетом конкретного региона и его двусторонних соглашений с центром необходимо четко описать региональный уровень регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно внешней торговли. 
В этой связи требует пристального внимания и изучения подход к распределению полномочий в области регулирования внешнеэкономической деятельности между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, закрепленный в Конституции РФ (1993 г.). 
Ранее все вопросы регулирования внешнеэкономических связей находились в исключительном ведении центральных органов власти. По новой Конституции допускаются совместное ведение Российской Федерации и субъектами РФ такого вопроса, как "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (статья 72). Такое разделение полномочий во внешнеэкономической сфере потребовало и выработки двухуровневой концепции управления ВЭД (федеральный уровень и региональный уровень), а следовательно, и создания различающихся по составу элементов обособленных механизмов регулирования ВЭД.

       Конституция РФ исходит из того, что в условиях рыночной экономики реализация региональных преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых) через внешнеэкономическую деятельность возможна лишь при известной самостоятельности регионов в регулировании ВЭД. При этом под самостоятельностью регионов понимается единство их свободы их маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов. Такой подход, на наш взгляд, не означает, что интересы федерального центра отодвигаются как бы на второй план. Центр реализует "свой" эффект, получаемый на более высоком уровне и в больших масштабах — эффект общегосударственной кооперации.

       Функции регионального механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, который представляет собой сочетание факторов развития регионального комплекса, а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии и др.), организационных, правовых норм и правил международного, федерального и регионального уровня, существенно отличаются от функций общефедеральных. Достаточно емкое представление о функциях этого механизма дает статья 8 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (1995 г.), которая трактует полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В ней, в частности, идет речь о таких функциях регионального механизма, как:

 — координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на территории региона;

 — формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности;

 — предоставление дополнительных, по отношению к федеральным, финансовых гарантий участникам внешнеторговой деятельности;

 — предоставление гарантий и льгот участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на территории региона, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами субъекта РФ;

 — создание страховых и залоговых фондов в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов;

 — заключение соглашений в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

       Необходимо отметить, что перечисленные выше функции могут быть расширены в том случае, если это предусмотрено двусторонним договором о разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектом РФ, который подписали уже 44 из 89 субъектов Российской Федерации. Так, изучение некоторых из договоров показало, что в них предусмотрены координация взаимодействия органов субъекта РФ, согласование планов работы по международным и внешнеэкономическим связям, проектов соглашений с зарубежными партнерами. Данные договоры предусматривают право субъектов участвовать в разработке проектов законов и нормативных актов в сфере международных и внешнеэкономических связей, затрагивающих их интересы.

       В Забайкальском крае, как и в других субъектах РФ, пока не имеющих с центром аналогичного договора о разграничении полномочий, механизм регулирования ВЭД строится на нормативно-правовой базе Гражданского и Таможенного кодексов Таможенного союза, федеральных законов, регулирующих ВЭД, Основного закона (Устава) Забайкальского края, постановлений Главы администрации.

       Региональный уровень управления ВЭД Забайкальского края представлен МВЭСиТ, Читинской таможней и уполномоченными на проведение ВЭД банками. Рассмотрим данные органы более подробно. 
 

 

Внешнеэкономическая деятельность

      Прогнозирование внешнеэкономической деятельности Забайкальского края осуществляется на основании таможенной статистики Сибирского таможенного управления, анализа  производства основной промышленной продукции, заключенных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, динамики цен на экспортную продукцию. Торговые связи поддерживаются более чем с 40 странами мира. Основным партнером остается Китайская Народная Республика (КНР), объем товарооборота с которой составляет 88,4 %.

      Внешнеторговый  оборот края в 2011 году, по оценке, составит 385,0 млн. долларов США, что на 27,6 % ниже уровня предыдущего года. Объем экспортных операций оценивается в сумме 95,0 млн. долларов США (38,3 % к уровню 2010 года), импортных – 290,0 млн. долларов США (102,3 %). В структуре экспорта края наибольшую долю сформируют товарные статьи «древесина и изделия из нее» – 70,3 % и «металлы и изделия из них» –  8,4 %, в структуре импорта продовольственные товары составят 60,7 %, машины, оборудование и транспортные средства – 9,7 %.

      Ожидаемый объем экспорта оценивается с  учетом уменьшения объема поставок по основной товарной статье «древесина и изделия из нее», а также снижения объема поставок лома черных металлов, а также осуществленной ОАО «ППГХО» в декабре 2010 году  поставки в КНР четырех партий закиси урана, которая обеспечила 40 % стоимостного объема экспорта края.

      Структура основных показателей внешнеторговой деятельности на период до 2013 года будет  формироваться по основным товарным статьям с учетом реализации проектов по освоению месторождений полезных ископаемых на территории Забайкальского края.

      В 2012 году, по прогнозу, внешнеторговый оборот края составит 400,0 млн. долларов США (101,5 %) по обоим вариантам, в 2013 году – 409,0 млн. долларов США (102,3 %). Объем экспортных операций, по прогнозу, составит в 2012 году 102,0 млн. долларов США (102,0 %), в 2013 году – 105,0 млн. долларов США (102,9 %). Прогнозируемый объем импорта составит в 2012 году 298,0 млн. долларов США (101,4 %), в 2013 году – 304,0 млн. долларов США (102,0 %). Объем импорта в прогнозируемом периоде будет незначительно расти, в основном, за счет продовольственных товаров, металлов, машинотехнической продукции из КНР.

        Прогнозируемое увеличение экспортных  поставок за 2010–2013 годы – 10,5 % по обоим вариантам. При этом объем импортных операций увеличится на 4,8 %.

           Забайкальский край — один из уникальных регионов в Российской Федерации по своему ресурсно-сырьевому потенциалу, наличию выгодной транспортной схемы, интегрированной в мировую систему коммуникаций, благоприятным условиям для создания зон свободного предпринимательства, исключительно ценным рекреационным ресурсам, емкому и свободному от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.

       Географическое положение региона  предопределило развитие торгово-экономических отношений с Китаем и Монголией, являющимися на протяжении многих лет основными внешнеэкономическими партнерами региона, причем на долю Китая приходится более 90 % товарооборота Забайкальского края.

       В период с 2000 по 2007 г. товарооборот  внешней торговли края неуклонно повышался, что было связано как с улучшением экономической ситуации в регионе, так и с продолжающимся экономическим ростом в КНР.

       Наибольший объем торговли с  зарубежными странами достигнут  в 2007 г. — 749,1 млн долл. США. 

       Основным экспортным товаром региона является древесина, большая часть которой — круглый лес. Проводимая правительством Забайкальского края политика упорядочения лесной отрасли, а также введение с 1 июля 2007 г. и с 1 апреля 2008 г. новых таможенных пошлин на круглый лес, привели к тому, что объем экспорта из региона уменьшился.

  На протяжении многих лет основной импортной позицией являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Ввиду суровых климатических условий в Забайкалье многие виды сельскохозяйственных культур выращивать невозможно. Продукты питания, прежде всего овощи и фрукты, в обозримом будущем будут оставаться основной статьей импорта Забайкальского края.

       С целью повышения экономического  потенциала региона, в том числе  за счет расширения внешней торговли, правительством края намечен комплекс мероприятий, предусматривающих поддержку экспорта, оптимизацию импорта, развитие на территории края производства экспортоориентированной и импортозамещающей продукции с высокой долей добавленной стоимости (главным образом, в сфере деревопереработки и горнодобывающей отрасли промышленности), привлечение иностранных инвестиций и обустройство приграничной инфраструктуры. Данные меры планируется осуществлять в рамках краевой долгосрочной целевой программы «Развитие внешнеторговой деятельности в Забайкальском крае на 2011-2013 годы».

       Забайкальский край занимает  одно из первых мест по разведанным  запасам полезных ископаемых. Поэтому,  естественно, в сложившейся отраслевой  структуре экономики края значительная часть иностранных инвестиций привлекается в сферу добычи полезных ископаемых. На 1 октября 2010 г. в организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых, привлекли 270 млн долл. США, или 94 % общего объема иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края. Крупнейшими странами-инвесторами края являются Кипр, Казахстан, Швейцария, Китай и Великобритания, на долю которых приходится, соответственно, 38, 21, 20, 14 и 4 % всех инвестиций в регион.

     Состав стран-инвесторов нерационален, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония вообще не представлена на инвестиционном рынке края, равно как и новые индустриальные государства (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющие опыт работы в странах с переходной экономикой, менее опасающиеся инвестиционных рисков по сравнению с западными инвесторами. Они готовы вкладывать капитал в высокотехнологичные объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.

       Крупнейшим инвестиционным проектом, реализуемым на территории края, является реконструкция Ново-Широкинского золотополиметаллического рудника, инвесторами которого являются канадско-британско-рос-сийский холдинг Highland Gold Mining Ltd. и АО «Казцинк». В октябре 2009 г. состоялся пуск производственного комплекса Ново-Широкинского рудника. Его товарной продукцией будут в основном свинцовый и цинковый концентраты. Ежегодный выпуск составит: 20-28 тыс. т свинцового концентрата, 8-9 тыс. т цинкового концентрата, 35-40 тыс. унций золота и 700-800 тыс. унций серебра. Согласно информации управляющей компании «Руссдрагмет», по итогам первого полугодия 2009 г. общий объем привлеченных инвестиций в данный проект составил 123,5 млн долл., или около 50 % иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края.

       Холдинг Highland Gold Mining Ltd. совместно  с канадской компанией Barrick Gold Corporation владеет лицензией на право  освоения Тасеевского золоторудного  месторождения в Балейском районе  Забайкальского края. В период  с 2006 по 2008 г. на месторождении осуществлены масштабные геологоразведочные и изыскательские работы, приобретено строительное и горное оборудование. Однако в ходе проектирования была отмечена необходимость переноса части микрорайона пос. Тасеево, попадающего в зону воздействия горных работ. Руководство компании провело несколько общественных слушаний по стратегии переселения поселка, в результате которых было достигнуто согласие с его жителями. Начата конкретная работа по разработке проектов домов, выбору строительных материалов и процедуре переселения. Объем иностранных инвестиций, направленных на освоение месторождения, составляет 21,6 млн долл.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность в Забайкальском крае