Валютные аспекты экономической интеграции: понятие, этапы и условия

Автор: Дарья Бондаренко, 03 Декабря 2010 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Курсовая посвящена проблемам интеграции в международной валютной системе. "Зона евро" как яркий пример интегративных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Экономическая интеграция как основа развития современных валютных отношений…………………………………………………………………………….5
1.1. Интеграционные процессы в мировой экономике: содержание и основные этапы……………………………………………………………………………………5
1.2. Развитие мировой валютной системы как форма осуществления валютной интеграции…………………………………………………………………………….10
1.3. Влияние глобализации на валютную интеграцию……………………………..16
2. Европейская валютная система как развитая форма валютной интеграции……………………………………………………………………………22
2.1. Причины и предпосылки возникновения ЕВС…………………………………22
2.2. Механизм функционирования ЕВС…………………………………………….25
2.3. Зона евро – современный этап развития валютной интеграции в Европе…..28
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!!!!!.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Во-первых, золото лишалось своей монетарной роли и объявлялось обычным товаром, хотя его высокая ликвидность по-прежнему побеждает большинство государств отводить ему значительную долю в своих золотовалютных резервах.

     Во-вторых, странам было предоставлено право  выбора режима валютного курса. В настоящее время страны могут выбрать фиксированный, плавающий или смешанный режим курса национальной валюты. Фиксированный курс имеет следующие разновидности:

     1) фиксация по отношению к одной добровольно выбранной валюте;

     2) фиксация к СДР;

     3) корзинный валютный курс;

     4) курс, рассчитанный на основе скользящего паритета.

     К настоящему времени 19 ведущих стран, включая США, Канаду, Великобританию и Японию, приняли режим независимого плавания валютных курсов, то есть курсы их валют устанавливаются на свободном валютном рынке. Большинство стран  ЕС учредили валютный союз и фактически перешли к единой валюте евро, курс которой также находится в режиме «свободного плавания». 39 стран приняли решение об установлении курса своих валют по отношению к доллару, 14 стран – к французскому франку (зона франка), 5 стран – к валютам других стран. К СДР привязали свою валюту 17 стран, и 29  стран – к другим  валютным корзинам.

     Переход к гибким обменным курсам предполагал выравнивание темпов инфляции в различных странах, уравновешивание платёжных балансов и расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики.

     В-третьих, был введен стандарт специальных  прав заимствования, сокращенно СДР (от английского Special Drawing Rights – SDR).

     Ямайское соглашение юридически закрепило сложившееся к этому моменту на мировом валютном рынке плавающие валютные курсы и многовалютный стандарт, а также отменила монетный паритет золота, определила статус СДР как международной резервной и платёжной валюты.

     СДР, по существу, представляет собой специфическую валюту, эмитируемую МВФ. Она была призвана заменить и золото, и доллар в международных расчетах и в государственных резервах. Первоначально  курс СДР фиксировался в золоте и по золотому содержанию был равен доллару. С 1974 г. курс устанавливается по определенной корзине валют. С 1981 г. в корзину входят пять валют – доллар США, марка ФРГ, иена, французский франк и фунт стерлингов. Для определения курса СДР каждая валюта берется с удельным весом, равным доле данной страны в мировом экспорте. 7

     Сейчас, в условиях кризиса, роль СДР заметно возросла, она является первым кандидатом на роль резервной мировой валюты на замену доллару. Еще в ноябре прошлого года китайские власти предлагали начать более активно использовать механизм СДР в Азии или создавать общую региональную валюту по схожей схеме. В начале этого года с подобными идеями материализовался известный финансист, Джордж Сорос. По его словам,  СДР поможет периферийным странам справиться с кризисом. Все, что нужно - это одобрение 85% членов МВФ допэмиссии специальных прав заимствования, чтобы уравнять квоты на СДР В прошлом году допэмиссию СДР одобрили 78% участников МВФ.

     Идея наднациональной валюты обретает всё больше сторонников. Россия предлагает созвать международную конференцию для обсуждения вопроса о создании единой мировой валюты на уровне уполномоченных представителей правительств и экспертов. Движение к созданию единой валюты должно быть поэтапным – «через цепь последовательных шагов: создание множественности международных финансовых центров, создание региональных валют, что уже имеет место». Кроме того, может быть предложена система страхования от перепада валютных курсов, чтобы падение одной валюты можно было бы компенсировать через ресурсы устойчивости другой. Явными сторонниками России в разработке этой идеи стали правительства Китая, Казахстана, а также глава Международного валютного фонда, который считает предложение о введении новой резервной валюты обоснованным.

     По  итогам анализа создания и функционирования современной валютной системы можно выявить ряд несомненных достоинств:

  1. гибкость многовалютной системы с плавающими курсами хорошо удовлетворяют требованиям растущей сложности и взаимосвязанности мировой экономической системы. Согласование курсов валют берет на себя рынок;
  2. на базе этой системы вырос современный глобальный валютный рынок, адекватный идущим процессам экономической и финансовой глобализации;
  3. отдельные страны получили возможность вырабатывать гибкую валютную политику и использовать валютный курс как один из важнейших инструментов экономической политики.

     В то же время у Ямайской системы  обнаружился ряд недостатков, побуждающих к её реформированию:

  1. валютная система стала гибкой, но очень неустойчивой. Многие государства не смогли выработать валютную политику, обеспечивающую им устойчивое экономическое развитие;
  2. оказалось, что МВФ не имеет достаточно финансовых ресурсов и, главное, адекватной концепции для успешного глобального регулирования мировой валютной системы;
  3. в конце 90-х гг. стало ясно, что существующая валютная система порождает не только многочисленные валютные, но также финансовые и экономические кризисы, каждый раз грозящие перерасти в мировые.

     Возникшие перед мировой валютной системой проблемы особенно рельефно проявились в серии кризисов конца ХХ века. В 1995 г. возник мощнейший мексиканский, или, как его еще называют – «текиловый», кризис, повергший в тяжелейшее состояние одну из крупнейших экономик Латинской Америки. Удар был тем неожиданнее, что Мексика четко исполняла все предписания МВФ. Международные организации и США выделили для выхода из кризиса огромные средства, но неуверенность в правильности рекомендаций ведущих международных консультантов оставалась.[8]

         МВФ настойчиво рекомендовал развивающимся странам открыть свои финансовые рынки для свободного перемещения капитала. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. с впечатляющей ясностью показал ограниченность такой стратегии. Оказалось, что либерализация движения капитала несовместима с проведением независимой денежной политики при одновременной фиксации валютного курса.

     Исторический  опыт эпохи плавающих курсов свидетельствует  о том, что МВФ был эффективнее  в качестве «регулировщика движения»  в мировой экономике, нежели  страхового агента на финансовых кризисах. Он оказался успешнее в предупреждении кризисов, чем в ликвидации их болезненных последствий. В настоящее время миссия фонда направлена на решение нескольких задач:

     - повышение надежности, полноты и  своевременности экономической  статистики;

     - обеспечение макроэкономической стабильности, с помощью дистанцирования от международной политической сферы;

     - создание системы предоставления  помощи развивающимся странам  во избежание недобросовестного  поведения частного сектора и  национальных властей.

     На сегодня представляется очевидным, что роль институтов регулирования после перехода к политике «плавающих» курсов несомненно возросла. Более того, следует сказать, что без «правильного» регулятора валютных отношений, которым в настоящее время является МВФ, мировая валютная система не сможет существовать. Поэтому мы считаем необходимым обратить внимания на то, что международный валютный фонд имеет будущее, только если он будет нацелен на решение ограниченного круга задач. Актуальными задачами фонда могут быть разработка стандартов данных, совершенствование процедур управления ликвидностью и информационный обмен, но и в этом случае мировая валютная система далеко не совершенна.

     Страны  – члены Европейского экономического сообщества оказались перед лицом  принципиально новой ситуации. С одной стороны, они сделали огромный шаг вперед в своем экономическом и социальном развитии, и политической консолидации. В частности, мы говорим о создании таможенного союза и осуществлении общей сельскохозяйственной политики. С другой стороны, возросшая нестабильность на международных, в том числе и западноевропейских, валютных рынках становилась очевидным препятствием на пути интеграционного строительства. Накапливавшаяся напряженность в международной валютной системе стала всё чаще вырываться наружу в форме односторонних девальваций и ревальваций (так, в частности резкие колебания основных валют ЕЭС – французского франка и западногерманской марки – подрывали только что созданную систему общих цен на сельскохозяйственную продукцию).

     В этих условиях академический мир  и политические руководители стран  – участниц сообщества стали впервые  задумываться о возможности и  целесообразности обретения самостоятельности  в сфере валютных отношений.  

2. Европейская валютная система как развитая форма валютной интеграции 
 

2.1. Причины  и предпосылки возникновения  ЕВС

      Создание  Экономического и валютного союза (ЭВС) как логическая ступень экономической  интеграции подразумевает достижение двух тесно связанных между собой  целей – это введение единой экономической валюты и проведение согласованной макроэкономической политики. Поэтому динамика создания ЭВС, по сути, означает постепенное продвижение валютной интеграции на фоне сближения национальных экономик стран – членов интеграционной группировки.[2]

      При создании Европейского экономического сообщества переход к единой валюте не предусматривался. Однако после распада Бреттон-Вудской системы введение единой европейской валюты встало на повестку дня. В 1972 г. совет министров Европейского экономического сообщества принял решения об ограничении колебания курсов основных валют в определенном коридоре, получившем название «европейской валютной змеи». Суть этой системы, заключалась в синхронизации колебаний некоторых европейских валют относительно валют других стран, в то время как их взаимные колебания минимизировались.

      «Валютная змея» стала первым шагом на пути стран ЕЭС к полной унификации их валютных систем. Руководители стран-членов Европейского экономического сообщества поставили цель создать валютный союз к 1980 г.

      План  Вернера (Пьер Вернер, премьер-министр  Люксембурга) предусматривал три этапа.

      Первый  этап (1971-1973 гг.) – координация и  последующая унификация бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализация  движения капиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества. Предусматривалось сужение пределов колебаний (±1,2% и затем до нуля) валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют.

      Второй  этап (1974-1979 гг.) – создание наднациональных  органов с правами в области  финансовой, денежно-кредитной и валютной политики.

      Третий  этап  - введение в 1980 г. единой валюты и создание европейской федеральной  денежно-кредитной системы. Планировалось гармонизировать деятельности банков и банковское законодательство. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

      Однако  значительные структурные различия стран-участниц, психологическая и экономическая неготовность к передаче суверенных прав наднациональным органам регулирования валютно-финансовых отношений, экономические (прежде всего энергетический) и валютные кризисы 70-80-х гг. не позволили полностью осуществить план Вернера. Его идеи в значительной мере реализовались позднее.

      Длительный  застой интеграции в ЕС продолжался  с середины 70-х до середины 80-х  гг. Режим европейской «валютной  змеи» оказался недостаточно эффективным, поскольку не в полной мере подкреплялся координацией валютно-экономической политики стран ЕС. Франция дважды выходила из этой системы и возвращалась обратно, а Великобритания, Италия и Ирландия отказались участвовать в системе коллективного «плавания» валют в связи с неустойчивостью их экономического положения.

     Следующим шагом на пути к валютному союзу  стало создание в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС), главными задачами которой являлись:

  • установить относительную валютную стабильность внутри ЕС;
  • стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
  • усилить взаимосвязь процессов экономического развития и придать новый импульс европейскому интеграционному сообществу;
  • оказать стабилизирующее воздействие на международные экономические и валютные отношения.

        В рамках ЕВС обменные курсы  валют фиксировались с помощью так называемого Механизма обменных курсов (МОК). Страны, входящие в систему МОК, обязывались удерживать колебания курсов своих национальных валют в узких пределах. Изначально для сильных валют (немецкая марка и французский франк) пределы допускаемых колебаний составляли 2,25% выше или ниже определенного курса, а для некоторых более слабых валют (испанская песета или английский фунт стерлингов) – 6%. Когда колебания стоимости одной из этих валют приближались к пороговой отметке, то центральные банки стран ЕС начинали усиленно скупать валюту, оказавшуюся под угрозой девальвации, и продавать ту, которая пользовалась в тот момент наибольшим спросом. В этот период был впервые введен и прообраз евро – единая резервная валюта ЭКЮ (ECU – European Currency Unit).

      ЭКЮ определялась на базе валютной корзины 12 валют стран, взятых с удельными  весами, пропорциональными доле этих стран в ВВП ЕС. ЭКЮ оставалась условной расчетной единицей, в ней  исчислялись все статистические показатели стран ЕС. Помимо официального ЭКЮ имел и рыночный курс, по которому заключались сделки с ЭКЮ на валютном рынке. Объем эмиссии ЭКЮ определялся на расчетной основе. Её выпуск осуществлялся через зачисление выраженных в ней сумм на специальные счета. Экю не имела материальной формы в виде банкноты или монет и не использовалась в расчетах на потребительском рынке.

Информация о работе Валютные аспекты экономической интеграции: понятие, этапы и условия