Украина в ВТО. Проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

5 февраля 2008 года, Генеральный совет Всемирной торговой организации утвердил решение о приеме Украины в члены Всемирной торговой организации. Подписание данного документа стало итогом работы, которую на протяжении 15 лет вела страна под руководством трех президентов, нескольких созывов парламента и более чем десятка составов правительства. Украина, как и Россия, пыталась вступить в ВТО еще с 1990-х годов. Последним свой запрет, на вступление страны в торговый клуб, снял Евросоюз, с которым украинские чиновники смогли договориться об ограничениях экспортных пошлин только в середине января 2008 года. Этапы активных переговоров и принятия необходимых законодательных актов сменялись достаточно продолжительными периодами затишья и неопределенности. Но все же документы, необходимые для вступления Украины в ВТО, были в итоге подписаны.

Работа содержит 1 файл

Министерство образование и науки Украины.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Министерство  образование и науки Украины

Национальный  аэрокосмический университет им. М. Е. Жуковского

«ХАИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине макроэкономика

На тему:

Украина в ВТО. Проблемы и перспективы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила ст. 621 мг.

Сикова  П. Л

Проверил доцент

Мельникова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2009

 

 

Введение

 

  5 февраля  2008 года, Генеральный совет Всемирной торговой организации утвердил решение о приеме Украины в члены Всемирной торговой организации. Подписание данного документа стало итогом работы, которую на протяжении 15 лет вела страна под руководством трех президентов, нескольких созывов парламента и более чем десятка составов правительства. Украина, как и Россия, пыталась вступить в ВТО еще с 1990-х годов. Последним свой запрет, на вступление страны в торговый клуб, снял Евросоюз, с которым украинские чиновники смогли договориться об ограничениях экспортных пошлин только в середине января 2008 года. Этапы активных переговоров и принятия необходимых законодательных актов сменялись достаточно продолжительными периодами затишья и неопределенности. Но все же документы, необходимые для вступления Украины в ВТО, были в итоге подписаны.

Всемирная торговая организация (ВТО)— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

    Дальнейшее  неучастие нашей страны в этой глобальной экономической организации  не имеет рациональных объяснений, в конце 2001 г. к этой организации  присоединился Китай, появились  все более четкие признаки получения членства в ней в 2003 г. России. Начало нового раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, очевидно, поднимет на новый уровень систему глобального экономического регулирования и будет оказывать значительное влияние на Украину. В конце концов, вступление в ВТО — обязательное условие для реальной, а не декларативной интеграции Украины в Европейский Союз.

Сегодня же для Украины есть смысл оценить возможные перспективы и последствия работы в новых условиях для ее экономики, и прежде всего для АПК и пищевой промышленности – тех отраслей, которым вступление в ВТО несет наибольшие риски. 
 

   I.Украина в ВТО: перспективы и проблемы.

1.1Условия вступления Украины в организацию

  Всемирная торговая организация (ВТО) выдвинула условия вступления Украины в эту организацию. Средние импортные пошлины при поставках товаров в Украину составляют 10,66% - для сельскохозяйственных продуктов и 4,95% - для промышленных товаров.

  Согласно ему, в целом пошлины установлены в диапазоне от 0 до 50%, при этом некоторые ограничения включают поэтапное сокращение на протяжении периода до 2013 года.

  Самые высокие  тарифы, которые Украина может  применить, это тарифы на сахар - 50% и подсолнечное масло - 30%. Другие продукты , с предельным уровнем тарифов, установленном на уровне 25%, включают некоторые виды радиоприемной аппаратуры, синтетические нити и конвейерные/приводные ремни.

  В категорию  товаров со сниженными пошлины, которые  на начальном или конечном этапе  будут исключены, входят гражданские  самолеты, строительное оборудование, дистиллированный алкоголь, некоторые виды рыбы, некоторые химические вещества, нефтяные масла, медоборудование, медпрепараты, древесина, целлюлозно-бумажные изделия, некоторые виды пряжи и ткани, некоторые виды основных металлов, сталь, мебель и игрушки.

  Украина согласилась не применять другие налоги и пошлины, кроме своих  обычных таможенных пошлин, отмечается в пресс-релизе.

  Согласно  ему, в сельском хозяйстве Украина  согласилась не субсидировать экспорт. Помимо того страна ограничит свою влияющую на торговлю поддержку внутреннего сельхозпроизводителя суммой 3,04 млрд грн (примерно $613 млн), а также покрытие 5% от стоимости внутреннего с/х производства.

  Как и  в случае со всеми членами ВТО, у Украины не будет лимитов  по расходам на внутренние программы поддержки, которые не имеют либо имеют минимальное влияние на торговлю, при условии, что эти программы соответствуют критериям, изложенным в договоре по сельскому хозяйству.

  Договорено, что Украина откроет тарифную квоту на сахар-сырец - 260 тыс. тонн ежегодно и увеличит ее до 267 тыс. тонн до 2010 года. Эта квота будет администрирована по принципу "первым пришел - первым обслужен" в течение трех лет после вступления в ВТО.

  В части  доступа к рынку услуг, Украина  приняла обязательства во всех 11 ключевых секторах, включая бизнес-услуги, коммуникационные, по строительству и машиностроению, дистрибуции, в сфере образования и окружающей среды, финансов (страхование и банковская деятельность), здравоохранения.

  В этот перечень вошли также социальные услуги, туризма и путешествия, рекреационные, культуры и спорта, транспортные услуги, услуги красоты, парикмахерские.

  ВТО приводило в открытом доступе три ключевых документа по вступлению Украины, в частности, обязательства страны по доступу на рынок товаров: список из 890 страниц тарифов, квот, предельных уровней по сельскохозяйственным субсидиям и, в некоторых случаях, план поэтапного снижения пошлин.

  Помимо  того эти документы включают обязательства  Украины в сфере услуг - документ из 40 страниц, который устанавливает услуги, в которых Киев предоставляет доступ иностранным поставщикам на недискриминационной основе и любые другие дополнительные условия, включая ограничения по иностранной собственности.

  Замыкает  список материалов отчет Рабочей группы - документ из 240 страниц, описывающий юридическую институциональную структуру для торговли, вместе с обязательствами, взятыми на себя (Украиной - ИФ) во многих сферах, о которых идет речь в отчете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Преимущества Украины в ВТО

  Сейчас  в Украине бытуют преимущественно  разрозненные, несистематичные оценки возможных последствий ее присоединения  к ВТО. Теоретически присоединение  Украины к ВТО может создать  для Украины ряд новых возможностей.

  Украинские  потребители должны выиграть от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.

  Для производителей потенциальные выгоды будут связаны  с получением облегченного доступа  к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков — за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат — вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран–членов ВТО. Все это в общем будет содействовать снижению себестоимости украинской продукции и, соответственно, повышению конкурентоспособности украинских компаний.

  Экспортоориентированные отрасли экономики могут выиграть в результате уменьшения потерь от дискриминационных мероприятий (составляющих сегодня $2—3 млрд. на год), в частности при недискриминационном отношении в рамках антидемпинговых расследований. Появятся новые возможности для отстаивания национальных интересов благодаря применению многосторонних механизмов справедливого решения торговых споров, действующих в рамках ВТО.

  Отдельная статья потенциальных выгод —  это получение международно-признанного права применения комплекса взвешенных (обоснованных) мероприятий защиты внутреннего рынка, отдельных отраслей экономики в соответствии с соглашениями ВТО: статьи XII ГАТТ об ограничении для сохранения равновесия платежного баланса; соглашений о защитных мероприятиях, о сельском хозяйстве, о применении санитарных и фитосанитарных мероприятий, о субсидиях и компенсационных мерах, а также статьи VI ГАТТ об антидемпинговых и компенсационных мерах.

  Вместе  с тем следует отметить, что  главные положительные эффекты  нужно связывать с действием  дополнительных стимулов для проведения необходимых внутренних реформ. Создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и дает толчок для повышения конкурентоспособности, для инноваций. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО. Повышение прозрачности государственной политики, устранение значительного количества персональных преференций будет способствовать освобождению торговли от административного давления и вместе с тем устранит потребность чрезмерного лоббирования корпоративных интересов в парламенте и правительстве. И это является важной предпосылкой для более эффективной борьбы с коррупцией.

  Вместе  с тем практический опыт многих стран  мира, являющихся членами ВТО, особенно развивающихся стран, указывает  на то, что большинство потенциально возможных положительных последствий для страны, ее производителей реализуется не автоматически, а в результате разумной политики, создающей потенциал для использования таких возможностей. Чтобы оптимально использовать потенциальные преимущества от членства в ВТО, нужно четко осознавать, какие именно существуют ограничения в использовании преимуществ членства в международной торговой системе.

  Преимущества  свободного доступа на рынки, которые  предоставит членство в ВТО, в  большей мере касаются рынков с преимущественно ценовой конкуренцией, то есть рынков сырьевой продукции и стандартизированных массовых готовых изделий. Они в значительно меньшей мере касаются высокотехнологичных изделий, поставляемых преимущественно в рамках замкнутых систем оборота ТНК и минимально подверженных влиянию либерализационных мероприятий ВТО. Итак, если Украина будет полагаться лишь на действие эффектов торговой либерализации, то еще длительное время она будет удерживаться в сфере низкотехнологичного экспорта с низкими уровнями доходов, что будет сдерживать темпы внутренних реформ. То есть мы стоим перед необходимостью использования более широкого арсенала мероприятий экономической политики, которые бы, в частности, влияли на ускорение инноваций в секторах потенциальных конкурентных преимуществ украинской экономики, создание условий для формирования мощных украинских ТНК, способных к конкуренции в глобальной экономической среде.

  Возможность наращивания объемов продажи  украинских товаров и услуг на зарубежных рынках может сдерживаться несовместимостью современной товарной структуры экспорта Украины со структурой мировой торговли. Так, по итогам 2001 г., в структуре украинского экспорта преобладали недрагоценные металлы и изделия из них (41,3%), продукция АПК (около 11%), химическая продукция (около 9%), текстиль (3,8%); продукция машино- и приборостроения, производства транспортных средств составляла лишь 14,3%. Совершенно иная ситуация на мировом товарном рынке, где доля черных металлов за 1990—2000 гг. уменьшилась с 3,1 до 2,3% (до $144 млрд.), текстильных изделий — с 3,1 до 2,5% (до $157 млрд.), сельскохозяйственных продуктов — с 9,3 до 7,2% (до $558 млрд.), а, например, доля офисного и телекоммуникационного оборудования, наоборот, возросла с 8,8 до 15,2% (до $940 млрд.). Похожая ситуация наблюдается в сфере экспорта услуг, где наибольший удельный вес в 2001 г. в Украине принадлежал транспортным услугам (83,5%) — тогда как в мировом экспорте они не превышают 23%. С другой стороны, экспорт туристических услуг Украины составляет 2,3%, а в мировом экспорте услуг — 23%.

Информация о работе Украина в ВТО. Проблемы и перспективы