Участие стран СНГ в Болонском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:09, доклад

Описание работы

Почему страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, и почему они должны принимать в нем участие? В принципе их побудительные мотивы такие же, как у любой страны-участницы. Кроме того, участие стран СНГ в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации. В частности, Болонский процесс является индикатором трех основных глобальных тенденций, оказывающих влияние на странах СНГ.
Во-первых, можно говорить о более широком процессе, формирующем мировой интеллектуальный климат, – международной академической мобильности.

Работа содержит 1 файл

Участие стран СНГ в Болонском процессе.docx

— 19.80 Кб (Скачать)

Участие стран  СНГ в Болонском процессе

 

 

 

Почему страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, и почему они должны принимать в нем  участие? В принципе их  побудительные  мотивы такие же, как у любой  страны-участницы. Кроме того, участие  стран СНГ в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации. В частности, Болонский  процесс является индикатором трех основных глобальных тенденций, оказывающих  влияние на странах СНГ.

Во-первых, можно говорить о более широком процессе, формирующем мировой интеллектуальный климат, – международной академической мобильности. Через компьютерные сети проходит большое количество информации, но знания также переносятся по планете более привычными методами: за счет перемещения студентов, преподавателей, академических программ, стандартов и методов обучения. Действительно, люди представляются наиболее универсальными носителями информации. Таким образом, процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века, своего рода «человеческим Интернетом». Страны СНГ не могут оставаться в изоляции от этих поступательных процессов, так же как никто не может игнорировать Интернет.

Во-вторых, как говорилось выше, Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний. В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наивысшую отдачу от инвестиций. Что касается конкурентоспособности и устойчивости в целом, экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям  экономика стран СНГ сильно отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва и восприятию широких возможностей, открывающихся благодаря экономике знаний.

В-третьих, появление Болонского процесса тесно связано с изменениями сложившихся моделей власти и влияния в современном мире. Традиционные категории государственной власти – территория, природные ресурсы, вооруженные силы, называемые «твердой властью», – уступают свои позиции «мягкой власти» – конкурентной экономике, эффективному управлению, активной дипломатии и моральному авторитету, привлекательному международному имиджу нации, а также качеству ее человеческого потенциала. То, что Европа собирает воедино свои ресурсы в области высшего образования, свидетельствует о приоритетности инструментов «мягкой власти».

 В настоящее время   страны СНГ, несомненно, проигрывают  в глобальном контексте «мягкой  власти», о чем свидетельствует  целый ряд политических провалов  в отношениях с так называемым  «ближним зарубежьем». Таким образом,  Болонский процесс для стран  СНГ становится вариантом «мягкой  власти», средством повышения  своей привлекательности и конкурентоспособности  в мировом масштабе и возможностью  использовать самый ценный национальный  ресурс – человеческий потенциал.  Другими словами, Болонский процесс  является вызовом странам СНГ   на трех уровнях – экономическом,  социальном и культурном, а также  в контексте государственной  власти. Вне зависимости от возможных  оценок Болонского процесса со  стороны властей, университетов,  профессоров и студентов сегодня  он представляет собой рабочую среду для высшего образования в Европе и уже оказывает влияние на их выбор и их будущее. Как глобализацию или погоду, Болонский процесс можно любить, или не любить, однако его нельзя игнорировать, к нему нужно приспосабливаться. Процесс уже начался и набрал достаточные темпы. Страны СНГ включаются в него в любом случае, и вопрос не в том, будет ли они в нем участвовать, а в том, как они будут участвовать – активно разрабатывать его политику и повестку дня, определять свое место на общем европейском образовательном рынке или пассивно стоять в стороне и следовать событиям. В своем роде, это ситуация без права выбора: странам СНГ придется действовать наступательно, определять свои интересы, оценивать риски и затраты своего участия и разрабатывать подходы к практическим действиям.

 

Интересы  стран  СНГ

 

Болонский процесс – это типичный феномен постмодернизма, имеющий отношение к внутренней и внешней политике. Он глубоко затрагивает общественные, политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных людей, их сообществ и государства. Внутренние интересы стран СНГ в приложении к Болонскому процессу связаны с общим комплексом задач в области модернизации, стоящих перед странами сегодня. Они включают:

  • реформу высшего образования, нацеленную на приведение высшей школы стран СНГ к стандартам и требованиям информационного века и мирового рынка;
  • повышение конкурентоспособности  экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, освобождение от  зависимости  экспорта природных ресурсов («голландская болезнь») и переход к экономике знаний, производящей товары и услуги с высокой добавленной стоимостью;
  • либерализацию, перевод на рыночные рельсы и дерегулирование экономической и социальной сферы в странах СНГ, ограничение избыточного влияния государства, освобождение общества от патернализма и паразитического отношения к государству;
  • общественный плюрализм, развитие независимых общественных институтов (университетов, академических ассоциаций), гражданского общества и «третьего сектора»;
  • охранение национально-культурной и образовательной идентичности, традиций российской высшей школы.

В широком смысле слова  основные внутренние интересы стран  СНГ в Болонском процессе связаны  с тем, что он непосредственно  влияет на общий комплекс проводимых экономических, социальных и административных реформ. Болонский процесс оказывает  прямое воздействие на реформу высшего  образования, реформы рынка труда (структурирование и дифференциация рынка требуют дифференциации рабочей  силы, т.е. предложения трех степеней компетентности – бакалавра, магистра и доктора и реформу общественного сектора (создание независимых университетов и ассоциаций). Косвенно Болонский процесс оказывает воздействие на бюджетную реформу (модернизация системы финансирования высшего образования и повышение ее финансовой устойчивости) и административную реформу (сокращение регулирующей роли государства в сфере высшего образования). Влияние Болонского процесса на различные области реформ показано на рис. 1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Влияния болонского процесса на реформы  в странах СНГ

 

 Также очевидно, что присоединение стран СНГ к Болонской декларации затронет многие стороны функционирования высшей школы. Потребуется соответствующим образом оптимизировать структуру высшего профессионального образования, заново осмыслить место и роль различных структурных подразделений вуза в организации учебного процесса, обновить методическое и информационное обеспечение. Характер такого процесса должен определиться ясно формулируемыми целями, которые могут быть достигнуты системой образования и способствовать ее развитию, расширению выхода на мировой образовательный рынок конкурентоспособных отечественных образовательных программ.

 Главным условием международной  интеграции в сфере образования  было и остается получение  аккредитации образовательных программ в ведущих аккредитационных агентствах. Это возможно лишь в том случае, когда имеется образовательная среда определенного уровня, сложилась структура образования, в рамках которой возможно формирование широкого спектра образовательных программ, исходя из образовательных интересов личности и возможностей образовательных учреждений.

 


Информация о работе Участие стран СНГ в Болонском процессе