Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:09, доклад
Почему страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, и почему они должны принимать в нем участие? В принципе их побудительные мотивы такие же, как у любой страны-участницы. Кроме того, участие стран СНГ в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации. В частности, Болонский процесс является индикатором трех основных глобальных тенденций, оказывающих влияние на странах СНГ.
Во-первых, можно говорить о более широком процессе, формирующем мировой интеллектуальный климат, – международной академической мобильности.
Участие стран СНГ в Болонском процессе
Почему страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, и почему они должны принимать в нем участие? В принципе их побудительные мотивы такие же, как у любой страны-участницы. Кроме того, участие стран СНГ в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации. В частности, Болонский процесс является индикатором трех основных глобальных тенденций, оказывающих влияние на странах СНГ.
Во-первых, можно говорить о более широком процессе, формирующем мировой интеллектуальный климат, – международной академической мобильности. Через компьютерные сети проходит большое количество информации, но знания также переносятся по планете более привычными методами: за счет перемещения студентов, преподавателей, академических программ, стандартов и методов обучения. Действительно, люди представляются наиболее универсальными носителями информации. Таким образом, процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века, своего рода «человеческим Интернетом». Страны СНГ не могут оставаться в изоляции от этих поступательных процессов, так же как никто не может игнорировать Интернет.
Во-вторых, как говорилось выше, Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний. В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наивысшую отдачу от инвестиций. Что касается конкурентоспособности и устойчивости в целом, экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям экономика стран СНГ сильно отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва и восприятию широких возможностей, открывающихся благодаря экономике знаний.
В-третьих, появление Болонского процесса тесно связано с изменениями сложившихся моделей власти и влияния в современном мире. Традиционные категории государственной власти – территория, природные ресурсы, вооруженные силы, называемые «твердой властью», – уступают свои позиции «мягкой власти» – конкурентной экономике, эффективному управлению, активной дипломатии и моральному авторитету, привлекательному международному имиджу нации, а также качеству ее человеческого потенциала. То, что Европа собирает воедино свои ресурсы в области высшего образования, свидетельствует о приоритетности инструментов «мягкой власти».
В настоящее время
страны СНГ, несомненно, проигрывают
в глобальном контексте «
Интересы стран СНГ
Болонский процесс – это типичный феномен постмодернизма, имеющий отношение к внутренней и внешней политике. Он глубоко затрагивает общественные, политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных людей, их сообществ и государства. Внутренние интересы стран СНГ в приложении к Болонскому процессу связаны с общим комплексом задач в области модернизации, стоящих перед странами сегодня. Они включают:
В широком смысле слова основные внутренние интересы стран СНГ в Болонском процессе связаны с тем, что он непосредственно влияет на общий комплекс проводимых экономических, социальных и административных реформ. Болонский процесс оказывает прямое воздействие на реформу высшего образования, реформы рынка труда (структурирование и дифференциация рынка требуют дифференциации рабочей силы, т.е. предложения трех степеней компетентности – бакалавра, магистра и доктора и реформу общественного сектора (создание независимых университетов и ассоциаций). Косвенно Болонский процесс оказывает воздействие на бюджетную реформу (модернизация системы финансирования высшего образования и повышение ее финансовой устойчивости) и административную реформу (сокращение регулирующей роли государства в сфере высшего образования). Влияние Болонского процесса на различные области реформ показано на рис. 1.
Рис. 1. Влияния болонского процесса на реформы в странах СНГ
Также очевидно, что присоединение стран СНГ к Болонской декларации затронет многие стороны функционирования высшей школы. Потребуется соответствующим образом оптимизировать структуру высшего профессионального образования, заново осмыслить место и роль различных структурных подразделений вуза в организации учебного процесса, обновить методическое и информационное обеспечение. Характер такого процесса должен определиться ясно формулируемыми целями, которые могут быть достигнуты системой образования и способствовать ее развитию, расширению выхода на мировой образовательный рынок конкурентоспособных отечественных образовательных программ.
Главным условием