Участие России в Всемирной торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

В последнее время тематика Всемирной торговой организации (ВТО) и присоединения к ней России стала преобладать в публичных дискуссиях в нашей стране. Всех интересует один вопрос: к чему же Россия присоединяется и зачем она это делает?

Работа содержит 1 файл

Участие России в ВТО.docx

— 19.41 Кб (Скачать)

Введение

В последнее время  тематика Всемирной торговой организации (ВТО) и присоединения к ней  России стала преобладать в публичных  дискуссиях в нашей стране. Всех интересует один вопрос: к чему же Россия присоединяется и зачем она это  делает?

Защитники членства в ВТО утверждают, что без участия  во Всемирной торговой организации  Россия не сможет продолжать экономические  реформы, на равных участвовать в  международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды. Их оппоненты считают, что присоединение  к ВТО нанесет непоправимый ущерб  целым отраслям промышленности, лишит  Правительство возможности принятия нужных экономических решений, а  наиболее радикально настроенные полагают, что членство в ВТО «угробит миллионы россиян». Столь полярные точки зрения связаны, прежде всего, с отсутствием полной информации об этой организации и процессе присоединения.

1. Краткая информация о ВТО

Всемирная торговая организация (как и многие другие международные организации) расположена  в г. Женеве, Швейцария. Она учреждена  в 1995 г., став преемником действовавшего с 1947 г. Секретариата Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

В ВТО входит 150 стран  мира (включая Непал и Камбоджу, присоединившихся к ВТО на недавней Министерской конференции ВТО в  г. Канкун (Мексика) и официально присоединившихся к ВТО в 2004 году), а также ряд государств Содружества независимых государств (Грузия, Киргизия, Молдова, Армения). Порядка 30 стран мира ведут переговоры об условиях присоединения к ВТО. В их числе – Россия, Беларусь, Казахстан, Украина и другие.

Годовой бюджет ВТО  на 2004 г. составляет 136,2 млн. долларов (по курсу доллара США к швейцарскому франку на ноябрь 2004 г.). Он формируется  за счет взносов членов и используется главным образом для обеспечения  работы секретариата, насчитывающего на ноябрь 2004 г. 601 постоянных сотрудников. Секретариат не имеет права принятия решений: все решения, касающиеся деятельности организации, принимаются ее членами.

Функции ВТО:  контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО; организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО; наблюдение за торговой политикой членов ВТО; сотрудничество с другими международными организациями; прием новых членов; разрешение торговых споров между членами.

Практически все  члены имеют в Женеве свои представительства  при Всемирной торговой организации. На долю членов ВТО приходиться более 90 процентов мировой торговли товарами и услугами.

2. Почему нужно спешить?

Аргументация за присоединение России к ВТО в  ближайшей перспективе в основном сводится к следующему: Россия сможет принять участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров и выработке новых правил торговли; наличие в России в настоящее время переговорных ресурсов; необходимость скорейшего получения реального материального эффекта в части устранения потерь от дискриминации России на внешних рынках, компенсаций в связи с расширением ЕС и пр.

3. Что нельзя будет делать России после присоединения к ВТО?

Основные «ограничители», вытекающие из членства в ВТО, можно  иллюстративно суммировать следующим  образом:

Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение  возможно: только после консультаций; в случае дефицита платежного баланса.

При этом за Россией  сохранятся, право на применение других мер по защите внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер), устанавливаемых  сверх ставки ввозной таможенной пошлины.

Дискриминировать  импортные товары на всех стадиях  транспортировки и продажи, включая  дискриминационное налогообложение, предложение к продаже, включая  рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.

Применять количественные ограничения, за исключением случаев  применения специальных защитных мер.

Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары).

Ограничивать транзит  и доступ к транзитным сетям.

Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор).

Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства  инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор).

Применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС).

Применять субсидии в отношении отдельных предприятий  или отдельных товаров (ЕС).

Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного  опубликования.

Предоставлять привилегии государственным предприятиям или  монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары).

Ограничивать текущие  платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС).

Ограничивать платежи  по капитальным операциям, если такое  ограничение ведет к ограничению  торговли товарами или услугами (ЕС).

Дискриминировать  товары и услуги и их поставщиков  одних стран по сравнению с  товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной  торговле и таможенном союзе).

Ухудшать условия  доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с  параметрами, установленными соглашением.

Лицензировать или  иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которое выходит  за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.

Дискриминировать  поставщика услуги или услугу по сравнению  с отечественным поставщиком  или услугой, если возможность такой  дискриминации не предусмотрена  соглашением.

Таким образом, подавляющее  число ограничений уже должно применяться Россией в силу обязательств по международному договору, на основе действующего законодательства или  де-факто.

4. Плюсы и минусы  присоединения для  России

Расчет экономических  последствий присоединения объективно невозможен. Это подтверждается и  тем, что ни одна развитая страна не имеет точного и полного экономического анализа выгод своего участия  в ВТО. Имеющиеся формулы (например, в США по товарам, в Австралии по услугам) ориентируются на теории сравнительных конкурентных преимуществ, которые сами по себе достаточно спорны, слишком общи, и основаны на механистическом подходе (снижение пошлины на мясо на х% приведет к снижению доходов в бюджет на у%. Рост конкуренции на внутреннем рынке приведет к снижению\росту занятости и доходов от налогообложения на 2%. Встречное снижение импортной пошлины торговым партнером на масло приведет к росту производства, экспорта, занятости и доходов от налогообложения на n%).

Формулы не учитывают  кроссекторальные последствия (например, как скажется вызванное снижением пошлин падение производства мяса на объемах производства мясоперерабатывающего оборудования или рефрижераторов). Более или менее достоверные оценки последствий могут быть сделаны только после завершения переговоров и опыта первых лет применения соглашений ВТО, когда можно будет оценить влияние участия в ВТО с точки зрения роста торговли, снижения или роста числа торговых конфликтов, влияния адаптированного к нормам ВТО законодательства на развитие национальной экономики.

Тот факт, что ни одна из более чем 150 стран, включая развивающиеся  и наименее развитые, не вышла из ВТО, а неучаствующие в деятельности организации страны стремятся в нее вступить, сам по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации их национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению. В таблицах 2 и 3 приводятся оценка некоторых очевидных и дискуссионных аргументов за и против присоединения.

Очевиден еще один аргумент «за» – скорейшее присоединение  России к ВТО будет способствовать улучшению предпринимательского климата  в стране, и таким образом росту  конкурентоспособности ее экономики

Выводы

Можно сделать как минимум четыре важных вывода, касающихся ВТО и условий участия в организации России:

1) Либерализм системы  ВТО заключается, прежде всего,  в том, что она устанавливает  четкие правила игры в применении  инструментов внешнеэкономической  и некоторых инструментов внутренней  экономической политики. Эта система  ни в коей мере не исключает  возможности применения протекционистских  инструментов, но определяет строгие  рамки их применения.

2) Условия участия  в ВТО и, таким образом, условия  доступа на рынок России определяются  в ходе переговоров. До завершения  переговоров, любые выводы о  том, что участие в ВТО ослабит  Россию, очевидно, не могут быть  логически объяснены.

3) Переговоры по  присоединению России к ВТО  предполагают активное участие  в них российского бизнес-сообщества. Это обусловлено не только возможностью максимизировать выгоды для заинтересованных компаний от членства нашей страны в этой организации, но и перспективой более эффективного использования государственного ресурса при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.

4) Российское бизнес-сообщество  имеет реальную возможность оказывать  влияние на переговорный процесс  по присоединению России к  ВТО путем активного участия  в подготовке российской переговорной  позиции в различных секторах. Причем такой подход позволит  российским заинтересованным компаниям  максимизировать выгоды от членства  России в ВТО на перспективу.

Информация о работе Участие России в Всемирной торговой организации