Транспортная тарифная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:06, доклад

Описание работы

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

1. транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

2. покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

Работа содержит 1 файл

Транспортная тарифная политика.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

    Транспортная  тарифная политика.

    Транспортный  тариф  –  это цена за перемещение материального объекта в пространстве.

    Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию  транспорта. Их построение должно обеспечивать:

1. транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

2. покупателю  транспортных услуг — возможность  покрытия транспортных расходов.

    Транспортные  тарифы включают в себя:

  • тарифы на грузовые перевозки. Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее стоимость.
  • пассажирские тарифы. Относятся к сфере оказания услуг.

    Затраты на перевозку груза складываются из расходов на:

        • начально-конечные операции (затраты, связанные, например, с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза);
        • движенческие операции (расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяйства, связи и др).
 

       Расходы на начально-конечные операции не связаны  с дальностью перевозки и зависят  только от объема груза, поэтому в  расчете на 1 т они остаются постоянными.       

    Движенческие  расходы зависят от дальности  перевозки. В расчете на 1 т груза  они возрастают прямо пропорционально  расстоянию перевозки.

    Таким образом, расходы  по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям и движенческих расходов.       

    Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой:       

    С = Р + ЗД,       

    где С – себестоимость перевозки 1 т груза;        

      Р – расходы на начально-конечные  операции на 1 т груза;        

     3 – затраты на передвижение 1 т груза на 1 км;        

      Д – расстояние, км.       

    Отсюда  себестоимость тонна-километра грузооборота транспорта будет вычисляться по формуле:        

    С = Р/Д + З.       

    С увеличением расстояния перевозки  себестоимость тонна-километра снижается. Это зависит от сокращения доли расхода на начальные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонна-километр.

    Грузовые  транспортные тарифы определяются как сумма себестоимости тонна-километра грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроизводства. Тариф непосредственно не включает в себя налог на добавленную стоимость, который взимается с провозной платы.       

    Выделение расходов на начально-конечные и движенческие операции позволяет устанавливать двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейскуранты на перевозку грузов. На отдельных видах транспорта тарифы формируются особым образом.

    На  водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная ставка на начально-конечные операции – на автомобильном транспорте.

    Себестоимость движенческой операции наиболее низка  на водном транспорте и наиболее высока на автомобильном, так как затраты  энергии на передвижение по воде значительно  ниже, чем на передвижение по автомобильной дороге.       

    Уровень транспортных издержек различается  по регионам страны.

    Тарифные  ставки рассчитываются на среднюю дальность  перевозки в определенных пределах; средняя дальность перевозки называется тарифным поясом. Совокупность тарифных ставок по поясам формирует тарифную схему.       

    Себестоимость тонна-километра грузооборота зависит  от особенностей каждого вида груза. Так, себестоимость перевозки грузов с небольшим удельным весом значительно  выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку скоропортящихся продуктов, живой рыбы и тому подобных грузов. С учетом этих и некоторых других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.

 

     Тарифы железнодорожного транспорта       

    Железнодорожный транспорт является основой транспортного  комплекса России. Доля железных дорог  в общем грузообороте всех видов  транспорта общего пользования составляет 80%. Основой для расчетов стоимости  перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки» № 10-01, который был введен в действие в 1990 г. 

    Железнодорожные транспортные тарифы разрабатывались как единые для всей страны (СССР), хотя затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, грузонапряженности участков дорог и других факторов. В качестве базового тарифа была принята средняя для всех железных дорог себестоимость грузовых перевозок, которая определяется в целом по всему грузообороту и по перевозке отдельных грузов в зависимости от дальности пробега. Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделением начально-конечной и движенческой операции. Рассчитаны ставки за вагон, тонну, вагоно-километры, тонна-километры.       

    Тарифы  зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отправок, скорости и расстояния перевозки, грузоподъемности вагона, особых условий перевозки и других факторов.       

    Плата за перевозку грузов определяется по разработанным на основе тарифных схем расчетным таблицам, которые содержат величину платы за перевозку на любое расстояние. Минимальная плата за перевозку грузов установлена на расстояние 50 км.        

    На  железнодорожном транспорте применяются  тарифы нескольких видов:

  • общие. Являются основной формой тарифов: по ним определяются провозная плата для подавляющей массы грузов.
  • местные. Устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предприятий и утверждаются их руководителями.
  • исключительные. Применяются при перевозке грузов в определенных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными(для грузов,требующих специальных устройств) или пониженными по отношению к общим тарифам.

   По  видам отправок грузов железнодорожные  тарифы подразделяются на:

    • повагонные тарифы. В основе - ставка за вагон при определенной норме его загрузки.
    • контейнерные тарифы. Рассчитываются с учетом полного использования грузоподъемности контейнера.
    • Потонные тарифы. Применяются на малотоннажные и мелкие отправки.
 

 В 1995 г. была введена классность грузов:

      • первый класс- грузы, транспортная составляющая которых  превышает 15% (сырье).
      • Второй класс- затраты на транспорт составляют 5–10%.
      • третий класс- дорогостоящие грузы, в которых удельный вес затрат на транспорт 5% и менее.
 

       В базовый прейскурант не входит ряд  услуг, которые оказываются за дополнительную плату, устанавливаемую в договоре между железной дорогой и клиентом.

   Государственное регулирование тарифов производится на основе  «Рекомендуемого порядка установления и регулирования тарифов на работы и услуги промышленного железнодорожного транспорта в Российской Федерации», который утвержден департаментом цен Министерства экономики России. 

   Пассажирские  железнодорожные тарифы представляют собой установленную плату и сборы за перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа. Пассажирские тарифы включают в себя:

  • общий тариф, применяемый при проезде во всех поездах прямого и местного сообщений;
  • пригородный тариф – при проезде в пригородных поездах. Подразделяется на зонный тариф, который применяется в пригородном сообщении крупных городов, покилометровый, общий тариф на участках, где не установлен зонный или покилометровый тариф, и абонементный тариф.
 

       Тарифы  пассажирского железнодорожного транспорта зависят от вида перевозок (дальнего следования, местного сообщения, пригородные перевозки).       

   Тарифы  на перевозку пассажиров в поездах  дальнего следования дифференцируются в зависимости от скорости поезда и типа вагона.        Регулирование тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании осуществляется Минэкономики и Минфином России по представлению Министерства путей сообщения. При индексации пассажирских тарифов принимается во внимание рост реальных доходов населения.

 

   

Тарифы  водного транспорта       

   Перевозки грузов водным транспортом в отличие  от перевозок железнодорожным транспортом  осуществляются по изолированным путям  и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает существенные различия в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов.       

   Преимущества  речного транспорта:

  • большая пропускная способность  на глубоководных реках;
  • относительно низкая себестоимость перевозок;
  • небольшая капиталовложениях.

   Недостатки  речного транспорта:

  • небольшая скорость перевозок;
  • большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути;
  • сезонность работ.

   Речным транспортом перевозятся в основном массовые виды грузов. Система грузовых тарифов речного транспорта определена в основном прейскурантом №14-01, который введен в действие с 1.01.1990 г. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходствам, видам перевозок и родам грузов. В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат.       

   Тарифы  на перевозку грузов речным транспортом  дифференцируются по видам грузов и по видам отправок:

  • Судовых; Установлены основные тарифы.
  • Контейнерных; Плата устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки.
  • Сборных;
  • Мелких.

   В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное  регулирование цен, за исключением  районов Крайнего Севера. Прейскурант  №14-01 используется – грузо-перевозчиками  для построения системы ставок, а  сами ставки индексируются перевозчиками в зависимости от рыночных условий.     

  Оплата  за перевозку грузов на морском транспорте осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.       

   Тарифы  на грузовые перевозки морским транспортом  подразделяются по видам плавания на:

  • тарифы каботажного плавания между морскими портами внутри страны;

Тарифы  каботажного плавания имеют двухставочную  основу: ставка по движенческой операции за 1 тонна-милю(различается по видам грузов) и ставка по стояночной операции в портах.

Информация о работе Транспортная тарифная политика