Автор: Петров Максим, 27 Сентября 2010 в 20:16, доклад
Работа «Теория партизана. Промежуточное замечание к понятию политического», написанная на основе двух лекций прочитанных Шмиттом в 1962 году, переводит само понятие «партизан», изначально чисто военное, в сферу политического. Для Шмитта вооруженный партизан становится одним из ключевых субъектов мировой политики. И со скрупулёзностью немецкого ученого он изучает генезис данного феномена от испанских герильерос 1908г и русских партизан 1812г через Клаузевица и прусский эдикт о ландштурме до Ленина и Мао Цзэдуна. Шмитт вдохновенно описывает военно-теоретические грани ленинского гения и ставит его в центр своих теоретических построений. По мнению Шмитта именно Владимир Ильич вывел партизана на международно-политическую сцену. «Ленин оказался первым, кто вполне осознанно постиг партизана как важную фигуру национальной и международной гражданкой войны и попытался превратить его в действенный инструмент центрального коммунистического партийного руководства». «Ленин был большим знатоком и почитателем Клаузевица... То, чему Ленин мог научиться у Клаузевица и что он основательно выучил, вовсе не сводится к знаменитой формуле о войне как о продолжении политики. Дальнейшее познание состоит в том, что различение друга и врага в эпоху революции является первичным и первенствующим и определяет как войну, так и политику. Для Ленина только революционная война является подлинной войной, поскольку она происходит из абсолютной вражды. Всё остальное – условная игра». Мао Цзэдуном ученый тоже восхищён – вооружившись ленинской теорией, тот блестяще претворил её в жизнь, а затем, уже на основе собственного партизанского опыта, создал классическое руководство по партизанской войне, по которому уже более 50 лет учатся и воюют партизаны всего Третьего мира.
Работа
«Теория партизана. Промежуточное
замечание к понятию
Шмитт выделяет четыре основных критерия
партизана: иррегулярность, повышенная
мобильность, теллурический
характер и повышенная
интенсивность политической
вовлеченности. Иррегулярность партизана
заключается не только в отсутствии у
него формы, знаков отличий, устава и регламента
службы – всего того, что отличает армию
от иной вооруженной группы, но и в возможности
растворяться среди мирного населения,
временно уклоняясь от боевых (в нашем
случае: политических) действий. Здесь
уместно приведенное Шмиттом сравнение
с подводной лодкой. Иррегулярность партизана
тесно связана с его мобильностью, позволяющей
ему наносить неожиданные удары по врагу
и быстро скрываться от преследования,
постоянно появляясь то на одном фронте,
то на другом. Вернее, партизан
носит фронт с собой, разворачивая
и сворачивая его там, где ему заблагорассудится.
Чем ставит противника в тупик. То, что
Шмитт определяет в партизане теллурическим
(от лат. tellus - почва) сводится к двум моментам:
а) партизан, несмотря на подвижность и
легкость, привязан в своей войне к родной
земле, к почве – к тому, за что он собственно
борется; б) в силу этого партизанская
война – это война народная, оборонительная,
а стало быть, справедливая. По утверждению
Шмитта партизан черпает свою легитимность
именно в этом оборонительном и почвенническом
характере своих действий, партизан защищает
себя и свою землю – и поэтому он прав.
Здесь нам необходимо обратить внимание
на то тонкое различие, которое Шмитт как
правовед делает между легитимностью
и легальностью: партизан ссылается
на нацию в противоположность государству,
на более высокую роль легитимности в
противоположность банальной законности.
«Тот, кто берется определять,
кто является врагом,
притязает на собственную,
новую легальность,
если не желает присоединиться
к определению врага
прежним легальным правлением»
- цитата, как нельзя точно определяющая
характер противостояния запрещенной
партии и нелегитимного государства. Режим
сам создает свою легальность путем принятия
законов, но он не легитимен, если власть
получена не из рук народа, нечестным путем
– путем захвата, насилия, обмана, фальсификации
выборов. Напротив, партизан, зачастую
вынужденный находиться за гранью закона,
претендует именно на легитимность, выраженную
в признании народом или его частью.
Другим важным понятием, которое Шмитт вводит в научно-правовой оборот, является представление о заинтересованном третьем лице. Партизану нужен союзник - некий субъект, который готов сотрудничать с партизаном, и более того – признавать его полномочным субъектом политики. «Могущественный третий поставляет не только оружие и боеприпасы, деньги, материальную помощь и всякого рода медикаменты, он создает и разновидность политического признания, в котором нуждается иррегулярно борющийся партизан, чтобы не опуститься, подобно разбойнику и пирату, в Неполитическое, это значит здесь: в криминальное. С расчетом на далекое будущее иррегулярное должно легитимироваться по регулярному; а для этого у нерегулярного есть только две возможности: признание наличного регулярного или осуществление новой регулярности собственными силами. Это жестокая альтернатива» – фактически это готовый ответ тем скептикам «в белых перчатках», которые отрицают необходимость в коалиции «Другая Россия», в обращениях в различные международно-правовые институты вроде ЕСПЧ и «Международной амнистии», в апелляциях к международному сообществу и иностранным государствам.
Наконец, последний критерий, определяющий партизана – это активная политическая вовлеченность, которая отличает партизана от других комбатантов, участников вооруженных конфликтов. Автор указывает на то, что в немецком языке «партизан» и «партиец» обозначаются одним словом - Parteigänger – тот, кто идет с партией. «Партизан сражается на политическом фронте, и именно политический характер его образа действий снова возрождает первоначальный смысл слова «партизан». Это слово происходит от слова «партия» и указывает на связь с каким-то образом борющейся, воюющей или политически действующей партией или группой. Такого рода связи с партией особенно сильно проявляются в революционные эпохи» - в этом месте Шмитт наиболее близко подошел к той теме, которая нас интересует в первую очередь – применимость военно-прикладной теории (вернее: теорий) партизана к политическим процессам, к невооруженной политической борьбе. Несмотря на то, что сам Карл Шмитт рассматривает партизана в первую очередь как борца за свободу с оружием в руках (но отделяя его от банального террориста), его теоретические и правовые обоснования применимы для понимания и построения стратегии и тактики современной российской оппозиции.
На сегодняшний день в России
для оппозиции актуальна только
уличная форма политики (при соответствующей
масс-медийной поддержке). Участие в федеральных
выборах невозможно, эффективность парламентской
борьбы сведена к нулю. Деятельность политических
и общественных объединений граждан контролируется
и строго регламентируется государством
и его силовыми органами. Судебная система
стала частью репрессивной машины государственного
насилия, а правозащитная деятельность
преследуется. Свобода прессы и слова
планомерно уничтожается. Механизмы контроля
общества над властью (пресловутое гражданское
общество) так и не были созданы. Власть
диктует свои правила игры, и либо ты их
принимаешь, либо тебя уничтожают. Оппозиции
остается один путь – на улицу. На майдан,
если хотите. Оппозиционер должен стать
либо партизаном уличной политики, либо
исчезнуть с политической арены, сгинув
среди одиноких толп обывателей-коллаборационистов.
Шмитт был современником Ленина и Мао - эпохи, когда актуальным был лозунг «Винтовка рождает власть». Сегодня для решения этого уравнения нам необходимо найти новые переменные
Информация о работе Теория партизана. Промежуточное замечание к понятию политического