Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:36, курсовая работа
Основной целью работы является изучение как теорий раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, так и объективных закономерностей развития мировой торговли, в том числе мировой торговли России.
Основные задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды;
2.Определить основные направления товарных потоков между странами и факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке;
3. Проанализировать место России в мировой торговле.
Введение
Глава I. Теории международной торговли
1.Классические теории международной торговли
2.Современные теории международной торговли
Глава II. Международная торговля на современном этапе развития
2.1 Понятие и закономерности развития мировой торговли
2.2 Структура и основные товаропотоки международной торговли на современном этапе развития
Глава III. Внешняя торговля Российской Федерации
3.1 Особенности торговли России на современном этапе
3.2 Место России в международной торговле
Заключение
Список литературы
Теория Хекшера – Олина также получила название теории пропорциональных факторов.
Предполагается, что страны не наделены одинаковым относительным количеством факторов производства и, следовательно, не могут производить товары с равными относительными издержками. При этом учитываются 2 фактора производства: капитал и труд (рабочая сила). Причем оба фактора мобильны и могут перемещаться между странами. Теория представляет собой двустрановую модель внешней торговли, то есть в этом случае вся международная торговля ограничена торговлей между двумя странами.
Страны стремятся экспортировать те товары, в производстве которых они имеют относительно избыточные факторы производства, и импортировать товары, в которых использованы относительно дефицитные для страны факторы (теорема Хекшера – Олина).3
Торговля способствует росту доходов у владельцев избыточных факторов производства и приносит убытки владельцам дефицитных факторов.
Американский экономист Пол Самуэльсон сделал вывод, что перемещение факторов производства между странами ведет к выравниванию цен, точнее, к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах.4
Между тем, на практике выравнивание цен на факторы производства не происходит. Ответом на расхождение теории и практической экономики являются следующие предположения:
Предполагается, что различия в отношении количества труда и капитала, численности квалифицированных и неквалифицированных рабочих не обязательно приведут к выравниванию цен на факторы производства.
Таким образом, можно сделать вывод, что Модель Хекшера – Олина основывается на том, что можно побудить страны к развитию производства и экспорта той продукции, где используются избыточные и по тому более дешевые факторы производства
Парадокс Леонтьева
Известный американский экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Леонтьев провел тестирование, где использовал созданный им метод «затраты - выпуск». Матрица «затрат – выпуска» описывает перемещение товаров и услуг между секторами экономики в виде баланса. Каждая отрасль промышленности зависит от других отраслей – поставщиков, сырья или полуфабрикатов. При этом применение модели Леонтьева позволяет выявить потребности в капитале и труде в каждой отрасли. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».
В последующие годы открытие Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя «Парадокс Леонтьева». В итоге теория сравнительных преимуществ получило дальнейшее развитие путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. К числу новых обстоятельств можно отнести:
Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства.
Какое объяснение дал своему парадоксу В. Леонтьев? Он выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет.
В. Леонтьев также предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие труда более квалифицированного, чем затрачиваемый на производство «конкурирующего импорта». Для этого В. Леонтьев разбил все виды труда на пять уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой квалификационной группы нужно для производства на 1 миллион долларов американского экспорта и «конкурирующего импорта». Оказалось, что экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные. Экспорт оказался более насыщен трудом, чем импорт, который в свою очередь, более насыщен капиталом. Многие экономисты применяли метод Леонтьева к другим странам (Индии, Франции, Германии, Японии).
Таким образом, следует отметить, что Леонтьев,
исследуя экспортную конкурентоспособность
фирм США, обнаружил, что отрасли, которые
являются наиболее удачливыми экспортерами,
обладают более высокой трудоемкостью,
чем те, которые сталкиваются, главным
образом, с конкуренцией импортных товаров.
Ведь если мы будем рассматривать рабочую
силу не как однородный товар, а разделим
ее по категориям, то обнаружим, что промышленно
развитые страны фактически обладают
значительным избытком высокообразованных
трудовых ресурсов и могут производить
продукцию различными методами.
1.2
Современные теории
международной торговли
В последнее десятилетие в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Причины следующие:
Рассмотрим альтернативные теории мировой торговли.
Теория технологического разрыва
Одной из современных теорий мировой торговли является концепция «технологического разрыва», которую разработали американские экономисты Г. Хафбауэр, Р. Вернон. Эту теорию можно считать дальнейшим развитием теории Хекшера-Олина.8
Если в той или иной отрасли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Производя товар с меньшими, чем прежде, издержками, она может получить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экспортеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке. Тем не менее, пока разрыв существует, он оказывает позитивное воздействие на экспорт товаров, в производстве которых использованы новые технологии. Однако, как свидетельствует практика, торговля сохраняется и в случае выравнивания технологического потенциала двух стран.9
Таким образом, концепция «технологического разрыва» основывается на том, что при равном обеспечении стран факторами производства, развитие торговли между странами инициируют технические изменения, возникающие в одной из отраслей торгующих стран.10
В заключение этой теории отметим, что в рамках современных подходов к объяснению внешнеторговых потоков учитываются возможности новой, непрерывно развивающейся техники и технологии.
Теория жизненного цикла
С середины 60-х годов экономисты западных стран (Р. Вернон, Ч. Киндельбергер, Л. Уэльс) активно развивают теорию жизненного цикла продукта. Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов её жизни на рынке.11
Суть теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.12
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.
Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизированных производственных процессах.
По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится частым импортером.
Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.13
Теория жизненного цикла товара утверждает, что многие готовые изделия будут сначала производится в странах, где эти товары были изучены и разработаны, а затем перемещаются из страны в страну в зависимости от этапа жизненного цикла товара.
Теория предпочтения сходства
Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками производства. Экспортная специализация страны обуславливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей её потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.
Следует ещё раз подчеркнуть, что положение теории предпочтения сходства относятся исключительно к торговле промышленными товарами. Что касается международной торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то её географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера – Олина.14
Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера
Во 2-ой половине XX века в мировой торговле произошли серьёзные изменения в условиях конкуренции, её товарной и географической структурах. В товарной структуре мировой торговли стала преобладать торговля готовой продукцией. Прежде преимущество мировой торговли было связано с обстоятельствами, унаследованными страной от предыдущих этапов развития национальной экономики. Теперь же резко возросло значение «рукотворных» факторов конкурентоспособности, т.е. тех, которые связаны с непосредственной деятельностью компаний, стремящихся максимально учесть изменяющиеся требования рынка, разработать и осуществить стратегию по завоеванию прочих позиций на конкретных товарных рынках.